Файл: Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса организация и порядок ведения, особенности правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 4137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 предприятиям рекомендуется подготавливать дополнительные пояснительные записки, которые не обязательны, но увеличат информативность бухгалтерской отчетности.
По строке 2410 «Налоги на прибыль (доходы)» отражается сумма налога на прибыль, сформированная по данным налогового учета за отчетный
(налоговый) период и отраженная в бухгалтерском учете на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сальдо на конец периода по строке 2410 «Налоги на прибыль (доходы)» составляет 902 тыс. руб.
Строка 2400 «Чистая прибыль (убыток)» формируется исходя из прибыли или убытка до налогообложения с учетом налога на прибыль и других корректировок.
Итоговая строка 2400 «Чистая прибыль (убыток)» на конец периода составляет:
Стр. 2110 + стр. 2120 + стр. 2330 + стр. 2340 + стр.2350 + стр. 2410 = стр.
2400 20 091 тыс. руб + (16 964) тыс. руб + 0 тыс. руб + 0 тыс. руб + (547) тыс. руб + (902) тыс. руб = 1 678 тыс. руб
В результате проведенного исследования формирования бухгалтерской отчетности установлено, что ООО «Альянс – Торг» соблюдает все требования законодательства по составлению бухгалтерской отчетности.
В бухгалтерскую отчетность включены данные, необходимые для составления мнения о состоянии ресурсов, динамики прибыли и других экономических показателях. Однако показатель «прочих расходов» довольно велик и нуждается в детализации. Желательно создавать пояснительную справку, в которой было бы указаны договорные обязательства, наименование и основные реквизиты первичных документов по которым будет прояснён состав и основание принятия к учету доходов и расходов. [50, с.232]
Следует учитывать, что все формы бухгалтерской отчетности- это застывшая «реальность» на определенную дату. Стремительно быстро

50 меняющая реальность нашего времени в условиях обострения геополитической ситуации и экономических кризисов требует большей информативности для отчетности малых предприятий. Вероятнее всего в будущем будет разработан другой механизм формирования отчетности для субъектов малого предпринимательства, который будет оперативно отражать реальную динамику деятельности хозяйствующего субъекта. Однако в настоящее время все малые предприятия составляют отчётность в рамках действующего законодательства на основании методов и инструментов бухгалтерского учета.
ООО «КАПРИ» осуществляет ведение бухгалтерского учета при помощи пакета прикладных программ «1С: Бухгалтерия 8.3», формирующего учетные регистры аналитического и синтетического учета. Все хозяйственные операции отражаются по правилам, утвержденным во внутреннем документе
«Учетная политика».
С нарастающим развитием рыночной экономики в Российской
Федерации расширялась и нормативная база, регулирующая необходимость формирования и документирования учетной политики. Постепенно пояснения и комментарии к законодательству, статьи и научные публикации, раскрывающие сущность и понятие предмета исследования, стали широко внедряться в деятельность бухгалтеров, занимающихся как финансовым и управленческим, так и, совершенно новым для российской практики, налоговым учетом. В соответствии с ПБУ 1/2008 в настоящее время установлены требования к учетной политике, представленные на рисунке 16.


51
Рисунок 16 – Требования к учетной политике [6]
Существует несколько способов ведения бухгалтерского учета, к ним относятся оценка факторов и группировка этих данных хозяйственной деятельности организации, может также входить инвентаризация, документооборот организации и погашение стоимости активов. Не стоит так же забывать про систему регистров учета, применение счетов бухгалтерского учета и, конечно, обработка информации и данных.
Организация учетной политики у ООО «КАПРИ» представлена на рисунке 17.
Требования к учетной политике предприятия
Полнота
Отражение всех фактов хозяйственной деятельности
Своевременность
Информация в учете и отчетности отражается без задержек
Создание резервов при необходимости. Недопустимо создание скрытых резервов
Осмотрительность
Факты хозяйственной деятельности отражаются в соответствии с экономическим содержанием
Приоритет экономического содержания над юридической формой
Рациональность
Польза, полученная от той или иной информации, сопоставима с затратами на ее получение
Непротиворечивость
Показатели бухгалтерской отчетности соответствуют данным синтетического и аналитического учета

52
Рисунок 17 - Организация учетной политики у ООО «КАПРИ»
Задачи, которые решаются при формировании положений учетной политики можно сформулировать следующим образом:
 конечная цель бухгалтерского учета: формирование объективной и полной информации, которая достоверно раскрывает деятельность хозяйствующего субъекта для заинтересованных лиц;
 определение единых правил применения способов первичного учета;
 определение способов учета и оценки имущества, обязательств, , финансовых инвестиций и других активов;
 определение порядка исчисления себестоимости, незавершенного производства, расходов будущих периодов и источников обеспечения следующих расходов, доходов от продажи продукции, работ, услуг и др.
Этапы создания учетной политики представлены на рисунке 18.
Учетная политика
Организационный аспект
Технология обработки учетной информации
Организация учетной работы
Регламенты системы документооборота
Оценка фактов хозяйственной деятельности
Инвентаризация активов и обязательств
Учет и списание внеоборотных активов
Регламенты материальной ответственности
Учет и списание оборотных активов (запасов)
Учет затрат
Учет финансовых результатов и источников финансирования
Методический аспект


53
Рисунок 18 - Этапы формирования учетной политики
Рекомендуем для дальнейшего развития бухгалтерского учета у ООО
«КАПРИ» разработать положение об учетной политике.
Таким образом, основными элементами организации работы аппарата бухгалтерии должны стать: организация трудового процесса, организация учетных работ, организация рабочей зоны и рабочих мест бухгалтеров, нормирования учетной работы, определения численности аппарата бухгалтерии, подбор работников и др. Для обеспечения эффективного сотрудничества работников бухгалтерии с другими структурными подразделениями необходимо разработать систему внутренних регламентов у
ООО «КАПРИ»
Учетная политика ООО «КАПРИ» представляет собой внутренний документ, утвержденный руководителем. Основное назначение учетной политики ООО «КАПРИ» для целей бухгалтерского учета- регламентация основных учетных процессов. Можно утверждать то, что для ООО «КАПРИ» ученая политика- один из основных внутренних актов, которое определяет правила и порядок функционирования учетной системы.
1. Подготовительный этап, который включает:
- изучение учредительных документов, направлений деятельности, бизнес-планов по новым направлениям;
- оценка стратегии предприятия, определение стратегических и тактических целей;
- изучение и оценка состояния бухгалтерского учета;
- анализ норм действующего законодательства по бухгалтерскому учету.
2. Определение объектов учетной политики
3. Выбор элементов учетной политики по объектам, определенным на предыдущем этапе
4. Документальное оформление приказа
5. Заключительный этап – внедрение учетной политики организации, контроль за ее соблюдением

54
Создание необходимого объема материальных остатков для малого предприятия направлено на обеспечение условий непрерывного, бесперебойного функционирования бизнес-процесса и преследующего своей целью получение достаточного уровня прибыли при полном удовлетворении потребностей потребителя. Но не всякие запасы нужны предприятию, а только те, которые могут быть включены в процесс производства и реализации.
Довольно эффективным инструментом для контроля над остатками запасов является инвентаризация. Тем более что инвентаризационные действия организации должны проводить по требованиям действующего законодательства.
Инвентаризация призвана подтвердить остатки по счетам бухгалтерского учета фактическим наличием перед составлением отчетности и в других случаях. В процессе инвентаризации выявляется соответствие или несоответствие фактического наличия запасов, товарных остяков, задолженности и обязательств ООО «КАПРИ» их показателям в бухгалтерском учете. При этом инвентаризации подлежат материалы (путем пересчёта их остатков в местах хранения), остатки по задолженности контрагентов (путем оформления и двустороннего подписания актов сверок).
Инвентаризации ООО «КАПРИ» классифицируются по различным признакам, отображенным на рисунке 19.
Рисунок 19 - Виды инвентаризаций ООО «КАПРИ» по признакам
Признаки
По объему выборочные сплошные
По времени плановые внеплановые


55
На срок определения результатов инвентаризации на складах очень серьезное влияние оказывают качество работы материально ответственных лиц, прежде всего состояние складского учета, и грамотное использование его данных при выписке расходных документов и отпуске ценностей. От этого практически полностью зависит наличие пересортицы, ее величина, т.е. количество позиций инвентаризационной описи, по которым надо производить зачет недостач излишками. Одно дело, если это несколько десятков позиций, и совсем другое, если речь идет о нескольких сотнях. Зачет пересортицы, товаров и т.п. – не только ответственное и сложное дело, но и очень трудоемкое, требующее высокой квалификации и достаточного опыта.
Таким образом, при установлении сроков для определения результатов инвентаризации отдельно по каждому складу необходимо учитывать не только размер остатков материально-производственных запасов, но и обязательно рассмотренные выше факторы, а также и некоторые другие, менее существенные. При установлении сроков не стремятся к максимальному их сокращению, поскольку это может привести к просмотрам и ошибкам в сличительных ведомостях. Сроки устанавливают оптимальными, с некоторым запасом времени в расчете на составление сличительных ведомостей только вручную.
Участие членов рабочей комиссии в зачете недостач и излишков по пересортице предусмотрен такой порядок: члены комиссии свои предложения и предложения бухгалтера обсуждают совместно, а уже общие предложения, выработанные при взаимном согласии, представляют на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Определение результатов инвентаризации имущества и обязательств на складах включает одну особенность. При подготовке учетных (книжных) остатков по количеству, цене и сумме отдельно по каждому наименованию, артикулу, сорту, цене товаров и тары бухгалтерия обязана эти данные, кроме

56 общей стоимости остатка товара, сверяют с данными складского учета и полученные результаты оформляют актом.
1   2   3   4   5   6   7

2.3 Организация отдельных участков учета и внутреннего контроля
в условиях реализации деятельности малых предприятий
Особенности организации системы бухгалтерского учета на малых предприятиях одновременно удовлетворяющей требованиям законодательства и информативной составляющей для пользователей экономической информации о деятельности организации требует соблюдения определенных условий. Можно выделить определенные условия для организации такой системы бухгалтерского учета, которые определяют степень эффективности системы бухгалтерского учета и обеспечения экономической безопасности ООО «Капри». (Рисунок 20).
Рисунок 20- Особенности бухгалтерского учета малых предприятий
Необходимые условия для организации эффективной системы бухгалтерского учета носят индивидуальный характер и всегда ориентированы на потребности руководства предприятия. В этой связи можно определить направления по формированию учетной политики, особенности деятельности общепринятого плана счетов в потребностям информационных
Необходимые условия для организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
Обеспечение информацией для целей налогообложения и анализа финансового состояния.
Разработка рабочего плана счетов
Формирование учетной политики с учетом обеспечения хозяйственных операций, финансовых результатов

57 потребностей управления предприятия. Основной элемент учетной политики
ООО «КАПРИ» - план счетов. Можно отметить, что именно для малых организаций утверждение плана счетов является актуальным вопросов в свете особенностей нормативных требований в виде разрешения использовать сокращенный план счетов. Исторически- счет в бухгалтерском учете - это место для сбора информации для конкретного вида имущества или источников его формирования. Современный план счетов в его полной версии включает восемь групп счетов и отдельную группу счетов для учета элементов забалансового учета. Синтетические и аналитические счета обеспечивают возможность реализации принципов полноты и достоверности бухгалтерского учета. В сфере действующих нормативных актов существует утвержденный
План счетов и Инструкция по его применению для всех коммерческих предприятий. Существует также приказ Минфина с рекомендациями для субъектов малого предпринимательства. Однако рекомендуемый малому бизнесу План счетов неидеален, и в указанном Плане существуют кое-какие недостатки. Основной недостаток- слишком укрупненная структура, не предоставляющая достаточной меры адаптировать учетную систему для отраслевой специфики и индивидуальных условий деятельности малых субъектов хозяйствования. В этой связи малому предприятию рекомендуется не использовать типовой план счетов для МП, а скорректировать обычную расширенную схему бухгалтерских счетов под специфику собственного бизнеса. Здесь выгодным инструментом выступает учетная политика, которая дает возможность утвердить план бухгалтерских счетов локально на каждом отдельном предприятии.
Можно ещё раз уделить внимание первой проблеме, а именно, рекомендуемый рабочий план счетов для ведения бухгалтерского учёта имеет свои недостатки, на которые следует обратить внимание, и создать новый, рабочий план счетов, опираясь на мнения исследователей.