Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике
1.3 Виды цен и их классификация
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Этапы процесса ценообразования
2.2 Методы и принципы ценообразования
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Особенности ценообразования при различных моделях рынка
3.2 Ценовые стратегии современной организации
3.3 Применение механизма процессно-ориентированного ценообразования на промышленном предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Построение рыночной экономики требует решительного преодоления многих теоретических и методологических догм, которые до сих пор существуют в экономической науке и практической деятельности менеджмента, в том числе в области ценообразования. Прежде всего, необходимо решить очень важную проблему общего и фундаментального характера, в зависимости от которой возникают другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эту проблему можно сформулировать следующим образом: каково место и роль цены в рыночной экономике?
Наиболее правильный ответ на этот вопрос можно дать только после того, как будет раскрыт главный вопрос: Что такое рынок в высокоразвитом смысле этого слова?
В экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». И это естественно. Дело в том, что рынок является очень сложным явлением и еще недостаточно изучен.
Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным является следующее определение. Рынок стабилен, постоянно воспроизводится, повторяются коммуникации (производственные, торгово-экономические, научно-технические и др.) между субъектами рыночных взаимоотношений, но обязательно опосредованных через механизмы издержек, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров [1, с. 320].
Целью курсовой работы является изучение ценовой политики современной организации.
В соответствии с целью предполагалось решение следующих задач:
1) определить сущность цены и ее роль в рыночной экономике;
2) изучить функции цен;
3) изучить виды цен и их классификацию;
4) проанализировать этапы процесса ценообразования;
5) исследовать методы и принципы ценообразования;
6) рассмотреть особенности ценообразования при различных моделях рынка;
7) проанализировать ценовые стратегии современной организации;
8) изучить применение механизма процессно-ориентированного ценообразования на промышленном предприятии.
Предметом исследования является ценовая политика современной организации.
Объектом является процесс выработки ценовой политики современной организации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике
В современных условиях цены и ценообразование становятся ключевой составляющей развития рыночной экономики. Цена – это категория рынка, и чтобы понять суть цен, необходимо проанализировать их в непосредственной связи с рынком[3].
Прежде всего, цена как конечный оценочный показатель продукта аккумулирует в себе все определения, составляющие основу товарных рынков (потребность, необходимость, спрос, продукт, взаимообмен, операция). Кроме того, цена, как и коэффициент накопления, также считается главной особенностью продукта. Эффективность продукта проверяется рынком, ценой его реализации. Выгоден или невыгоден этот продукт, нужен он или нет – это подтверждается рынком и только ценой его реализации на нем.
Поскольку основной движущей силой рыночной экономики является конкуренция, то в данном случае цена, непосредственно связанная с рынком, рассматривается как инструмент рыночной конкуренции, перераспределения ресурсов, перетока средств. И тем самым он играет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики.
Однако, по Марксу, цена – это денежное выражение стоимости товаров (работ, услуг), поскольку стоимость любого продукта является основой цены. Цена находится в прямой связи со стоимостью товара, при снижении стоимости цена товара уменьшается и увеличивается с ее увеличением [12, с. 332].
По мнению Брайана Трейси, существует большая разница между ценой и стоимостью товара. Цена – это единовременная плата, необходимая для приобретения товара. Стоимость – это все многократно получаемые суммы в процессе потребления данного товара.
А Джек Траут – известный маркетолог, президент компании «Trout & Partners» считал, что прежде всего необходимо установить правильную цену. После того как цена установлена на психологическом уровне, ее очень трудно изменить.
При этом цена не только демонстрирует, насколько эффективно используется труд, но и в результате устанавливает величину общих издержек производства (себестоимости) продукции и сумму доходов, полученных производителями (продавцами) за счет производства и реализации товаров.
Таким образом, в общем виде цена:
Ц = С + П + Н, (1)
где С – себестоимость (издержки производства) продукции;
П – прибыль производителя (организации);
Н – налоги, сборы, платежи, отчисления.
В рыночной экономике действует система цен, связанная с законом спроса и предложения. Простая модель, по которой исследуют связь спроса и предложения на рынке, существует практически 200 лет. На рынке в соответствии с данной модификацией, выделяют две основные силы – производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые конкурируют между собой, стараясь извлечь наибольшую прибыль. Задача продавцов – реализовать свои продукты по более высокой стоимости и получить большую прибыль, а покупателей – получить необходимые им продукты с большей полезностью по низкой цене. Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к формированию цены [3, с. 304].
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке схожих (а при их отсутствии – однородных товаров), работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). При этом при установлении и признании рыночной цены товара используются официальные и специализированные источники информации об их рыночных ценах (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены реальных договоров, товарных аукционов и торгов), публикуемые в различных печатных изданиях, финансовых газетах и журналах, бизнес-справочниках, организациинных каталогах, проспектах.
Из вышеизложенного следует, что рынок и цена – это категории, предопределенные товарным производством. При этом изначальным является рынок, поскольку при товарном производстве финансовые взаимоотношения формируются не в ходе производства, а в условиях рынка, на котором создаются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Как правило, цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая социальное принятие.
Необходимо добавить, что цена выражается в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Степень стоимости формируется под воздействием ряда не зависящих от участников сделки объективных факторов: характерные черты товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, уровень монополизации рынка, но кроме того под воздействием субъективных факторов – подбора конкретного рынка, времени, места и метода заключения сделки, знаний и навыка использования конъюнктуры рынка.
1.2 Функции цен
Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.
Выполняя учетно-измерительную функцию, цены дают возможность сравнивать разнообразные блага, несоотносимые согласно потребительским характеристикам. В условиях рынка цена способна значительно отклоняться от издержек производства и реализации под влиянием разных рыночных факторов. Производитель заинтересован в максимальной, а покупатель – в минимальной стоимости покупки. Для того чтобы противостоять конкурентам, производитель товара обязан регулярно осуществлять контроль издержек, сопоставлять их с расходами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сумеет благодаря уменьшению расходов, улучшению качества товара. По этой причине данная функция исключительно важна для формирования товарной и ценовой политики организаций[13].
Регулирующая функция цены состоит в том, что цена выражает себя как механизм регулировки финансовых действий – уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью продавца и покупателя. Помимо этого, цена представляет собой средства воздействия на производство и потребление и их связи. Регулирующую функцию в той или иной степени осуществляют все без исключения разновидности рыночных цен. К примеру, в условиях свободного рынка, реализуя данную функцию, цена как бы выполняет роль естественного регулятора социального производства. Между тем на рынках безграничной конкуренции стоимость баланса устанавливается в результате естественного взаимодействия предложения и спроса [4, с. 192].
Распределительная (перераспределительная) роль стоимости подразумевает перераспределение сформированного общественного продукта среди областей экономики, хозяйственными звеньями, регионами и разными группами населения. Правительство, например, удерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, существенно превышающем уровень затрат, прибыль с данного превышения применяется с целью укрепления относительно невысоких цен на товары первой необходимости.
Способствуя рациональному размещению производственной ценовой функции. С помощью механизма цен капитал вливается в те отрасли экономики, в формирование тех отраслей, где существует значительная норма дохода, которая осуществляется под влиянием конкуренции и движения спроса. По закону компании предоставляется возможность самостоятельно устанавливать, в какую область или сферу экономики инвестировать капитал.
Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно стимулировать: научно-технический прогресс (внедрение новой технологии и т.д.); экономию затрат ресурсов; улучшение и совершенствование качества продукции; изменение структуры производства и потребления.
В настоящее время в условиях развития рыночной экономики задачей первостепенной сложности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.
Социальная функция цены главным образом заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Другими словами, от величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи. Следует помнить, что от решения социальных вопросов напрямую зависит общественно-политическая ситуация как в определенном регионе, так и в стране в целом [5, с. 193].
Итак, рассмотрев функции цен, следует отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции, при этом она всегда воздействует на экономические интересы. Все рассмотренные функции цены взаимосвязаны и проявляются только в системе разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара.
1.3 Виды цен и их классификация
В современной ценовой среде действуют различные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. На основе этого выделяют следующие виды цен:
1) мировые цены – цены, которые обслуживают международный рынок в целом и наиболее полно отражают положение товаров и услуг на общем мировом рынке;
2) цены международных региональных рынков – цены, являющиеся специфической формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные рынки (базисные) рынки, где наблюдается наибольшая концентрация международных центров купли-продажи товаров;