Файл: Курс математики в начальных классах 1iii классы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от стабильного курса с у-щественно изменена методика изучения смысла деления. Исполь­зование идей изменения и соответствия предметных действий (предметных ситуа­ций) и математической записи позволяет рассматривать так называемые «деление по содержанию» и «деление на равные части» (не используя названную термино­логию) в их тесной взаимосвязи, а также во взаимосвязи с умножением, что значи­тельно облегчает детям усвоение этих вопросов.

Для формирования представлений о пло­щади используется та же методика, что и в I классе для формирования представлении о длине, т. е. сначала уточняются пред­ставления детей о площади, затем пло­щади фигур сравниваются с помощью различных мерок (этот материал органи­чески связан с формированием навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления). В конце года учащиеся знакомятся с единицами площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2, учатся измерять площадь прямоугольника с помощью палетки и вычислять ее по определенному правилу. Одновременно рассматривается способ вы­числения периметра прямоугольника.

Тема нумерации многозначных чисел представлена в курсе II класса двумя раз­делами: «Четырехзначные числа» и «Пяти-

значные и шестизначные числа». Основными способами усвоения десятичной позицион­ной системы счисления являются: анализ многозначных чисел с точки зрения их раз­рядного и классового состава, выявление признаков сходства и различия в конкрет­ных числах, построение рядов чисел в соот­ветствии с определенными правилами.

Использование калькулятора позволяет при изучении многозначных чисел повто­рять такие ранее усвоенные понятия, как:

«увеличить на», «уменьшить на», «умень­шить в», «увеличить в», «разностное и кратное сравнение».

Так же учащиеся знакомятся во II классе с правилами порядка выполнения действий

• выражениях, но методика обучения этим правилам в предлагаемом курсе сущест­венно отличается от методики ста­бильного курса математики.

Умножение двузначного числа на одно­значное и деление двузначного числа на однозначное и двузначное отнесены в про-> грамме на четвертую четверть. Это обуслов­лено тем, что к этому времени у большин­ства детей табличные навыки умножения

• соответствующие случаи деления доведе­ны до автоматизма, что является важным условием формирования вычислительных

цшемов умножения и деления в пределах

100.

Во II классе продолжается работа, свя-

ганная с изучением геометрических фигур


• с развитием пространственного мышления. Пользуясь инструментами (линейкой, цир-! кулем, угольником), дети решают задачи на .•остроение симметричных точек относитель­но данной оси симметрии, на построение ломаной линии с заданной длиной или с жданным количеством звеньев, на составле-

•яе фигур из данных, а также знакомятся с моделью куба и соотносят модель с ее Изображением.

При обучении решению задач во II классе получает дальнейшее развитие тот

•одход, который использовался в I классе.

Содержание курса III класса полностью составлено по тематическому принципу. Последовательность изучения тем позволяет чрганически включать в каждую следующую

•ему ранее пройденный материал и тем вмым выстраивать знания, умения и навыки

• определенную систему.

В начале III класса предлагаются в

•сновном комплексные задания, при выпол-Ьвнии которых учащиеся не только повто-

•оот различные, связанные между собой

•юятия, но и рассматривают новые вопросы:

Соиство деления числа на произведение, Веление на 10, 100, 1 000..., развертка куба. При работе над другими темами также

активно используются ранее изученные по­нятия. Так, при усвоении алгоритма умно­жения многозначного числа на однозначное учащиеся опираются на знание разрядного состава многозначного числа, распредели­тельное свойство умножения, приемы сложе­ния однозначных и двузначных чисел. В систему заданий, нацеленных на усвоение алгоритма умножения многозначного числа на однозначное, органически включаются такие вопросы, как: смысл умножения, переместительное и сочетательное свойства умножения, взаимосвязь умножения и деле­ния, взаимосвязь компонентов и результа­тов деления, запись числа в десятичной системе счисления и в виде суммы раз­рядных слагаемых.

Для осознания смысла деления с остат­ком так же, как и при усвоении смысла действий сложения, вычитания, умножения и деления, предлагаются задания на соотне­сение предметных действий с математиче­ской записью. Чтобы освоить способ деле­ния с остатком, дети прежде всего должны осознать взаимосвязь между дели­мым, делителем, неполным частным и остат­ком (с обязательным условием — остаток меньше делителя). С помощью специальной системы заданий до учащихся доводится смысл определения: «разделить число а на натуральное число Ь, значит, найти такие ц и г, что а=Ьд+г, где 0^г<Ь, но при этом, конечно, буквенная символика не используется.



Упражнения на умножение многознач­ного числа на однозначное органически включаются в тему «Деление с остатком», а задания на деление с остатком в сле­дующую тему — «Умножение многозначных чисел», где рассматривается умножение на двузначное и трехзначное число.

В процессе работы над темами «Умно­жение на однозначное число», «Деление с остатком», «Умножение многозначных чисел» учащиеся целенаправленно готовятся к изучению наиболее трудного вопроса курса III класса — деление многозначных чисел. Здесь также уделяется большое внимание содержательному аспекту способа действия: система заданий составлена таким образом, что при их выполнении уча­щиеся активно используют понятия раз­рядного и десятичного состава чисел, спо­собы прикидки количества цифр в частном, сравнение выражений на основе их содер­жательного анализа, взаимосвязь умножения и деления, свойства деления суммы на число и деление числа на произведение.

Так же, как в I и во II классах, содержательная направленность курса III класса не оказывает негативного влияния

на формирование вычислительных навыков.

Тема «Действия с величинами» носит обобщающий характер. В ней рассматри­ваются действия с величинами и соотно­шения между единицами однородных ве­личин.

Значительное место в курсе III класса отводится решению задач с величинами:

скорость, время, расстояние. Эта работа проводится в теме «Скорость движения».

Специальная тема в III классе посвя­щена решению уравнений как простых, так и усложненных. В этой теме учащимся разъясняется алгебраический способ реше­ния задач. Это полезно в плане преемст­венности с курсом математики V класса.

В конце III класса учащиеся получают представления о буквенных выражениях, о долях и дробях. Продолжается также ра­бота по развитию пространственного мыш­ления детей, начатая в I классе. Для этой цели используется система заданий на фор­мирование представлений о развертке гео­метрических тел, на соотнесение модели и изображения геометрического тела, разверт­ки и изображения.

Большое внимание в III классе уделяет­ся решению арифметических задач, которые носят более усложненный характер, чем в I и во II классах.

Содержание программы

I класс

Признаки предметов (цвет, форма, размер). Сравнение и классификация по различным при­знакам (свойствам). Уточнение понятий: слева, справа, вверху, внизу, над, под, перед, за, между, раньше, позже, все, каждый, любой; связок: и, или.

Понятия: столько же, больше, меньше (уста­новление взаимно-однозначного соответствия). Счет. Количественная характеристика групп предметов. Цифры. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел.


ЗНАТЬ:

Состав каждого однозначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответству­ющие случаи вычитания).

Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношение между разрядными едини­цами.

Термины: неравенство, выражение, равенство. Названия компонентов и результатов действий сло­жения и вычитания.

Единицы длины (1 см, 1 дм, 1 м) и соотно­шения между ними; единицы массы (1 кг); еди­ницы времени (1 ч, 1 мин, I с).

Сравнение длин предметов (визуально, на­ложением).

Точка. Линия (кривая, прямая). Луч. Лине*-ка как инструмент для проведения прямых линий.

Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его построения. Присчитывание и отсчитываю» по единице.

Сравнение длин с помощью различных ме­рок. Отрезок. Числовой луч. Сравнение нату­ральных чисел. Неравенства.

Смысл действий сложения и вычитания. По­нятия целого и части. «Увеличить на», «умень­шить на». Выражение. Равенство. Состав чисел (от 2 до 9). Сложение и вычитание отрезков (с помощью циркуля).

Число 0. Сумма, слагаемые, значение суммы.

Переместительное свойство сложения.

Уменьшаемое, вычитаемое, значение разно­сти. Взаимосвязь компонентов и результатов дей­ствий сложения и вычитания. Разностное срав­нение.

Ломаная (замкнутая и незамкнутая).

Двузначные числа, их разрядный состах Единицы длины, их соотношение. Число 10. его состав.

Сложение и вычитание десятков; Прибавле­ние (вычитание) к двузначному числу единиц, десятков (без перехода через разряд).

Формирование понятия «задача».

Угол (прямой, тупой, острый).

Прямоугольник. Квадрат.

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 20. Состав чисел о» 11 до 19.

Решение задач на сложение и вычитание (простых и составных).

Сочетательное свойство сложения. Скобки.

Устное сложение и вычитание чисел в пре­делах 100 с переходом через разряд.

Трехзначные числа. Сложение и вычитание сотен. Прибавление (вычитание) к трехзначному числу единиц, десятков, сотен (без перехода через разряд).

Симметричные фигуры.

В результате изучения предложенной про­граммы учащиеся I класса должны:

УМЕТЬ:

Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд.

Соотносить предметные действия с математи­ческими выражениями. Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот) -


Использовать линейку (как измерительна инструмент) и циркуль для сравнения длины от­резков, для их сложения и вычитания.

Названия геометрических фигур и их суще­ственные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоуголь-чк, прямоугольник, квадрат).

Структуру задачи (условие, вопрос).

II класс

Смысл умножения. Названия компонентов и результата умножения. Умножение на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения. По-

•ятие «увеличить в».

Цена, количество, стоимость.

Смысл деления. Названия компонентов и ре-нультата деления.

Взаимосвязь умножения и деления. Поня­тие «уменьшить в».

Кратное сравнение. Невозможность деле­ния на 0.

Табличные случаи умножения и соответ­ствующие случаи деления.

Симметричные фигуры. Ось симметрии. По­строение симметричных фигур с помощью ли-

•ейки, циркуля, угольника.

Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур с помощью различных мерок. Единицы площа­ди (1 см2, 1 дм2, 1 м2). Измерение площа­дей фигур. Палетка. Площадь и периметр пря­моугольника.

Текстовые задачи, при решении которых ис­пользуются:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) понятия «увеличить на (в)», «умень­шить на (в)»;

в) разностное и кратное сравнение;

ЗНАТЬ:

Определение умножения. Названия компонен­тов и результатов умножения.

Переместительное свойство умножения. Названия компонентов и результата деления.

Таблицу умножения однозначных чисел и соот­ветствующие случаи деления.

Правило нахождения множителя по значению ^юизведения и другого множителя.

Правило нахождения делимого по делителю и эиачению частного.

Правило нахождения делителя по делимому и шачению частного.

Способы сравнения и измерения площадей.

Единицы площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2 и соот­ношения между ними.

Способ вычисления площади и периметра Прямоугольника.

Структуру многозначных чисел. Назвав— рю-мдов, классов и соотношения разрялаа еа——&

Распознавать геометрические фигуры, исполь­зуя линейку, циркуль, угольник.

Решать простые и составные задачи, записы­вать их решения выражением и по действиям.

г) зависимость величин.

Четырехзначные, пятизначные, шестизначные числа. Понятия разряда и класса. Соотношения разрядных единиц. Разрядные слагаемые.

Алгоритм письменного сложения и вычи­тания.

Единицы массы (1 кг, 1 г) и соотноше­ние между ними. Единицы длины (1 км, 1 м, 1 дм, 1 см) и соотношение между ними.