Файл: Ценовая политика организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национальной экономики и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;

4) цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвесторами, другие формы международного совместного бизнеса;

5) внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции[10].

Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это главным образом обусловлено взаимосвязью между элементами рыночного механизма и участниками рынка.

Цены можно классифицировать по различным экономическим характеристикам:

1. Классификация цен по степени регулирования.

В условиях рыночных отношений этот признак является одним из важных классификационных признаков цен. Значительная часть цен является свободной, возникающей на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также зависят от спроса и предложения, но могут находиться под влиянием правительства. В рыночной экономике существует в основном два типа цен: свободные и регулируемые. Свободные цены наиболее соответствуют характеру рыночных отношений, но полностью перейти только на них невозможно. При необходимости государство может вмешаться в процессы ценообразования и, в зависимости от меняющихся экономических условий, перейти на регулируемые или даже фиксированные цены.

2. 2. Классификация цен по характеру экономического оборота.

Оптовые цены на промышленную продукцию - это цены, по которым продукция предприятий, фирм и организаций продается и покупается, независимо от форм собственности, по оптовому обороту. Продукция реализуется и покупается оптом, часто со сменой собственника. В свою очередь, оптовые цены на промышленную продукцию делятся на два подвида:

1) Оптовые цены предприятия - цены производителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям. При продаже своей продукции предприятия или организации должны возмещать свои затраты на производство и сбыт и получать прибыль, которая позволила бы им работать в рыночных условиях.

2) Оптовые (отпускные) цены отрасли - цены, по которым предприятия или организации потребителей платят за свою продукцию товаропроизводителям или сбытовым (оптовым) организациям. Если цены производителя более вероятно производить, то оптовые (отпускные) цены отрасли более тесно связаны со сферой обращения (оптовая торговля). Различием оптовых цен в отрасли является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на основе рыночной котировки и надбавки или скидки с нее в зависимости от качества товара, удаленности товара от места поставки по биржевому договору.


Таким образом, цены различаются в зависимости от стадии движения товара, на которой они формируются.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной сети населению, предприятиям и организациям; они имеют тенденцию выпадать из оборота и потребляются в быту или на производстве.

Розничная цена включает в себя оптовую цену, торговую наценку, акциз (косвенный потребительский налог, включенный в цену товара), налог на добавленную стоимость. НДС, который также является косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. С 2004 года ставка НДС в Российской Федерации установлена на уровне 18%.

3. 3. Классификация цен в зависимости от территории проведения акции.

Унифицированные или зональные цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Это такие продукты, как газ, электроэнергия и некоторые другие.

Региональные (зональные). Они могут регулироваться региональными органами власти. Эти цены ориентированы при их формировании на затраты на производство и реализацию, которые формируются в регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию).

Престижная цена устанавливается на продукцию очень высокого качества.

Она устанавливается для товаров, реализуемых на рынке в течение длительного времени:

1) скольжение или падение, которое практически напрямую зависит от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;

2) долгосрочная цена не подлежит изменению в течение длительного периода времени;

3) цены потребительского сегмента рынка устанавливаются приблизительно для одних и тех же видов товаров и услуг, реализуемых разным социальным группам с разным уровнем доходов по разным ценам;

4) гибкая цена быстро реагирует на изменение спроса и предложения на рынке;

5) цены на уже снятую с производства продукцию выше, чем на обычные товары;

6) цены на товары, дополняющие другие товары, реализуемые по обычным ценам, устанавливаются ниже, чем на большинстве предприятий. Эти цены используются в качестве рекламы;

7) договорные цены. Эти цены предлагаются покупателям со скидками по сравнению с обычной ценой [6, с. 447].

Цены, используемые в бухгалтерском учете и статистике, образуют особую группу. Как правило, основными задачами ценовой статистики являются мониторинг уровня и динамики цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах. При проектировании технически сложных изделий определяются ценовые пределы (предельно допустимые цены). Научно-исследовательские организации, разрабатывающие прогнозы по отраслям промышленности и производствам, используют прогнозные (индикативные) цены.


В заключение отметим, что формирование и установление оптовых, закупочных, розничных, свободных, контролируемых и других видов цен осуществляется на основе ценовой политики государства и предприятий нормативно-правовыми актами, ценовыми факторами, текущим спросом и предложением, возможностями производителя и потребителя, качеством и потребительскими свойствами товаров (услуг) и на основе анализа затрат на производство, налогов, отчислений и сборов, цен и качества товаров (услуг) конкурентов.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Этапы процесса ценообразования

Ценообразование на предприятии - это сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбор и систематический анализ рыночной информации, обоснование основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбор методов ценообразования, установление определенного уровня цен и формирование системы скидок и приращений цен.

Ценовая политика - это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных видах рынков для достижения поставленных целей экономической деятельности [9, с. 207].

В условиях политической нестабильности в государстве предприятия преследуют цель максимизации текущей прибыли. В условиях жесткой конкуренции на рынке часто возникает проблема выживания. В таких ситуациях предприятия вынуждены максимально снижать цены, иногда покрывая только издержки производства.

Анализ спроса позволяет определить максимальную стоимость цены продукта. Соотношение между установленной ценой и уровнем спроса обычно обратно пропорционально. Однако бывают случаи, когда спрос не падает, а, наоборот, начинает расти по мере роста цен. Это относится к таким престижным товарам, как косметика, табачные изделия[11].

Оценка стоимости производства продукта позволяет определить его минимальную цену. Как правило, затраты компании делятся на:

1. Переменные затраты изменяются непосредственно пропорционально объему производства и на единицу продукции остаются неизменными (сырье, материалы, заработная плата работников производства, упаковка).


2. Переменные затраты относительно стабильны и не зависят от изменения объемов производства (заработная плата, аренда помещений, амортизация зданий). Желательно устанавливать цену таким образом, чтобы она покрывала все расходы предприятия. Однако в условиях высокой конкуренции в краткосрочной перспективе считается, что производство имеет смысл, даже если цена компенсирует только переменные затраты.

На конкретную стоимость цены влияют цены конкурентов. Они изучаются различными методами: опросы потребителей, сравнительные закупки у конкурентов, изучение прайс-листов конкурентов и т.д.

После этого выбирается метод, т.е. метод установления начальной цены товара. Выбор того или иного метода определяется характером продукта, степенью его новизны, типом рынка, на котором он продается, и другими факторами. Цена определяется до размещения продукта на рынке.

На следующих этапах начальная цена корректируется с учетом реальной рыночной ситуации с использованием различных ценовых стратегий и психологических факторов.

Таким образом, процесс ценообразования состоит из нескольких этапов. На начальном этапе проводится исследование рынка. Затем определяются долгосрочные (продажи, максимизация прибыли или удержание рынка) и краткосрочные цели, изучаются закономерности формирования спроса на производимые товары, анализируется уровень и структура издержек, изучаются цены и товары конкурентов. Следующим шагом является выбор метода и стратегии ценообразования. На последнем этапе устанавливается цена с учетом реальной рыночной ситуации и психологических факторов.

2.2 Методы и принципы ценообразования

Согласно наиболее распространенной точке зрения, методология ценообразования представляет собой совокупность общих правил ценообразования, связанных главным образом с макроэкономическими характеристиками экономической системы, а также с различными сферами ценообразования. В связи с этим методологические принципы могут быть общими как для экономики в целом, так и для групп смежных отраслей, производств. Общие методологические правила определяются законодательными и государственными органами.

Первым существенным элементом методологии являются методы, которые различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и товарных групп. Существуют следующие методы: затратный, агрегатный, метод структурной аналогии, метод удельных показателей, закрытые торги, точечный и аукционный методы, а также метод следования за лидером.


Рассмотрим, прежде всего, затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины.

Данную совокупность методов подразделяют на:

1. Метод «издержки плюс».

2. Метод минимальных затрат.

3. Метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней.

4. Метод целевого ценообразования.

Один из наиболее распространенных – метод «издержки плюс». Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.

Еще один метод – минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.

Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.

Еще один метод – целевого ценообразования. Иначе данный метод именуют методом, определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, то используются показатели степени загрузки, производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов. После чего определяют цену продажи на единицу продукция, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя, из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.