Файл: Введение Теоретические основы издержек производства.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 3 – Кривые средних постоянных, средних переменных, средних
общих и предельных издержек [2]
Для лучшего понимания предельных издержек следует внести некоторые пояснения:
– кривая предельных издержек не связана с кривой средних постоянных издержек,
– кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и переменных издержек в точках, соответствующих их минимальным значениям,
– динамика предельных издержек подвержена действию законов производительности (постоянной, возрастающей, убывающей).
– кривая общих средних издержек перемещается на плоскости, если происходит изменение постоянных издержек, тогда как расположение кривых средних переменных и предельных издержек остаётся неизменным,
– кривые предельных издержек, средних переменных и средних общих издержек смещаются, если изменяются цены на ресурсы, входящие в переменные издержки [2].
Также стоит уделить особое внимание закону производительности, влияющего на динамику предельных издержек. Рассмотрим рисунок 4.
Рисунок 4 – Действие трёх законов производительности [2]
Можно сразу заметить, что кривая, изображённая на рисунке, напоминает параболу. На первом отрезке параболы (АВ) в случае роста производительности предельные издержки уменьшаются благодаря росту производительности. На следующем отрезке (ВС) издержки находятся примерно на одном уровне. И уже на третьем отрезке (СD) с наращиванием объёма производства они начинают увеличиваться из-за падающей производительности.
Также, зная, что предельные издержки демонстрируют затраты, которые фирме придётся понести, если увеличить объём производства на единицу товара, довольно просто понять, что производитель поддерживает выпуск продукции на том уровне, при котором предельные издержки последней дополнительной единицы товара станут равными её рыночной цене. Благодаря этому при росте предельных издержек у предпринимателя будет появляться излишек с каждой последующей единицы продукции, кроме, конечно же, последней, цена которой равна предельным издержкам.
Для более лучшего понимания следует рассмотреть рисунок 5, на котором изображён график излишек производителя.
Рисунок 5 – излишек производителя [2].
На данном рисунке излишек показан штриховкой, заключённой между линией спроса – И, Ц – и линией предельных издержек (Ипред).
При выпуске продукции равном QВС, кривые предельных издержек и спроса пересекаются в точке В. И из этого становится довольно очевидно то, что последняя дополнительная единица этого объёма производства не приносит излишек, т.к. цена равна величине предельных издержек.
-
Издержки производства в долгосрочном периоде
Рассмотрев издержки предприятия в краткосрочном периоде, следует перейти и к производственным издержкам в долгосрочном периоде.
Основным отличием долгосрочного периода от краткосрочного является возможность предприятия менять все свои ресурсы. Из-за этого фактора все издержки производства становятся переменными, раздельный анализ постоянных и переменных издержек отпадает.
Но из-за того, что линия средних издержек в долгосрочном периоде по мере перехода от одного масштаба производства к другому интегрирует средние общие издержки в краткосрочном периоде, анализ общих средних издержек остаётся всё так же важен. Вместе с ним анализу подлежат и долгосрочные предельные издержки – затраты, которые фирме придётся понести, если увеличить объём производства на единицу товара в том случае, когда допускается возможность роста производства благодаря увеличению масштабов производства.
Учитывая это, можно понять, что график кривой средних общих издержек в долгосрочном периоде можно представить в виде последовательно соединённых кривых средних общих издержек в краткосрочном периоде (рис. 6).
Рисунок 6 – Издержки в долгосрочном периоде [2]
К тому же следует упомянуть о том, что кривые средних общих издержек в долгосрочном периоде могут принимать различный вид в зависимости от характера проведения организационных, экономических и технических мероприятий или изменения масштабов производства.
Не лишним будет упомянуть и то, что на характер кривой средних общих издержек в краткосрочном периоде влияют законы производительности, а в долгосрочном – эффекты масштабов производства.
Эти эффекты бывают трёх типов: положительными, постоянными и отрицательными, а измеряются отношением прироста объёма выпуска продукции к приросту используемых ресурсов.
Для каждого из эффектов характерно своё изменение средних общих и предельных издержек:
– положительный эффект – средние общие и предельные издержки снижаются,
– постоянный эффект – средние общие и предельные издержки не меняются,
– отрицательный эффект – средние общие и предельные издержки растут [2].
С действием данных эффектов также связана проблема определения оптимального масштаба предприятия. Несложно догадаться, что оптимальным размером предприятия является тот размер, при котором возможно достижение минимума средних общих издержек в долгосрочном периоде. Так что довольно очевидно, что масштабы предприятия следует увеличивать, пока действует положительный эффект масштаба.
2 Поведение производителя в рыночной экономике
2.1 Особенности экономического поведения производителя
Основная часть данной курсовой работы начиналась с информации о том, что является главной целью для производителя: «для каждого предпринимателя (производителя) главной целью является получение чистого дохода – прибыли, которая рассчитывается как разность между доходом и издержками», а после рассматривались различные виды издержек, с которыми сталкивается предприниматель. В этой части уже будет рассмотрено экономическое поведение производителя в рыночной экономике.
Существует несколько теорий экономического поведение предпринимателя в рыночной экономике. Например, в одной из них – традиционной экономической теории – поведение предпринимателя объясняется его стремлением максимизировать прибыль с учётом имеющихся производственных функций.
Становится довольно очевидно, что в основном поведение производителя основано на желании получить прибыль, а в большей степени – на её максимизации [9].
Стоит упомянуть ещё одну теорию – теорию максимизации роста, которая объясняет поведение предпринимателя наличием цели по максимизации роста фирмы для дальнейшего обогащения.
Существует несколько путей роста фирмы:
– концентрация производства,
– централизация производства[10].
У концентрации производства имеется четыре формы:
– укрупнение предприятий, суть которого в сосредоточении производства в крупных фирмах, предприятиях,
– специализация – сосредоточение производства товаров похожего рода,
– кооперирование – создание связей между фирмами, совместно изготавливающими определённый товар,
– комбинирование – синтез различных производственных форм в одно предприятие.
Для централизации производства в свою очередь характерно следующее:
– горизонтальная интеграция – заключается в объединении различных производителей, производящих похожие или даже идентичные товары,
– вертикальная интеграция – заключается в объединении различных производителей, занимающихся производством одного товара, но на разных стадиях [10].
Понять определения данных интеграций без примера может быть довольно тяжело.
Примером горизонтальной интеграции может служить начало совместной деятельности двух фирм по доставке еде, не справляющихся с конкуренцией. А для вертикальной интеграции – объединение горнодобывающей компании с компанией по обработке руды, с компанией по переплавке, например, металла и с компанией, которая доставляет весь этот продукт.
К тому же довольно частым явлением в поведении производителей является диверсификация производства – расширение ассортимента выпускаемой продукции, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства.
Предприниматели прибегают к диверсификациии производства для достижения различных целей:
– понижение рисков, благодаря распределению капитала,
– внедрение на новые рыки товаров и услуг,
– внедрение на мелкие ниши уже существующих рынков и т.д.
Это один из наиболее эффективных способов увеличения прибыли. Ярким примером является компания «Яндекс», которая предоставляет около двадцати различных услуг. От самой известной её поисковой системы, до относительно недавно созданной Яндекс.Услуги.
2.2 Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции
Если в прошлой подглаве была получена информация об экономическом поведении производителя – о всевозможных действиях производителя по увеличению, максимизации прибыли, то в данной главе будет рассмотрено поведение предпринимателей уже в условиях совершенной конкуренции.
Для начала стоит рассмотреть на рисунке 7 характерные особенности следующих рыночных структур:
– совершенная конкуренция,
– монополия,
– олигополия,
– монополистическая конкуренция.
Рисунок 7 – Характерные особенности рыночных структур [20]
Большинство рынков, независимо от того, к какой экономической системе они относятся, не соответствуют данным критериям. Примером рынка, в большей степени отвечающего критериям совершенной конкуренции, является рынок сельскохозяйственной продукции, т.к. на нём представлено по-настоящему большое количество независимых производителей однотипного товара, и информация о его стоимости общедоступна.
Также стоит заметить, что в условиях совершенной конкуренции из-за наличия у производителя ничтожно малой доли на отраслевом рынке, он не сможет ограничивать объём выпускаемой продукции для повышения цен, т.к. начнёт нести убытки. Также невыгодно будет снижать цены для увеличения объёма продаж. Из-за этого каждый производителей в условиях рыночной конкуренции становится ценополучателем: цена задаётся экзогенно, а предпринимателю остаётся только выбирать объём выпуска продукции [20].
Из сказанного выше можно понять, что средний доход производителя – доход от единицы реализованной продукции – равен цене единицы товара.
Тогда валовый доход будет определяться по формуле:
TR = AR ер х Q = P ер х Q (5)
где
TR – валовый доход,
AR – средний доход,
Q – количество продукции,
P – цена товара.
Стоит отметить ещё и то, что при любом объёме продаж валовый доход будет определяться по этой формуле, а предельный доход (MR) будет постоянным и тоже равен цене единицы товара.
Доход в условиях совершенной конкуренции лучше продемонстрировать на графике (рис. 8).
Рисунок 8 – Доход в условиях совершенной конкуренции [20]
На данном моменте уже понятно, как подсчитывается доход фирмы, но главной темой остаётся поведение производителя в условиях совершенной конкуренции – его методы по максимизации прибыли предприятия.
Существует два основных метода максимизации прибыли, а если быть более точным, то два метода по определению объёма производства, при котором предприятие будет получать максимальную прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Метод сравнения валового дохода и общих издержек:
Заключается этот метод, как нетрудно догадаться, в сравнении валового дохода (TR) и общих издержек (TC). Для большей наглядности сравнивать их нужно, конечно же, на графике (рис. 9).