Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, в период бурных социально-политических и экономических изменений остро встала проблема конфликтного поведения подростков, поскольку подростковый возраст - это самый трудный и сложный период в жизни ребёнка, это период перехода из детства во взрослую жизнь.
Категория «конфликтных» подростков весьма разнородна и обширна. О них написано немало статей и книг, но позитивных сдвигов немного, проблема продолжает воспроизводиться с появлением каждого нового поколения. Социальную помощь таким детям оказывают не только социальные учреждения, работа с несовершеннолетними получила правовое закрепление в Федеральном законе РФ - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Каждый ребёнок по-своему конфликтен, и если эту проблему оставить без внимания, то в наше время «мирный» переход подростка во взрослость станет переходом несовершеннолетнего на скамью подсудимых.
Конфликты между подростками невозможно изжить. Они присущи для всех. На сегодняшний день причиной серьезного межличностного конфликта может стать спор между представителями различных субкультур (Панками и Эмо), между болельщиками спортивных команд (Спартак и Динамо). Детская жестокость является общественным явлением.
Проблема исследования: подростки по своим возрастным и психологическим особенностям более восприимчивы к негативным влияниям, что приводит их к асоциальности и конфликтности. Однако если не прилагать должных усилий по изучению данной проблемы, то, рост «конфликтных» детей современного общества значительно возрастёт.
Проблемой конфликтного поведения подростков занимались следующие ученые и исследователи: А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, М.Л. Гомелаури, Т.В. Драгунова, Е.А. Данилова, И.А. Зимняя, В.Г. Казанская, А.Г. Лидерс, Н.И. Леонов, Р.В. Овчарова, Х. Ремшмидт, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, А.И. Сорокина, О.В. Хухлаева, Л.Н. Цой и другие.
Объект исследования - стратегия поведения в конфликтах.
Предмет - стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Цель курсовой работы – изучить стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.
В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи:
- Охарактеризовать детей, пубертатного периода.
- Рассмотреть конфликтное поведение подростков, причины возникновения и формы проявления.
- Описать особенности стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях.
- Дать характеристику исследуемой подростковой группы.
- Провести исследование стратегий поведения детей - подростков в конфликтах.
- Дать методические рекомендации по предотвращению конфликтности в подростковой среде.
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, метод сравнения, метод обобщения, метод тестирования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
У подростков основной деятельностью является личностное общение. Пронизывая подростковую жизнь, оно сказывается на обучении и на взаимоотношениях с родителями. В ситуациях, когда полноценное общение со сверстниками и взрослыми не удовлетворяется, у подростков возникают трудные переживания.
В пубертатном периоде подростков тянет к общению, оно носит интенсивный характер, поэтому возникло понятие подростковая «реакция группирования». Ребенок одновременно может входить в школьную группу, в группу, которая сложилась в спортивной секции и в компанию соседнего либо своего двора. Зачастую на подростковую личность влияют группы, которые образовались за счет социальных сетей или в летнем лагере. Подросток дает группе все то, что он от нее получает, это связано с развитием самой группы[1].
Л.С. Выгодский утверждает что, возрастной переход от одного периода к другому происходит революционным способом, поэтому возникают «кризисы возрастного развития». В поведении кризисы прослеживаются как негативизм, непослушание и упрямство.
Необходимо выделить 2 возрастные группы подростков, которые имеют свои различия:
1. Дети 14-15 лет - находятся на периоде от подросткового к раннему юношеству.
2. Юноши 16-17 лет - ранний юношеский возраст.
Переходный этап от подросткового к раннему юношеству является самым сложным периодом жизни ребёнка, это так называемый пик «подросткового кризиса». Особенность заключается в переходности, т.е. в пересечении специфичных подростковых и юношеских возрастных черт[2].
Необходимо описать психические новообразования, характерные для подросткового возраста.
1. Основные потребности. Интеграция потребностей подростков в общении со своими сверстниками и в проявлении взрослости с потребностями, которые свойственны ранней юности: самоопределение и самопознание.
Дети пубертатного периода стремятся к взрослости, проявляющаяся в изменении внешности, соответствуя тем самым моде взрослых, также в утрированном интересе к проблеме курения, пола, спиртным напиткам, наркотикам. Подростки, претендующие на взрослость, не терпят детского отношения к себе, они требуют равноправия с взрослыми, а также уважения к себе как к взрослым.
Также, потребность взрослости заменяется вынужденностью им быть: некоторые подростки всерьез задумываются о личностном и профессиональном будущем. Они сталкиваются с взрослыми проблемами, начиная от первой любви, заканчивая зарабатыванием средств на свою жизнь.
Подростки часто обращают внимание на свой внутренний мир, соотнося его с внешним миром. Задают себе вопросы: Кто я? Какое мое место среди остальных? Какой я? Поэтому категория «Я» – сама по себе, а также в качестве субъекта взаимодействия с «Другими», становится доминирующим мироощущением старшего подростка.
Желание подростка понять себя, разобраться в настроениях, чувствах, отношениях, мнениях - все это пробуждает интерес к личностным переживаниям и переживаниям других людей, порождая у ребенка стремление к самовоспитанию, самовыражению и самоутверждению.
Дети пубертатного периода критикуют отрицательные черты своего характера, они переживают из-за черт, которые мешают им во взаимоотношениях с другими людьми или в дружбе. Если родитель либо учитель делает замечания в сторону отрицательных черт его характера, то возникает аффективная вспышка, т.е. конфликт[3].
2. Интенсивное развитие жизни. В подростковом возрасте приятельство приходит в дружбу, также ведутся интимные дневники и начинается первая влюблённость. Развивается половое восприятие себя, которое определяет соответствующую форму поведения. Интерес одноклассниц и одноклассников друг к другу становится заметнее: мальчики потихоньку догоняют сверстниц в социально-психологическом и физическом развитии[4].
3. Потребность в общении. Старшие подростки начинают оценивать, какие возможности предоставляет им социальное пространство с целью общения в разной деятельности. Основное время посвящено разговорам, прогулкам и «тусовкам». Общение одноклассников носит двойственный характер. С одной стороны общение – это хорошо, а с другой - общению могут сопутствовать антисоциальные деяния: алкоголь, сигареты, примыкание к неформальным группировкам и др.
Нестабильность личности порождает разноречивые поступки и желания: дети стремятся быть похожи на своих сверстников, но при этом выделиться в группе, они бравируют недостатками других, хотят уважения, меняют друзей и требуют верности. В 14 лет притупляется восприятие сверстников. Большой интерес вызывают более взрослые личности, чьи знания и опыт помогают ориентироваться в интересующих их вопросах[5].
4. Поведение старшего подростка зачастую носит противоречивый характер, он проявляется в различных формах (демонстрация негативных действий, стремление избегать контактов, неподчинение требованиям). По этому поводу возникают конфликты с родителями и учителями, нарушение дисциплины и др. Но отношения могут складываться по-разному: равнодушие или противостояние, потребность в признании со стороны взрослых, доверительное общение с взрослыми.
5. Противоречивость в коммуникативном поведении проявляется в 2-х аспектах:
- стремление быть как все, отвечать принятым в среде нормам либо желание отличиться и выделиться любой ценой;
- стремление заслужить авторитет и уважение товарищей либо бравировать личными недостатками.
6. Познавательные процессы. У подростков происходит интеллектуализация познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, речи, воображения[6].
7. Главной деятельностью девятиклассников может стать та, которая относится к профориентации. Такой деятельностью может быть учение, если подросток намерен продолжить образование. Но учение не всегда является учебной деятельностью подростка, этому препятствуют 2 причины.
- Подросток не всегда может проявить свою субъектность в групповых или индивидуальных проектах, в самостоятельной деятельности или при коллективной работе, поскольку форма обучения остается фронтальной. Со старшими подростками работают теми способами, что и с младшими, поскольку в глазах учителей они школьники.
- Растущие проблемы социализации подростка сводятся родителями и учителями к проблеме успеваемости.
Некоторые подростки теряют ориентацию в изучаемых предметах, они не понимают то, о чем говорят и что от них требуют родители и учителя. Стремясь избежать очередного порицания, они конфликтуют с родителями и прогуливают уроки[7].
8. Основной мотивацией подростков является активное стремление к личностному совершенствованию. Подростки систематически занимаются самовоспитанием. Дети задумываются над возможностями самосовершенствования, личностного и интеллектуального общения, предпринимая для своей цели целенаправленные и сознательные усилия. Типичная цель подростка - физическое и волевое самосовершенствование, задача - улучшение личностных качеств, к примеру уверенность в себе с помощью специальных упражнений и средств, а также физического развития[8].
Конфликты среди подростков - частое явление. При социализации личности подростка, в зависимости от того насколько успешно протекает данный процесс, (воспитание нравственных и духовных ценностей) возрастает или снижается частота конфликтного взаимодействия.
Среди подростков распространены конфликты за лидерство - борьба двух-трех лидеров и их групп за первенство. Иногда встречаются групповые конфликты между девушками и юношами. Также встречаются конфликты между тремя-четырьмя подростками и коллективом.
По наблюдениям педагогов и психологов путь к лидерству в подростковом возрасте, связан с демонстрацией цинизма, превосходства, безжалостности и жестокости. Кроме этого, конфликты среди подростков обусловлены особенностью возраста, а именно формированием морально-этических критериев оценки сверстника и требований к его поведению[9].
Аспектам становления личности подростка посвящено большое количество работ. В подростковом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции.
Психолог и педагог Р.В. Овчарова отмечает следующие новообразования подросткового возраста и сопутствующие им психологические трудности:
- Формирование самооценки - незрелая личность.
- Чувство взрослости - реакции эмансипации.
- Интенсивное формирование характера - акцентуации характера.
- Интимно-личностное общение - реакции группирования.
- Потребность в активности - реакции гиперкомпенсации, компенсации.
- Потребность в самоутверждении - увлечения и хобби-реакции.
- Критическое мышление - реакции отказа и негативизм.
- Жажда проверки себя и любознательность - бродяжничество, побеги, асоциальное поведение.
- Повышенная эмоциональность - острая чувствительность к неудачам, аффективное поведение, агрессивность[10].
Кандидат психологических наук А.Г. Лидерс проблемы эмоционального развития в подростковом возрасте связывает с поиском путей удовлетворения потребностей:
а) физиологические потребности, запускающие сексуальную и физическую активность;
б) потребности в безопасности, обеспечивается принадлежностью к группе;
в) потребности в привязанности;