Файл: Тактические приемы и способы действий нарядов по поддержанию общественного порядка и безопасности при чрезвычайных обстоятельствах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Патрульные и постовые наряды обязаны:

- знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;

- предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощной либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

- обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

- помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

- соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям, разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом, и за какое нарушение они применяются;

- докладывать дежурному по органу внутренних дел обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

- принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по органу внутренних дел с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

По предупреждению и пресечению преступлений патрульные и постовые наряды обязаны:

- знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений;

- возможного появления и укрытия преступников;

- контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;


- своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;

- при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и дежурному органу внутренних дел и принимать меры к его предотвращению;

- при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику органа внутренних дел, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

- при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить дежурному;

- выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;

- выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

- оказывать содействие сотрудникам криминальной полиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления;

- при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;

- обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в орган внутренних дел;

- по указанию начальника органа внутренних дел или его заместителей, начальника полиции общественной безопасности выполнять отдельные пор- учения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной полиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.



Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Неприкосновенность патрульного (постового) заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам.


3 ЗАДЕРЖАНИЕ ВООРУЖЁННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ МЕСТЕ

Захват преступников в общественном месте осложняется наличием посторонних граждан и большой их скученностью. Поэтому он производится при условии гарантии безопасности для окружающих. Местами проведения операции по захвату могут быть вокзал, рынок, пристань, аэропорт, магазин, ресторан, отделение банка, зрелищные заведения и т. п. В каждом из них деятельность сотрудников ОВД имеет свою специфику.

Захват вооруженных преступников в местах массового скопления граждан проводят только в самом крайнем случае. Место для проведения операции выбирают с таким расчетом, чтобы в это время там было как можно меньше посторонних лиц (туалетные комнаты, лестницы, неширокие коридоры и т. п.).

Захват вооруженного преступника на улице проводит оперативная группа, численность которой определяется из такого расчета, чтобы на одного вооруженного преступника было не менее 3–4 сотрудников полиции. При захвате даже одного преступника оперативная группа обязательно имеет резерв (в виде вооруженного наряда), готовый прийти на помощь группе в случае нападения на нее пособников преступника. Вооруженный наряд находится в оперативной машине недалеко от места захвата.

Преступника берут под наблюдение и проводят задержание в удобный момент в безопасном для окружающих месте. Удобной является ситуация, позволяющая участникам операции, не привлекая внимания преступника, вплотную сблизиться с ним.

Осуществляя наблюдение, сотрудники полиции не должны своим внешним поведением, одеждой выделяться из окружающей среды. В зависимости от обстановки в отдельных случаях в состав оперативной группы включают женщин – опытных сотрудников полиции. Это в какой-то мере может ослабить настороженность преступника.

Выбрав удобный момент, оперативная группа вплотную подходит к преступнику, двое сотрудников быстро выполняют боевые приемы борьбы (загиб руки за спину), а третий – производит обыск и изымает оружие. Четвертый сотрудник, находясь на удалении 5–6 шагов, внимательно следит за окружающей обстановкой, чтобы не допустить внезапного нападения ранее неизвестных соучастников задерживаемого и его освобождения. К этому времени резервная группа на оперативной машине приближается к месту проведения операции и задержанного преступника доставляют в ближайший ОВД.


Отступление от данных рекомендаций может вызвать непредвиденные осложнения, а в некоторых случаях привести к провалу всей операции.

При захвате вооруженного преступника нельзя требовать у него предъявления документов, так как это дает ему возможность применить оружие. В случае необходимости сотрудник полиции должен предварительно убедиться в отсутствии у проверяемого оружия и лишь потом проверить документы.

При захвате преступной группы целесообразно предварительно принять оперативные меры по ее рассредоточению. Если такой возможности не представилось, то против каждого преступника действует отдельная группа захвата. Выбрав удобный момент, руководитель операции подает сигнал о начале задержания.

При захвате на улице оперативная группа на пути вероятного следования преступников может, например, «производить ремонт» дорожного покрытия, устранять «неисправность» в автомашине и т. п. Такие инсценировки значительно ослабляют настороженность задерживаемых.

Во время задержания преступников на улице необходимо:

– своевременно пресекать попытки правонарушителей выбросить изобличающие их документы, предметы, огнестрельное и холодное оружие;

– после изъятия оружия продолжать обыск, так как у преступника может быть второй пистолет, нож, кастет и т. п.;

– вести наблюдение за окружающей обстановкой: среди людей, а также в близстоящих автомобилях и строениях могут находиться соучастники задерживаемых с намерениями оказать содействие им в освобождении.

4 ЗАДЕРЖАНИЕ ВООРУЖЁННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА АВТОТРАНСПОРТЕ


Операции по захвату вооруженных преступников, передвигающихся на автотранспорте, составляют 37,5 % от общего числа. Их отличительной чертой является пространственный размах, сложность в организации взаимодействия.

При планировании деятельности ОВД по захвату преступников на транспорте необходимо учитывать все разнообразие транспортных средств, которые могут использовать преступники как средство передвижения и как орудие преступления либо преступного посягательства.

Это, прежде всего, автодорожный транспорт: легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы. От вида автотранспорта и окружающей обстановки зависят условия деятельности ОВД. Например, захват преступника в легковом автомобиле на улице населенного пункта либо вне его, присутствие в его автомобиле сообщников, посторонних граждан или наличие заложников. Зачастую вооруженные преступники захватывают автомобиль и вынуждают водителя под угрозой оружия ехать в указанном направлении, чем освобождают себя от необходимости управления, увеличивают свои возможности по оказанию сопротивления при их задержании. Что касается автобуса, то здесь захват еще более затруднен, так как преступник может открыть огонь и пострадают посторонние граждане. Это повлечет нарушение законности сотрудниками, так как они не только не изолировали преступника, а своими действиями спровоцировали другие преступные действия.