Файл: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. На занятиях хореографии очень много времени как раз отводится для приведения осанки в ее оптимальное состояние. Постановка корпуса и развитие чувства апломба, т.е. баланса является непрерывной задачей каждого занятия хореографии.
Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. И в этой связи трудно не отметить значение занятия хореографии для профилактики заболеваний. Разнообразные упражнения для стопы и различные виды шагов, да буквально каждое движение в уроке призвано положительным образом влиять на опорно-двигательный аппарат. Поэтому урок хореографии имеет не только художественно-эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровьесберегающее влияние на организм дошкольника.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а так же дает определенный терапевтический эффект.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально- ритмические упражнения.
-
«Гимнастика руками». -
«Прогулка по сказочному лесу». -
«Порхающая бабочка» (см. «Приложения»). -
«Танец быков» (фламенко). -
Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить. -
Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону). -
«Полька зверей» (см. «Приложения»). -
«Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении (см. «Приложения»). -
«Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения. -
«Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное движение. -
«Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.
Ритмические упражнения (см. «Приложения»).
-
« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить. -
Ритмизация собственных имён и фамилий. -
Ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.) -
Ритмизация движений различных животных.
Сказкотерапия (см. «Приложения»).
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка - любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки («Теремок», «Репка», «Колобок» и т.д.), подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.
Заключение.
Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15% суток, а 85% времени дети находятся в состоянии гиподинамии. Между тем у детей , занятых двигательным развитием:
-
Повышается ферментативная активность крови; -
Улучшается показатели иммунитета; -
Уменьшается частота функциональных изменений осанки; -
Средняя за год заболеваемость снижается; -
Уровень физической и умственной работоспособности повышается.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ОУ.
Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельку. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.
Список используемых источников и литературы.
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
2.Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005.
4.Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003.
5.И.В. Чупаха, Е. Е. Пужаева, И. Ю. Соколова Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь, Ставропольсервисшкола, 2004г.
6.Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002.
7.«Открытый класс» Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://www.openclass.ru/
8.Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий». Опубликовано 19.12.2011 - 22:12 - Ермолаева Алина Михайловна
9.Фестиваль Педагогических идей Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева Ольга Владимировна http://festival.1september.ru
10.Харисов Ф. Ф. Формирование культуры здоровья в современном образовательной среде. Материалы Первой научно – практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (8-9 ноября 2007г.) – М.: Федеральный институт развития образования, 2007
Приложения.
«сказкотерапия» | «Порхающие бабочки» |
« Хоровод» пластика движений | «Фламенко» ритм.упражнения |
«Полька зверей» | «Мышкина радость» |
«Партерная гимнастика» | «Упражнения на равновесие» |
«Партерная гимнастика» | |
Упражнение «Зеркало» | «Партерная гимнастика» |