Файл: Методы выбора проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях рыночной экономики и растущей конкуренции очень сложно добиться успеха в деятельности компании без четко выработанной стратегии и без сбора информации о конкурентах, внешней среды, о нише рынка и т.д. Чтобы осуществлять стратегическое управление компанией, необходимо решить три основных задачи: разработать видение будущего организации на высшем уровне (миссия, пути развития); провести документирование основных целей и стратегий; реализовать конкретные проекты для достижения стратегических целей.

Основной задачей для коммерческих организаций является привлечение инвестиций в действующие или новые компании. Очень важно привести веские аргументы для обоснования привлечения инвестиций в проект. Коммерческие и инвестиционные проекты являются рабочим инструментом во всех сферах предпринимательской деятельности.

Проекты описывают процесс функционирования организации, показывают, каким образом планируется достичь главных целей компании, и отображают задачи, преодоление которых поможет достичь конечного результата деятельности организации.

Современные компании часто используют проектный подход в своей деятельности. Современные методы проектного подхода позволяют выстроить продуктивную систему работы с такими сложными задачами. Поэтому актуальность данной темы заключается в том, что хорошо разработанный проект позволит компании расти и выйти на новые рынки, завоевать более высокие позиции на рынке.

Цель курсовой работы – обоснование эффективности выбранного проекта путем проведения его анализа.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность понятия «проект»;
  2. Определить критерии выбора проекта;
  3. Проанализировать существующие методы выбора проекта;
  4. На примере проекта рассчитать его эффективность.

Объектом работы является ООО СМК «УГМК-Медицина».

Предметом работы является обоснование выбора проекта в ООО СМК «УГМК-Медицина».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав с включенными в них параграфами, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ ПРОЕКТА


1.2. Определение понятия проект

Понятие «проект» имеет несколько определений. С одной стороны, его можно рассмотреть, как совокупность документов и чертежей для создания какого-либо сооружения или продукта (услуги) [23]. С другой стороны, проектом можно назвать какой-либо замысел или план. В общем смысле, проект можно рассмотреть, как временную кампанию, деятельность которой направлена на создание новых продуктов, услуг, результатов. Термин «временный» означает, что любой проект имеет «старт» и «окончание» [6, с. 10].

Работа любой организации осуществляется по двум аспектам – текущие операции и проект. Можно рассмотреть разницу между проектом и текущей деятельностью организации (табл.1) [4, с. 61].

Таблица 1.

Разница между проектом и текущей деятельностью организации

Проект

Деятельность

Временный

Текущая

Результат: уникальный

Результат: повторяющийся

Цель: достижение главной цели и прекращение проекта

Цель: постоянное поддержание бизнеса

Окончание: после достижения главной цели

Окончание: после достижения текущих целей принимается новый набор целей и деятельность прекращается

Источник: создано автором самостоятельно

Обычно в реализации проекта принимает участие определённая группа лиц, а самим проектом руководит менеджер либо сам инициатор проекта. Проект имеет присущие только ему признаки, по которым его можно отличить от других видов деятельности, а именно:

  • Целенаправленность;
  • Ограничение во времени;
  • Уникальность;
  • Ограничение в ресурсах;
  • Ограничение в бюджете [7, с. 252].

При детальном рассмотрении каждого из перечисленных признаков, можно отметить, что:

1) Любой проект имеет свою цель и направлен на ее достижение. Чаще всего, проект имеет комплекс целей, включая в себя основную цель (миссия проекта) и несколько вспомогательных целей, достижение которых обязательно для выполнения главной. Очень важно правильно определить все цели проекта, начиная с основной цели и постепенно опускаясь до наиболее «мелких» целей. Отсюда следует, что проект представляет собой цепочку целей, продвижение которого возможно только после достижения каждого звена этой цепочки[20, с. 8].

Часто, для структуризации целей, формируют дерево целей, которое представляет собой иерархию целей (рис.1) [11, с. 32].


Рис. 1. Дерево целей проекта

Источник: создано автором самостоятельно

Метод дерева целей состоит в таком разделении стратегической цели проекта на группу целей более низкого уровня, чтобы реализация нижестоящих целей автоматически приводила к достижению вышестоящей.

2) Все проекты имеют определенный промежуток времени для его реализации. Проект имеет «начало» и «конец». Проект может быть завершен только тогда, когда достигнуты все поставленные цели. Поэтому очень важно, достигнут эти цели в поставленные сроки. Иначе проект может считаться не выполненным или оказаться малоэффективным [5, с. 52].

  1. Уникальный проект – тот проект, результат которого не был представлен где-то ранее. Такой «результат» является новым на рынке, не имеющий конкурентов. Но он может остаться невостребованным, не эффективным. Поэтому перед началом проекта необходимо проанализировать ситуацию на рынке, изучить внутреннюю и внешнюю среду организации. Что бы результат проекта был успешным [9, с. 23].
  2. Ресурс – это то, чем располагает проект. Ресурсы всегда ограничены. Виды ресурсов представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Виды ресурсов проекта

Источник: создано автором самостоятельно

Задачей управления ресурсами является обеспечение их оптимального использования для достижения поставленной цели проекта [3].

  1. Бюджет проекта – план затрат на реализацию проекта. Это одна из самых главных составляющих проекта. Бюджет так же ограничен. Контроль за расходованием бюджета обычно ведет руководитель проекта. Расходование бюджета происходит поэтапно, в зависимости от % выполненных работ [17, с. 22].

Каждый проект проходит несколько этапов своего жизненного цикла.

Принято считать, что их количество равно пяти:

  1. Инициация;
  2. Планирование;
  3. Выполнение;
  4. Контроль;
  5. Завершение [25, с. 9].

Жизненный цикл проекта можно наглядно рассмотреть на рисунке 3 [14, с. 12].

Рис. 3. Жизненный цикл проекта

Источник: создано автором самостоятельно

Инициализация = замысел проекта. На данном этапе описывается миссия проекта [13, с. 80].

Планирование. На данном этапе происходит анализ проблем и возможных препятствий. Разрабатывается план работ. Формируется команда проекта. Также происходит анализ возможных рисков при реализации данного проекта [16, с. 69].


Выполнение. На данном этапе необходимо производить мониторинг выполняемых работ, управлять ходом проекта [12, с. 5].

Контроль. Важный этап цикла проекта. Контроль является функцией руководителя проекта. Данный этап принято считать не промежуточным, а параллельным. Так как контроль требуется на всех этапах жизненного цикла проекта [21, с. 31].

Завершение. Это последний этап проекта. Он оформляется официальными документами. Команда проекта распускается или переводиться на другую работу. Прекращается финансирование проекта. Данный этап является достижением результатов проекта.

Последние три фазы могут выполняться как последовательно, так и параллельно [13, с. 80].

Таким образом, проектом называют некоторый замысел, который формирует временную компанию для реализации идеи при помощи конкретных ресурсов. Каждый проект имеет жизненный цикл, фазы которого присущи любому проекту, отлична только длительность этой фазы. Проект обладает набором признаков, которые помогают отличить проект от других видов деятельности.

1.2. Критерии выбора проекта

Выбор проекта не может быть осуществлен на основании только одного критерия. Для успешной реализации проекта необходимо провести многократную экспертизу. Принятие решения о начале выбранного проекта должно приниматься с учетом множества характеристик, которые по своей природе могут быть противоречивы относительно друг друга. Некоторые характеристики несут за собой экономические или социальные последствия реализации проекта, другие описывают возможные риски после реализации проекта.

Критерии подбора проектов подразделяют на:

  • Рыночные критерии;
  • Коммерческие критерии;
  • Целевые критерии;
  • Внешние и экологические критерии;
  • Критерии региональных особенностей реализации проекта [19, с. 320].

Первая группа критериев предусматривает соответствие проекта потребностям рынка, оценку вероятности успешной реализации проекта, необходимость маркетинговых исследований для продвижения предлагаемого продукта [33].

Вторая группа критериев включает в себя информацию о размере инвестиций, требуемых для реализации проекта, о размере возможной прибыли, о сроке окупаемости проекта, о необходимости привлечения заемных средств, о финансовом риске, возможным при реализации задуманного проекта [36].


Состав критериев третьей группы определяется ситуацией в стране в социально-экономической сфере. Некоторые из этих критериев могут пересекаться с критериями из других групп. Данная группа критериев используется только на этапе отбора основных направлений инвестирования [31].

Четвертая группа критериев включает в себя правовое обеспечение проекта, влияние законодательства на успешность реализации проекта, реакцию общества на претворение проекта в жизнь, воздействие на наличие продуктов, несущих вред экологии [32].

Наконец, пятая группа критериев представляет собой опасность возникновения риска в конкретном регионе. Так как экономика, инфраструктура, правовые основы могут быть отличными в каждом конкретном регионе, несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы [15, с. 52].

При отборе проектов проводится две процедуры:

  1. Создание перечня приоритетных направлений;
  2. Создание программы реализации приоритетов [28].

Перед тем, как начать производить отбор проектов, необходимо рассмотреть обязательные критерии. Если эти критерии выполняются, соответственно, можно приступить к дальнейшему анализу проекта.

Каждому из представленных критериев эксперт ставит оценку по определенной шкале. Для всего списка критериев определяется проходной балл, кроме коммерческих критериев.

Для проектов, которые прошли по некоммерческим критериям, рассчитывается экономическая эффективность. Так же, рассматривается необходимость привлечения заемного капитала и рассчитывается степень финансового риска в рамках проекта [18, с. 55].

Таким образом, при выборе проекта необходимо учесть некоторые критерии, которые имеют свою природу происхождения. Отбор критериев происходит при помощи нескольких процедур. Все критерии оцениваются и на основе оценки уже можно определить, проходит ли он.

1.3. Методы выбора проекта

Применение проектного подхода в организации способствует ее развитию. Компания становится более управляемой, результаты ее деятельности - более ожидаемы, повышается мотивация и эффективность персонала компании [24].

Объединение проектов со стратегией повышает эффективность их реализации. Это позволяет избежать разногласий руководителей компании с проектными менеджерами, сводит на «нет» борьбу за ресурсы внутри организации.