Файл: Учение о любви и вражде как принципах мироздания в космологии Эмпедокла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Исторический факультет

кафедра Философии
«Учение о любви и вражде как принципах мироздания в космологии Эмпедокла»


Выполнил:

Савина Наталья

Научный руководитель:

к.филос. н., доц.

Рандалова Оюна Юрьевна

Улан-Удэ, 2021 год

Оглавление

Введение

Глава 1. Личность Эмпедокла

1.1. Биография Эмпедокла

1.2. Философские взгляды Эмпедокла

1.3 Сообщения античных авторов об Эмпедокле

Глава 2. Учение о любви и вражде

2.1 Четыре элемента как основа онтологии Эмпедокла

2.2 Любовь и вражда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность работы. Эмпедокл был греческим философом, доктором, политиком, был известен своими постулатами, которые протекали между реальностью и мистикой. Он прославился как волшебник, целитель и выявитель истины. Самым выдающимся вкладом Эмпедокла является идея четырех элементов, формирующих человека, космический цикл и теория происхождения живых существ. Сам Эмпедокл родился во влиятельной семье, он сумел получить высокую степень образования в различных областях, плодотворно занимаясь философией, изучением природы и политической работы, он занимал различные общественные должности чтобы донести свои идеи миру. Основным и наиболее интересным его качеством философского вклада является его способ написания стихов, что еще больше подтверждает мистику, которая всегда окружала его. Эмпедокл является одним из важнейших представителей ранней греческой философии. Изучение его философских воззрений может помочь пониманию своеобразия представителей философской традиции греческого Запада, может помочь выявлению религиозных основ ранней греческой философии. Так же данная тема заинтересовала меня, поскольку я считаю что она достаточно интересная и мне, как студентке исторического факультета, кафедры философии, эта тема необходима для расширения кругозора и так же будет полезна для моей дальнейшей педагогической практики
Объектом данной работы. Философское учение Эмпедокла.
Предмет работы. Учение о любви и вражде как принципах мироздания в космологии Эмпедокла

Цель работы: Раскрыть философские взгляды Эмпедокла и принцип учения о любви и вражде.

Задачи работы:

1. Выявить и проанализировать сведения о жизни Эмпедокла.

2. Рассмотреть философские взгляды Эмпедокла.

3. Изучить фрагменты, непосредственно принадлежащие Эмпедоклу, и сообщения античных авторов о нем, помогающие восстановить единство философского учения этого представителя ранней греческой мысли.

4. Исследовать материал фрагментов и свидетельств, позволяющих уточнить детали учения о любви и вражде.

5. Сделать вывод по данному учению

Структура работы: моя работа содержит введение, основную часть, заключение, список использованной литературы

Глава1. Личность Эмпедокла.

1.1 Биография Эмпедокла.

Деятельность Эмпедокла протекала в Акраганте на берегу Сицилии. Агригент был в 5 в. до н. э. одним из значительных по торговле греческих городов Сицилийского побережья. Точная датировка рождения и смерти Эмпедокла затруднительна. Некоторые античные авторы сообщают, будто он прожил 60 лет, другие — свыше 100 лет. Условную дату «процветания» философа некоторые источники относят к 84-й Олимпиаде (около 444 г. до н. э.). По сообщению Диогена, Эмпедокл был знатного рода; в политической борьбе, кипевшей в его время в Агригенте, он поддерживал сторону демократии, достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить молодой в Агригенте демократический уклад от попыток реставрации аристократической власти. [1., c.58] Об Эмпедокле ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Эмпедокл владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Аристотель писал об Эмпедокле, что тот обладал прекрасными ораторскими способностями, умел метко украшать свою речь различными метафорами, а также был автором нескольких поэм, три из которых сожгла якобы его сестра. Разрабатывая учение о переселении душ, сам о себе Эмпедокл сообщал, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.

Несмотря на то, что Эмпедокл причислял себя к богам и бессмертным, он обладал демократическим мировоззрением, о чём свидетельствуют некоторые факты из его жизни. Эмпедокл был против чинопочитания, несмотря на всю свою самовлюблённость, а кроме того, сам чуждался всяческих чинов, как сообщает Аристотель, и даже отказался от предложенной ему царской власти, предпочитая жизнь обычного человека.  По некоторым сообщениям, одно время Эмпедокл был 

пифагорейцем, однако за огласку учений Пифагора был изгнан.

Составить историческое жизнеописание Эмпедокла – дело, по всей вероятности, неосуществимое. Мы не знаем ни одного свидетельства о нем, его современников. В ходе своей работы мы выяснли, что почти все, что нам известно об этом человеке, передано авторами поздней античности, т. е. эпохи, менее всего склонной к трезвому и беспристрастному суждению. Уже в древности мнения о нем опирались не столько на источники, сколько на клубившиеся вокруг его имени баснословные сказания, легенды, предания, а то и просто на безответственные выдумки, рассчитанные на внимание улицы. В результате мы не можем с достоверностью выделить лицо реального Эмпедокла из образа Эмпедокла фантастического. Часть информации о нём восстанавливается из его собственных сочинений, известных по фрагментам. Основываясь на записях Гераклида и Эратосфена, можно сделать вывод, что Эмпедокл происходил из знатного рода. Когда Эмпедокл был маленьким, город, в котором он жил, Агридженто, считался одним из самых могущественных и влиятельных поселений в Греции на то время. Это произошло во время правления Терона, чья символическая черта правителя заключается в том, что он уделял ясное и приоритетное внимание религии и искусству, аспектам, которые имели жизненно важное значение для жителей Агридженто. Именно поэтому этот город стал художественным и справочным центром для всего региона.

Эмпедокл жил в рамке во всем этом контексте, что, несомненно, оказало сильное влияние на его подготовку как академическую, так и личную. Есть много историй о характеристиках смерти Эмпедокла. Есть некоторые, которые устанавливают, что вулкан по имени Этна был запущен, чтобы гарантировать связь между ним и природой, хотя эта конкретная версия была отклонена. Широкое распространение получила легенда о его смерти, связываемая с идеей превращения человека в бога. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна. Одним из объяснений самоубийства была вытекающая из прижизненного самообожествления и надежды на славу попытка скрыть свою смерть для того, чтобы быть причисленным к богам. Однако самоубийство Эмпедокла рассматривается не только как попытка считаться божеством, но и как вытекающая из его философии, попытка на самом деле стать богом. По легенде, боги действительно приняли его к себе, но не полностью — бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана. Образ акрагантского философа Высшей степени не драматичен и двойственен. Эмпедокл поражает своей показанный открытостью перед публикой, и в то же время он таинственные, наименее разгаданная личность классической Греции. [5, с 10]


1.2. Философские взгляды Эмпедокла

Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Он слушал Парменида приблизительно в то время, когда Парменида слушал и Зенон. Но Зенон оказался в своей самостоятельной деятельности последователем и защитником парменидовского «учения истины», а Эмпедокл — продолжателем «учения мнения».

Один из результатов элейской философии оказал большое влияние на послеэлейское развитие греческого философского мышления 5 в. до н. э. Этот результат — мысль элеицев, согласно которой истинно сущее бытие не может ни погибать, ни возникать. Мысль эту высказал уже Гераклит в своем знаменитом афоризме о несотворенности и вечности мира. Элейцы развили это положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в неизменности истинно сущих элементов бытия.

После элеицев мысль эта становится предпосылкой крупнейших материалистических учений 5 и первой половины 4 в. до н. э. Таковы учения Эмпедокла в Сицилии, Анаксагора — в Афинах и Демокрита — в Абдерах. Как бы ни отличались они друг от друга, все они исходят, как из незыблемо установленной предпосылки, из положения, провозглашенного элейцами: истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так, чтобы при любом объяснении не был поколеблен основной и исходный тезис о вечности и неизменности, о невозникаемости и о негибнущей природе истинно сущего бытия.[1. c 60-61]

Свое физическое учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То же обстоятельство, что его натурфилософский труд выполнен в виде художественного произведения, говорит о характере и границах его естествознания. Эмпедокл – не естествоиспытатель, не ученый-аналитик в обычном понимании этого слова.

Физика Эмпедокла, или учение о физических первоосновах мира, на первый взгляд очень проста и неоригинальна. Она сильно напоминает ионийскую натурфилософию. В основе мироздания, по Эмпедоклу, лежат четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Все эти стихии были выдвинуты до него, и он ничего к ним не прибавил. Он только скомбинировал их.

Четыре принимаемых им элемента не суть равноправные рядоположенные величины, из комбинации которых формируется мир. Мироздание напоминает арену борьбы противоположных начал: «верхнего» - жизнетворного и благого огня и «нижней» - косной злотворной земли с прилегающим к ней пространством. Жизнь есть состязание, борьба противоположностей, стремящихся к взаимному упразднению. Поэтому исходных, космоопределяющих начал получается не четыре, а два. По словам Аристотеля, Эмпедокл истолковывает свои стихии «не как четыре, а словно их только две: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположные ему земля, воздух и вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не четыре элемента, а всего два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюса к другому и являются продуктами их взаимодействия.


Но встает вопрос: если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими являлось?  Прямых высказываний Эмпедокла не сохранилось. Но по этому вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали весьма маленькие частицы, разновеликие элементы, предшествующие «четырем корням». Эти равновеликие частицы Аэций называет «элементами элементов».

В фундаменте бытия, по Эмпедоклу, лежат субстанциально-бескачественная природа достихийных элементов. Она образует нейтральное поле, где разыгрывается драма. Главными участниками являются: верх, который играет жизненно положительную роль и его физическим эквивалентом является тепло (огонь) и низ, который играет низменно-отрицательную роль, а его эквивалент – холод (земля и соседствующие с ней стихии). Мировой процесс есть попеременная экспансия: то побеждает вверх с его знаком жизни и добра, и тогда направление космического процесса осуществляется как восхождение, рост, или «путь вверх»; то одолевает низ, с его знаком зла и смерти, и тогда направление как убывание, или «путь вниз». На «пути вверх» есть точка, в которой тревоги и страсти затихают и «царит покой». Эмпедокл называет это состояние мира «досточтимой Гармонией» или даже богом. Эмпедокл назвал бога – Сфайросом – всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех точках.

Эмпедокл называет элементы «долговечные многочтимые боги». Стихии у него не просто существуют, но «каждая из них выполняет действия, согласные с ее природой». Эмпедокл персонифицирует материальные элементы в образах традиционной мифологии: огонь у него – Зевс, воздух – Гера, вода – Нестис, земля – Аид. Но они не мифологические герои, а они просто неопределенные жизненные силы, боги-демоны, духи стихий, обитающие в лоне цельного «органически-жизненного континуума».

Вселенная постепенно дробится и измельчается. Пределом распада Сфайроса являются чувственные стихии – огонь, воздух, земля, но уже в их взаимной обособленности. Бытие дифференцируется на четыре противостоящие, враждебные стихии. Все элементы замкнуты в себе и заражены жаждой взаимного истребления. Но длится это одно мгновение и опять возвращается к исходному первоединству Сфайроса. Начинается новый мировой цикл.

По Эмпедоклу, вселенная ограничена двумя пределами, которые попеременно сменяют друг друга: «верхний» - гармония Единого, «нижний» - враждебность Множества.