Файл: Введение Теоретические основы издержек производства.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 9 – Метод сравнения валового дохода и общих издержек [20]
Анализ данного графика позволяет производителю понять, при каком уровне производства он будет получать максимальную прибыль (такой объём производства подписан на графике Qopt).
К тому же, прибегая к данному методу, производитель может понять, при каких объёмах производства у него не будет ни прибыли, ни убытков. На графике такие точки называются критическими точками.
Рисунок 10 – Метод сравнения предельных дохода и издержек [20]
а – график для отрасли, б – график для отдельной фирмы.
Метод сравнения предельного дохода и предельных издержек:
Суть этого метода, как и прошлого, можно понять из названия – производитель сравнивает предельный доход и предельные издержки для единицы продукции.
Любую единицу продукции, у которой предельный доход превышает предельные издержки, предпринимателю следует производить для получения максимальной прибыли.
Также довольно ясно то, что, если у дополнительной единицы продукции предельные издержки (MC) превышают предельный доход (MR), её не следует производить, т.к. она будет не будет окупаться и, соответственно, будет уменьшать прибыль.
Для лучшего понимания следует рассмотреть график на рисунке 10 (ATC – средние общие издержки, D –предложение, S – спрос, AR – средний доход)
2.3 Поведение производителя в условиях несовершенной
конкуренции
Поведение производителя в условиях монополии:
В прошлой главе приводилась краткая характеристика для всех рыночных структур, поэтому особо углубляться в суть монополии и последующих структур не стоит, как никак данная подтема не об этом.
Для начала стоит рассмотреть наиболее часто встречающиеся формы монополий (рис. 11).
Рисунок 11 – Формы монополий [20]
Поведение производителя в условиях несовершенной конкуренции схоже с поведением производителя в условиях совершенной конкуренции. Принципиальное различие заключается в форме их кривых спроса. Производителя в условиях совершенной конкуренции встречается с абсолютно эластичным спросом на свою продукцию,
имеющую рыночную цену, определённую отраслевым спросом и предложением [1].
Для монополиста всё совсем иначе, т.к. его кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса и является нисходящей. Это означает, что монополист может увеличивать объём продаж, только снижая цену на свой товар. Из чего становится очевидно, что монополист должен одновременно выбирать цену и количество продукции, что не свойственно производителю в условиях совершенной конкуренции.
Также нужно отметить важный аспект. Монополист стремится не к максимуму прибыли на единицу продукции, а к максимуму валового дохода. Монополист будет производить каждую дополнительную единицу продукции до тех пор, пока её реализация будет обеспечивать больший прирост валового дохода[9].
Поведение производителя в условиях монополистической конкуренции:
Как нам известно, совершенная конкуренция и чистая монополия – исключения, а не современные реалии. В реальности большинство предприятий находится между двумя этими крайностями (рис. 12).
Рисунок 12 – Вектор усиления рыночной власти [20]
Особенностью монополистического рынка является дифференцированная продукция: каждое предприятие продаёт свой уникальный товар под своим брендом. Уровень рыночной власти монополистического предприятия зависит от успеха дифференциации его продукта.
Из этого становится довольно понятно, что поведение производителей в условиях монополистической конкуренции нацелено на удовлетворение вкусов своих производителей, т.к. существует множество альтернатив. Если в совершенной конкуренции это не так выражено, то здесь является основным критерием успеха фирмы – наличием рыночной власти.
Все производители стремятся максимизировать прибыль, чего тоже пытаются добиться монополистические предприятия. Для этого им нужно завладеть расположением покупателей, поэтому огромное значение начинают приобретать неценовые факторы, например, реклама, возможность покупки в кредит и т.д. [1].
Поведение производителя в условиях олигополии:
В условиях олигополии производитель, как и в других случаях, старается максимизировать прибыль, но из-за наличия на рынке небольшого числа конкурентов, это происходит отличным от других видов рынка способом.
Самым перспективным для производителей является способ сговора. Ведь и вправду, зачем нескольким производителям добиваться внимания покупателя, чтобы впоследствии реализовать свой товар, когда они могут просто сговориться и установить ту цену, при которой будут получать максимальный валовый доход.
К сожалению фирм-олигополий и к счастью для простых потребителей сговор запрещён во многих странах, из-за чего этот способ получения максимальной прибыли называют тайным сговором.
Также на рынках олигополистических рынках имеется довольно распространённая практика по получению максимальной прибыли – лидерство в ценах. Её суть заключается в наличии на олигополистическом рынке компании, выступающей в роли ценового лидера. Данная фирма устанавливает такую цену, при которой она получит максимальную валовую прибыль, а остальные компании следуют за ней и устанавливают такую же цену, независимо от того, увеличится ли у них издержки или нет. Из-за этого в этой практике реализовать свою главную цель смогут не все производители. Кто-то может, конечно же, не повышать цену, но в ответ на это последует реакция от ценового лидера, которая может перерасти в ценовую войну. Обычно, для предотвращения увеличения издержек, производители, не столько крупные и эффективные, как ценовой лидер, уменьшают объём производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Данную курсовую работу по теме «Издержки производства и экономическое поведение производителя» можно считать актуальной, т.к. в современном мире производитель сталкивается со множеством трудностей, одна из которых – издержки производства. Без соответствующих знаний о них успешно вести предпринимательскую деятельность довольно тяжело. Также довольно важным является экономическое поведение производителя – его действия по максимизации прибыли.
Перед написанием курсовой работы были поставлены цели по исследованию сущности издержек и их видов, а также анализ экономического поведения производителя в различных условиях рынка.
Все цели были реализованы в основной части курсовой:
Сущность издержек производства заключается в том, что издержки – это затраты, выраженные в виде денежной формы, на которые идёт производитель для осуществления предпринимательской деятельности. Существует несколько видов издержек: внешние, внутренние, средние общие, предельные издержки и т.д.
В результате анализа экономического поведения производителя стало ясно, что главной его целью является максимизация прибыли,
Также в ходе изложения материала курсовой работы были решены следующие задачи:
– рассмотреть понятие издержек,
– определить виды издержек,
– раскрыть сущность экономического поведения производителя,
– рассмотреть основные способы максимизации прибыли,
– изучить экономическое поведение производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Решение данных задач представляло немалые трудности, в особенности изучение экономического поведения производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Препятствиями в решении данной задачи являлись, грубо говоря, небольшие отличия в условиях, в которых действовал производитель. Например, в условиях монополии производитель, конечно же, сам контролирует цену, а в условии совершенной конкуренции – нет. Но независимо от этого, производитель что в той, что в этой ситуации не может устанавливать объём производства слишком большим, т.к. это будет приносить убытки.
В целом тема издержек производства и экономическое поведение производителя была раскрыта в полной мере, а все цели были достигнуты.
СПИСОК ИЗСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гребенников П.И. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / П.И. Гребенников, Л.С. Тарасевич, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2020.
2 Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник для вузов / В.Я. Иохин. – М.: Юрайт, 2021.
3 Коршунов В.В. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2021.
4 Коршунов В.В. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.В. Коршунов. – М: Юрайт, 2020.
5 Левина Е.А. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / Е.А. Левина, Е.В. Покатович. – М.: Юрайт, 2021.
6 Маховикова Г.А. Микроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум / Г.А. Маховикова, С.В. Переверзева. – М.: Юрайт, 2019.
7 Маховикова Г.А. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. – М.: Юрайт, 2021.
8 Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / под научной редакцией В.Т. Иванова, А.А. Соколовского. – М.: Юрайт, 2021.
9 Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / под редакцией Г.А. Родиной. – М.: Юрайт, 2021.
10 Отварухина Н.С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н.С. Отварухина, В.Р. Веснин. – М.: Юрайт, 2021.
11 Поликарпова Т.И. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Т.И. Поликарпова. – М.: Юрайт, 2021.
12 Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
13 Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
14 Розанова Н.М. Национальная экономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
15 Розанова Н.М. Национальная экономика в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
16 Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
17 Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
18 Розанова Н.М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 1. Фирма как основной субъект экономики: учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
19 Розанова Н.М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 2. Производственный процесс: учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021.
20 Шимко П.Д. Экономика: учебник и практикум для вузов / П.Д. Шимко. – М.: Юрайт, 2021.
21 Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. – М.: Юрайт, 2021.
22 Экономика предприятия: учебник для вузов / под редакцией Е.Н. Клочковой. – М.: Юрайт, 2021.
23 Экономическая теория: учебник для вузов / под общей редакцией В.Ф. Максимовой. – М.: Юрайт, 2021.
24 Экономическая теория: учебник для вузов / под редакцией Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2021.
25 Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / под редакцией С.А. Толкачева. —М.: Юрайт, 2021.
26 Экономика фирмы: учебник и практикум для вузов / М.С. Мокий, О.В. Азоева, В.С. Ивановский ; под редакцией М.С. Мокия. — М.: Юрайт, 2021.