Файл: Учение о любви и вражде как принципах мироздания в космологии Эмпедокла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У Эмпедокла, наряду с мыслью о случайности происхождения элементов была и мысль о природной необходимости этого процесса. Эмпедокл и его последователи утверждали, будто “огонь, вода, земля и воздух - все это ... существует от природы и случая; искусство здесь ни при чем; в свою очередь и последующие тела произошли через посредство этих первооснов, совершенно неодушевленных. Эти первоосновы нашлись по присущей ей случайной силе, и там, где они сталкивались, они как-то друг к другу прилаживались: теплое к холодному, сухое к влажному, мягкое к твердому.

По Эмпедоклу, причиной возникновения вещей была не разумная и целесообразная воля и творчество богов, а только природная необходимость и случайность. Из первичного смешения элементов, прежде всего, выделился воздух, который и распространился вокруг. Затем выделился и огонь. Не найдя себе место наверху, т.к. это пространство было уже занято воздухом, огонь стал растекаться под куполообразным сгущением, который образовал воздух. Поднимаясь к верху огонь растекался в разные стороны под этим куполом.

Вокруг Земли, согласно Эмпедоклу, существуют два полушария, они движутся круговыми движениями. Одно из них состоит целиком из огня, другое, смешанное, состоит из воздуха и из примеси небольшого количества огня. Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия, вследствие присоединения огня. Согласно астрологической гипотезе Эмпедокла, Солнце по своей природе не огненное, оно есть только отражение огня, подобные тем, которые бывают на воде. Луна образовалась из воздуха, увлеченная огнем. Этот воздух сгустился наверху наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца. Форма мироздания - не шаровидна в точном смысле. Мир приближается по своей форме к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Из этого, согласно Эмпедоклу, расстояние от Земли до неба меньше протяжения Земли в ширину. По Эмпедоклу, небо кристалловидно и образовалось из льдистой материи. В космологии Эмпедокла звезды были прикреплены к твердому кристалловидному небесному своду, планеты же движутся свободно. Эмпедокл уже ясно отмечал планеты, имеющие видимое движение по отношению к окружающим их звездам. Взгляд на Луну, как на тело, образовавшееся путем сгущения воздуха и, стало быть, не самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных затмений. Причина их в том, что иногда, Луна заслоняет собой Солнце.


Гениальной для своего времени была догадка Эмпедокла о том, что свету требуется известное время для распространения в пространстве. Однако древнегреческая наука носила созерцательный характер, ограниченный наблюдением и творчеством гипотез, но не располагавшая средствами их экспериментальной проверки. Однако Эмпедокл был не только выдающийся астроном, физик, но так же выдающийся биолог. Так нам становится известна его “теория зрения”. Он полагает, что внутри глаза находится огонь, вокруг него располагаются, наподобие оболочек, земля и воздух, а также и вода.

Из теории зрения Эмпедокла выясняется его взгляд на отношение между субъективным и объективным в ощущении. В зрении Эмпедокл видит результат стечений двоякого рода: одни направляются от видимого предмета к глазу; другие, напротив, от глаза к рассматриваемому предмету.

Вообще знание, по Эмпедоклу, возникает из подобных начал, а незнание из неподобных. Отсюда философ делает вывод, что мышление - то же, что и ощущение, или, во всяком случае, нечто сходное с ощущением. Хотя разум - высший критерий в понимании человека, все же источник разума - в ощущениях, и сам разум лишь от части божественного происхождения. Всякое наличное ощущение должно быть подвергнуто проверке разумом. Эмпедокл - один из представителей механического материализма в античной философии
2.2 Любовь и вражда.

Начинается все с того возникает потребность найти причину движения, т.е. движущую силу. Будучи поэтом и философом, Эмпедокл ввел в виде этих сил не собственно научные понятия, а логически-поэтические силы-образы — Любовь и Вражду. Они мыслились как самостоятельные сущностные силы, перемежающиеся в своем преобладании: некогда был Золотой век — царила Любовь, люди поклонялись Афродите. И всюду, где царствуют согласие и гармония, там властвует Любовь. Значит, по Эмпедоклу, все изменения в мире подчинены не какой-либо цели, а Случайности и Необходимости. Развитие происходит циклами — по кругу сменяются четыре состояния мира: беспредельное господство Любви и полное объединение всех элементов (Эмпедокл назвал это состояние шаром и характеризовал его как единое, или Бог); процесс постепенного разложения смеси усиливающимся преобладанием Вражды; абсолютное разобщение всех четырех элементов вследствие господства Вражды; процесс постепенного образования новой смеси вследствие все повышающегося преобладания Любви. В состоянии Вражды в пространстве носятся головы без шеи, руки без плеч, глаза без лбов, волосы, внутренние органы движутся сами по себе. [4., c. 14] В процессе смешения в порыве Любви получались и уродливые существа: с лицом и грудью, обращенными в разные стороны, с туловищем быка и лицом мужчины и т.п., образовывались гермафродиты и прочие несообразности. По Эмпедоклу, все уродливые формы, как ошибки природы, не могли приспособиться и гибли; выживали лишь целесообразно организованные существа.



В воззрениях на познание Эмпедокл во многом примыкает к элеатам: как и они, он жалуется на несовершенство чувств и в вопросах истины доверяет только разуму — частью человеческому, а частью — божественному. Но разум заменяется чувственными впечатлениями. По Эмпедоклу, разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума. Говоря о мнении, он допускает в нем лишь долю правды. Эмпедокл выдвинул такой, ставший знаменитым, принцип истинного познания: “Подобное познается подобным”. В своих религиозных исканиях и трактовке души Эмпедокл опирался на идею Пифагора о бессмертии и переселении душ.[2. c 111]

По Эмпедоклу эти противоположности скорее не хаотично сталкиваются и борется, а с уважением уступают друг друга место в неком закономерно повторяющихся процессе, как в танце. В мире существует несколько различных космических периодов в зависимости от степени преобладание того или иного принципа. Когда господствует любовь корни бытия прибывают в единстве, такой неопределённости, в неком неподвижным сфаиросе, божественном шаре. Так Эмпедокл представляет себе гармонию. А когда господствует вражда, каждый элемент максимально выделяется и становится изолированным, и мы можем легко догадаться что они во время периода чистой любви и во время периода чистой вражды мир существовать не может

Когда на смену любви приходит вражда, она несёт в себе разделение возникают и единичные вещи. Чем больше вражда вытесняет любовь, тем многообразнее становится мир. На начальном этапе вражда подступает к сфайросу и из шара начинают выделяться части всяческих организмов соединённые в произвольном порядке, потом эти части также хаотично объединяются в определённые сочетания, возникают всяческие «кентавры, русалки, выросла много голов затылка лишенных и шеи, голые руки блуждали в плечах не имею приюта, очень скитались по свету одни без олбов сератея» так описал Эмпедокл этот удивительный процесс. А далее живые организмы уже появляются посредством рождении

Выше описанный процесс есть превращение бога в многообразие мира.

С золотым венцом на голове, бронзовыми сандалиями на ногах и Дельфийской гирляндой в руках он ходил по городам, желая снискать себе славу бога. Таков был облик Эмпедокла (484—424 гг. до н.э.), древнегреческого философа и поэта, политика и врачевателя, родившегося в Акраганте и умершего, если верить одной из многочисленных версий о его смерти, в жерле вулкана Этна.


Известно, что Эмпедокл написал два больших стихотворных философских сочинения: «Очищение» и «О природе». Он считал, что в основе мира находятся четыре основных стихии, каждая из которых в его представлении соотносится с определенным персонажем из греческого пантеона богов: огонь (Зевс), воздух (Гера), земля (Аид), вода (Нестида). Сами по себе они пассивны — все в мире образуется благодаря тому, что существуют две силы, которые смешивают и разделяют эти стихии. Эти силы — любовь и вражда — образуют дуалистический, то есть двухполюсный мир. Любовь разъединяет однородное и соединяет разнородное, вражда — разделяет разнородное и соединяет однородное. Любовь, по мысли Эмпедокла, способствует созданию единого гармоничного мира, а вражда, напротив, способствует его распаду на несвязанные друг с другом стихии. Эмпедокл одним из первых предложил очень интересную концепцию четырехступенчатого циклического развития Космоса. На первой стадии в мире властвует любовь, и мир образует некое неразличимое единство — сфайрос. На второй стадии в мир вторгается вражда и из первоначального единства начинают выделяться отдельные единичные вещи — это стадия частичного единства и частичного разделения, когда в мире все еще достаточно соразмерно и стабильно. На третьей стадии устанавливается власть вражды, равновесие нарушается, мир распадается на отдельные стихии. На четвертой стадии в мир вновь возвращается любовь и все опять начинает движение к единству и соразмерности.

Эмпедокл считал, что люди познают мир через свои природные чувства по принципу познания подобного подобным. Вот как он объяснял природу зрения: «Внутренняя часть глаза состоит из огня, а то, что его окружает, — из земли и воздуха, через которые он, благодаря тонкости своих частиц, проходит насквозь как свет в фонарях. Поры огня и воды расположены поочередно, из них порами огня распознается белое, а порами воды — черное, так как к одному подходит одно, а к другому — другое». Иными словами, мы можем ощущать чувствами лишь то, что соприродно природе и составу наших органов чувств.

Эмпедокла считали в Греции способным творить чудеса. Так однажды, когда слишком сильные ветры грозили погубить урожай, он приказал расставить по краю поля растянутые на шестах шкуры животных — ветер утих, и Эмпедокла прозвали «укротителем ветров». В другой раз в одном из городов случилась эпидемия из-за загрязненности реки. Эмпедокл посоветовал подвести к ней русло другой реки — вода очистилась, и эпидемия пошла на убыль — после этого Эмпедокла прозвали «великим врачевателем».


Элементы соединялись Любовью и разделились Враждой. Для Эмпедокла Любовь и Вражда - первичные субстанци и наряду с землей, воздухом, огнем и водой. В одни периоды преобладала Любо вь, в другие - Вражда. Существовал некогда Золотой век, когда безраздельно господствовала Любовь. В этот век люди поклонялись только кипрской Афро дите. Изменения в мире определяются не какой-либо целью, но только Случай ностью и Необходимостью. Развитие происходит по кругу: когда элементы по лностью смешаны Любовью, Вражда постепенно снова разделяет их, когда же Вражда их разделит, Любовь вновь начинает их постепенно соединять. Таким образом, всякая сложная субстанция преходяща, только элементы вместе с Враждой и Любовью вечны. Это напоминает Гераклита, но в смягченной форме, так как не одна Вражда, но Вражда и Любовь в совокупности производят перемену. Платон связывает Ге раклита с Эмпедоклом в "Софисте" "Позднее некоторые ионийские и сицилийские Музы сообразили, что всего бе зопаснее объединить и то, и другое и заявить, что бытие и множественно и ед ино и что оно держится враждою и дружбою. ""Расходящееся всегда сходится", - говорят более строгие из Муз; более же уступчивые всегда допускали, что в се бывает поочередно то единым и любимым Афродитою, то множественным и в враждебным с самим собою вследствие какого-то раздора". Эмпедокл утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь - внутри; затем постепенно в мир вошла Вражда, и Любовь была изгнана, пока в наихудшее время Любовь целиком не окажется вне шара, а Вражда - целиком внутри его. Затем - хотя причина этого не ясна - начинается противоположное движение, пока не возвращается (отнюдь не навсегда Золотой век. Весь цикл затем повторяется снова. Могут вообразить, что каждая стадия могла бы быть устойчивой, но это не является точкой зрения Эмпедокла. Он хотел объяснить движение, учитывая аргументы Парменида, но он не хотел, ни на какой стадии, прибыть к неизменной Вселенной. Взгляды Эмпедокла на религию в основном были пифагорейскими, Во фрагменте, в котором, по всей вероятности, речь идет о Пифагоре, он говорит: Был среди них некий муж, обладавший чрезвычайными познаниями, Который стяжал величайшее богатство ума, И особенно искушенный в разного рода мудрых дела х. Стоило ему устремиться [-пожелать] всеми силами ума, Как он с легкостью вид ел каждую из всех сущих [вещей] И за десять, и за двадцать человеческих век ов . В Золотой век, как уже говорилось, люди поклонялись только Афродите. А чистой кровью не окроплялся алтарь, Но было это величайшей скверной ср еди людей: Вырнав жизнь, поедать благородные члены. Однажды он говорил о себе цветисто, как о Боге: Друзья! Вы, что живете в боль шом городе на берегах золотистого Акраганта, На самом акрополе, радеющие о добрых делах, Вы - почтенные гавани для чужестранцев, не ведающие худа, Привет вам! А я - уже не человек, но бессмертный бог для вас - Шествую, почитаемый всеми как положено, Перевитый лентами и зеленеющими венками: Ими - едв а лишь я прихожу в цветущие города - Почитают меня мужчины и женщины. Они следуют за мной - Тьмы и тьмы - чтобы выспросить, где тропа к пользе: Одним нужны предсказания, другие по поводу болезней Всевозможных спрашивают, что бы услышать целительное слово, Давно уже терзаемые тяжкими муками. Да, что я напираю на это? Будто я делаю что-то важное, Если превосхожу смертных, гибнущих от множества напастей людей . В