Файл: Основы нотариата (Теоретико-правовые основы российского нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современный период развития гражданских или иных правоотношений и развития самой правовой системы в Российской Федерации характеризуется изменением в области многих юридических институтов государства. Развитие отношений не оставило в стороне нотариат и самих нотариусов, несмотря что правовой институт является консервативным в сравнении с другими юридически институтами. Существующий на сегодняшний день свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться. И прямо сейчас, в настоящее время в нашей стране происходит серьезная реформа нотариального законодательства. Следовательно, проблемы возникающие в данной области, требуют дальнейшего изучения.

Цель работы – исследовать институт нотариата в РФ.

Исходя из цели работы, сформулированы её задачи:

  1. Изучить историю становления и развития нотариата в России;
  2. Определить понятие нотариата;
  3. Рассмотреть функции и задачи нотариуса;
  4. Выявить проблемы, касающиеся ответственности нотариуса;
  5. Проанализировать тенденции и пути развития нотариата в современной России.

Объект исследования - общественные отношения, характеризующие институционально-правовую форму организации и деятельности нотариата в РФ.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, научные публикации, касающиеся темы исследования.

Теоретической основой исследования являются труды ученых, таких как В. А. Белов, А.В. Васильев, Е.А. Кириллова, А.Н. Миронов, М.С. Шикарян, А.А. Ушаков и др. На диссертационном уровне основы отечественного нотариата изучают Л.Л. Бирченко, П.А. Щекочихин.

Нормативно-правовой основой работы являются Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданский кодекс РФ и др.

В работе используются следующие методы исследования: анализ и синтез, историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, логический, формально-юридический и др.

Структура работы обуславливается её целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и параграфами, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА

1.1 История развития нотариата в России

Каждый гражданско-правовой института, в том числе и нотариат, имеет обуславливающие его общественно-исторические предпосылки возникновения.

Поскольку институт нотариата связан в большинстве своем с удостоверением гражданско-правовых сделок, важно обратиться сначала к наиболее ранним упоминаниям данного правового термина. Им является Договор князя Олега (912 год) и Договор князя Игоря (945 год) с греками, содержащий вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок в нашем Отечестве. В Х веке при Святом Владимире упоминается уже о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые Законы Руси стали предвестниками будущего Российского нотариата.

Следующей важной вехой в истории нотариата в России является его установление как государственного института, которым мы обязаны Судебнику 1497 года, написанному во время царствования Ивана Васильевича III.

Повышение значимости института нотариата в российском государстве было обусловлено принятым царем решением производить укрепление свободных людей в холопы и наоборот путем составления особых грамот. Здесь же отметим тогдашние договоры о переукрупнении недвижимых имений, которые совершались письменно.

В 1613 году на престол взошел первый представитель династии Романовых – Михаил Федорович. В силу в того что в то время ему едва исполнилось 14 лет властные функции осуществлял его отец Федор Никитич (Митрополит Филарет). За время правления им был создан мощный, разветвленный аппарат государственных организаций различного уровня, к числу основных функций которых относилось совершение частноправовых актов и подготовка документов, что вне всяких сомнений относится к сфере нотариальной деятельности. Результатом их деятельности в этой сфере явилась практическая необходимость закрепления отдельных норм, зарождающиеся системы нотариата на законодательном уровне, что выразилось в издании указа 1635 года согласно которому «Все договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом полной их недействительности».

Во времена, к которым относятся вышеуказанные факты термин «нотариус» был синонимичен слову «дьяк». Здесь имеются ввиду люди этого звания, служившие именно в Посольском и Разрядном приказах. Их функции были тождественны подведомственности римских табеллионов и были связаны с совершением юридических актов и разработкой судебных документов. Тем самым дьяки заложили основы будущей профессии нотариуса в нашей стране[1].


Выделение людей, осуществляющих нотариальную деятельность в отдельный, обособленный профессиальный класс было закреплено в Соборном Уложении 1649 года, которое относится ко времени правления Алексея Михайловича. Эта новая категория служащих получила название площадных подьячих. Это был своеобразный цех, профессиональных писцов, действующий в интересах, обращающихся к ним физических и юридических лиц. Назначение человека на должность площадного подъядечего осуществлялось указом царя, что определяло государственный контроль за их деятельностью. Желающий быть площадным подьячим подавал на имя царя челобитную. Помимо этого выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, что вполне уместно интерпретировать как зарождение понятия «этика нотариуса». В свою очередь корпорация писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения ущерба от его деятельности. Должность подьячего была весьма прибыльной и отставка от нее считалась тяжелейшим наказанием.

Последующее ужесточение государственного контроля за деятельностью людей, осуществляющих нотариальную деятельность, нашло внешнее выражение в наделении выборных старост правом осуществлять надзор за подьячими. Это было сделано для предупреждения совершения сделок, противоречащих законодательству. Впоследствии была введена особая справка для совершения отдельных видов купчих и крепостей в холопьем приказе. Она представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добросовестности заключаемой сделки, а также принадлежности имущества конкретному лицу. В этой же справке осуществлялось проверка свободы имущества от обременений, что помогало сделать сделку максимально чистой с точки зрения закона. Помимо этого принципиальное юридическое значение имело то, что сделка считалась заключенной только после записи акта в книгу приказа и приложения печати, что определяло статус имущества как отчужденного.

В связи с вышеизложенным материалом отметим схожесть требований, предъявляемых к подьячему и современному нотариусу.

Дальнейшее развитие российского нотариата связано с реформами Петра I, которые в контексте нотариальной деятельности не всегда оказывались оправданными. Так указом царя от 9 декабря 1699 года предписано: «… совершать всякие крепости…» не у площадных подьячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало присылать раз в два месяца отчеты по заключенным сделкам 1 января 1700 года совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей – Московской большой таможне[2].


Полной централизацией нотариального дела Петр Великий предполагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подьячими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным, поэтому 30 января 1701 года «было полено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади», а надзор за деятельностью площадных подьячих был поручен Оружейной палате. Впоследствии «для ближайшего заведывания крепостным делом учрежден особый приказ крепостных дел, состоявший из нескольких судей». После учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался юстиц-коллегией.

При Екатерине II прерогатива совершения гражданско-правовых сделок была передана палате Гражданского суда. Помимо этого императрица попыталась сократить излишние формальности, предоставляя возможность частным маклерам совершать акты, связанные со сделками по недвижимому имуществу. С 1781 года термин «маклер» был утвержден официально для торговых сделок. Были созданы правительственные учреждения на которые возлагалась функция контроля за законностью и правомерностью нотариальной деятельности.

Нотариат, как специальный институт российского права был узаконен лишь в 1866 году. Не смотря на то, что до этого времени нотариальная функция также осуществлялось, говорить о существовании самого института ранее этого времени не приходится.

14 апреля 1866 года стало знаковым моментом для российского нотариата. Тогда, в контексте судебной реформы было принято «Положение о нотариальной части»[3]. И это не являлось случайным, а отражало потребность государства в такого рода институте.

Сильный импульс к развитию системы нотариата в России дала реформа Александра II. Одной из первых ее новелл явилось разделение системы нотариата на крепостную и собственно нотариальную. Особое внимание уделенное первой из перечисленных свидетельствует о повышенном интересе государства к вопросу о земле, как в отношении частных лиц, так и государства.

В конце прошлого века сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершения нотариальных действий:

1. публичные (городовые) нотариусы;

2. биржевые маклеры и нотариусы;

3. узкоспециализированные маклеры (судоходных расправ, частные, государственного и коммерческого банка и т.п.);


4. при отсутствии нотариуса их функции выполняли магистраты, ратуши думы, а также различные чиновники.

Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в то время не существовало, но нотариусы при совершении сделки должны были совершить действия, связанные с установлением личности, заключающей сделку, правоспособность и дееспособность сторон, а также соответствие сделки законодательству.

В советский период развития отечественной правовой системы, обусловленной фактическим отсутствием института частной собственности и малоразвитостью гражданского оборота, роль нотариата была незначительна. В большинстве случаев нотариусы выполняли удостоверительные функции по небольшому числу сделок, а также вели наследственные дела.

В заключении отметим, что правоприменительный опыт наших предков может оказаться весьма полезным при внедрении инноваций в современную действительность, а их высокое правосознание послужить достойным примером и великолепным средством против, укоренившийся в нашей стране правового нигилизма.

1.2 Понятие нотариата

Институт нотариата достаточно с давних времен выполняет широкие полномочия по отношению к гражданину, обществу и государству. Нотариат принадлежит к числу тех закономерных итогов развития общественно государственной системы, которые в целом характеризуют уровень национальной и мировой правовой культуры и цивилизации. Точного определения института нотариата нет, но существует несколько вариантов. Так, Шакарян М.С., Треушников М.К. определяют нотариат, как целостною систему государственных органов и должностных лиц, основной задачей которых является, прежде всего, удовлетворение бесспорных прав человека, придание документам исполнительной силы, свидетельствование документов и другие функции, которые вправе выполнять только нотариальное лицо[4].

Мировая государственно-правовая практика свидетельствует, что исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, где присутствуют условия товарного оборота.

На сегодняшний день, существует огромное количество правовой литературы, где понятие «нотариат» дается по-разному:

1. Система органов, которая осуществляет функции государства по защите прав и интересов граждан, общества, юридических лиц, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями