Файл: История развития средств вычислительной техники (История информатики: исследования и публикации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
1.1. Публикации и исследования по истории информатики и ВТ
1.2. Виртуальные музеи по истории вычислительной техники
2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Классификация дидактических средств обучения
2.2. Цели использования дидактических материалов в учебном процессе
2.3. Этапы и средства разработки дидактических материалов
Книга В.Я. Тучкова «Первопроходец цифрового материка» посвящена уникальной творческой судьбе пионера отечественной информатики Анатолия Ивановича Китова. Благодаря его научно–практическому вкладу в информационные технологии в Советском Союзе была «легализована» кибернетика, создан самый быстродействующий в мире ламповый компьютер, по его книгам учились первые поколения отечественных и зарубежных программистов и конструкторов ЭВМ. Он был инициатором и разработчиком грандиозного проекта, благодаря которому интернет должен был появиться в СССР раньше, чем в США. О его уникальных достижениях широкой публике практически ничего не известно. Это объясняется тем, что его работы были защищены грифом «совершенно секретно» [51].
К сожалению, все перечисленные выше издания выпущены небольшими тиражами и практически недоступны большинству студентов.
Отсутствие информационной поддержки изучения курса «История информатики» вызывает существенную сложность. В этих условиях на передний план выходят такие источники информации как виртуальные компьютерные музеи, личные воспоминания, материалы конференций, сетевые публикации.
1.2. Виртуальные музеи по истории вычислительной техники
Надо отметить, что, в последние годы появилось огромное количество Интернет-ресурсов по истории вычислительной техники, в том числе виртуальные музеи информатики и ВТ.
Виртуальные музеи по истории вычислительной техники показаны в Приложение 1.
Компьютерные компании, учебные заведения и просто любители создают подобные сайты-музеи. Особо надо отметить виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru Эдуарда Пройдакова [30]. В музее представлен богатейший материал начиная от вычислений в докомпьютерную эпоху и до самых современных компьютеров. Представлены истории развития вычислительной техники за рубежом и в СССР, история развития программного обеспечения, история компьютерных игр и др. В разделе музея «Библиотека» представлены в электронном виде более четырех десятков книг по информатике и истории информатики http://www.computermuseum.ru/biblioteka/index.php.
Интересный виртуальный музей развития вычислительной техники создан в физико-математической школе № 444 г. Москвы http://informat444.narod.ru/museum/.
Музей содержит несколько различных экспозиций: поколения компьютеров, история развития вычислительной техники в России, история в лицах и др. Виртуальные экспозиции включают множество фотографий, подчас очень редких. Здесь же имеется перечень виртуальных музеев мира по компьютерной тематике.
Виртуальный музей "История развития информационных технологий в Украине" http://www.icfcst.kiev.ua/museum/, посвящен истории становления и развития советского компьютеростроения.
Экспозиция музея рассказывает о выдающихся людях и коллективах, усилия которых в трудное послевоенное время вывели нашу страну в число мировых лидеров компьютеростроения, и о первых ЭВМ, ими созданных. Здесь имеется множество фотографий и документов.
Сайт «Компьютерная история в лицах» http://infhistory.com содержит информацию о людях, ставших основателями компьютерного мира. Здесь содержится информация о людях, ставших основателями компьютерного мира от Блеза Паскаля, изобретателя арифметической машины, французского инженера Жаккара, изобретшего перфокарты для управления автоматическим ткацким станком и до Дэнниса Ритчи, автора языка «С», Линуса Торвальдса, создателя Linux, и об известных компаниях, таких как Intel, Microsoft многих других.
История единственного в мире троичного компьютера «Сетунь», созданного в 1959 году в стенах вычислительного центра Московского государственного университета Н.П. Брусенцовым отражена на сайте http://lib.ru/MEMUARY/MALINOWSKIJ/8.htm.
Крупнейшее в России собрание музейных экспонатов, посвященное развитию вычислительной техники, находится в Москве в Политехническом музее. Здесь представлены работы российских изобретателей - "счислитель" Куммера, арифмометры В.Т.Однера, комплекс вычислительных машин Холлерита, использовавшийся для подсчета результатов Всероссийской переписи населения в 1897 году, работы советских ученых - создателей первых ЭВМ. Надо отметить, что многие экспонаты действующие, например, табулятор Холлерита. Первая малая серийная ЭВМ «Урал-1» сыгравшая важную роль в становлении и развитии вычислительной техники в стране - в настоящее время музейная редкость. Она сохранилась в единственном экземпляре и представлена в собрании Политехнического музея, причем надо отметить – в рабочем состоянии. Сайт Политехнического музея предоставляет информацию о расписании работы музея, постоянных и тематических экспозициях и другие справочные материалы. http://museum.comp-school.ru/project.php?do=museums.
В разделе "Вычислительная техника" можно проследить путь развития вычислительной техники от простейших приспособлений древности (бирки, квипу, абак) до современных ЭВМ.
Виртуальный музей истории отечественных компьютеров (автор проекта Сергей Тархов) - http://informatic.ugatu.ac.ru/kafedra/index.php. В музее собраны сведения о вычислительной технике, выпущенной в СССР и в странах - членах СЭВ. Представлены описания вычислительных машин, их технические характеристики, рисунки и фотографии. Приведены сведения о выдающихся конструкторах - создателях отечественных ЭВМ.
Сайт "Под знаком Леонардо да Винчи" представляет собой подборку фотографий ученых и предпринимателей, внёсших выдающийся вклад в развитие компьютерных наук - http://www.adeptis.ru/vinci/index.html
Электронный архив академика А. П. Ершова. - http://ershov.iis.nsk.su , в котором хранятся документы, отражающие весь его жизненный путь, а вместе с ним — историю развития информатики в России. Здесь хранятся конспекты лекций выдающихся ученых, преподававших в МГУ во время его учебы, черновики курсовых и дипломной работы, материалы к первым научным публикациям. А.П.Ершов некоторое время работал в Институте точной механики и вычислительной техники, где создавались первые отечественные ЭВМ, затем — в Вычислительном центре АН СССР. В архиве хранятся и документы того времени. Собраны документы, касающиеся создания Отдела программирования в Институте математики СО АН СССР. Уникальны документы, связанные с проектом Альфа. Этот оптимизирующий транслятор с языка Альфа (отечественного варианта Алгола 60) для вычислительной машины М-20 стал первой крупной разработкой Отдела программирования. А.П. Ершов был создателем первого учебника по информатике для средних школ и методического пособия для учителей. Все огромная работа по их созданию отражена в документах архива. Кроме того, здесь же можно найти материалы летних школ юных программистов, которые проводились в Академгородке начиная с 1977 года и задачи для олимпиад по программированию.
Сайт о машине – БЭСМ-6 http://www.mailcom.com/besm6/index_ru.shtml.
Здесь размещена подробная информация о знаменитой советской ЭВМ БЭСМ-6.
Большим событием последних лет стала первая Международная конференция «Развитие вычислительной техники в России и странах бывшего СССР: история и перспективы (SORUCOM)», проведенная в 2006 г. в Петрозаводске https://elibrary.ru/item.asp?id=23596026 .
В 2011, 2014 гг. прошли вторая и третья конференции. Организаторами конференций были: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, Институт системного программирования РАН, Виртуальный компьютерный музей, Политехнический музей (Москва), Computer History Museum (Mountain View, California) [51].
В конференции принимали участие разработчики первых советских вычислительных машин и программного обеспечения для них. На конференциях обсуждались вопросы истории развития вычислительной техники в России и странах бывшего СССР, влияния роли выдающихся ученых - руководителей различных школ и направлений развития вычислительной техники, архитектуры, структуры и конструкции отечественных вычислительных машин разных поколений и их программного обеспечения, а также аспекты создания и использования современных IT-технологий.
2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Классификация дидактических средств обучения
В педагогическом терминологическом словаре дается следующее определение: «Дидактический материал — вид учебных наглядных пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [35]
Само название «дидактический материал» говорит о его назначении выполнять служебные функции в соответствии с той или иной дидактической задачей, т.е. содержит указание на рабочий характер и наряду с формированием знаний служит целям выработки умений и навыков.
Отождествление дидактических материалов только с раздаточными средствами обучения значительно обедняет их функции, поскольку дидактический материал, какую бы конкретную обучающую цель ни преследовало его использование на уроке, должен стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. А этот эффект достигается не только в процессе индивидуальной формы работы.
Дидактические средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом объекте. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.
Дидактические средства обучения (носители учебной информации) - это источник получения знаний, формирования умений. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. К ним можно отнести инфографику, презентации, видеоуроки, фильмы, обучающие игры, карточки, рисунки, таблицы, графики, аудиозаписи, видеозаписи, программные средства для контроля знаний и другие материалы, которые дополняют общую программу обучение.
Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции [37]:
- познавательная функция - дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;
- формирующая функция - дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;
- дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п.
Дидактическая функция в свою очередь может включать в себя ряд подфункций:
- наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой обучающимися учебной информации, формирование
представлений и понятий;
- информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;
- компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил и времени обучаемого;
- адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстрации, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям обучающихся, плавную преемственность знаний;
- интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое;
4. мотивационная функция - дидактические средства обеспечивают формирование устойчивой мотивации учебной деятельности.
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления обучающихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у обучающихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе.