Файл: Денежно-кредитная политика РФ; проблемы и перспективы.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Общая характеристика государственного регулирования экономики
Глава 2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РФ
2.1 Устойчивость денежно-кредитной системы РФ: оценка
2.2 Поддержание стабильности в условиях цифровой экономики. Прогнозы развития цифровой экономики
2.3 Цифровизация в банковском секторе как важный вопрос современного развития
В начале 2018 года Банк России создал регулятивную песочницу, которая может способствовать снижению правовой неопределенности и ускорить отсев либо вывод новых решений на рынок. Однако не все отраслевые вопросы быстро разрешаются на законодательном уровне, примером тому является проблема доказательной базы электронного банкинга и обеспечения юридической силы электронных документов[22].
Финтех и банки. Развитие цифровых технологий и поощрение регуляторами открытого банкинга (open API) постепенно стирает грань между банковской и небанковскими видами деятельности, способствует появлению новых игроков и вытеснению банков из их традиционной сферы деловой активности - посредничества в платежах. Скорость, с которой происходит создание новых платежных инструментов, явно опережает возможности приспособления к ним банковской среды.
Затраты на инновации. На сегодняшний день банки, не имеющие удобного мобильного приложения, являются аутсайдерами рынка. Подобное мнение вскоре будет формироваться и в отношении множества новых, в том числе еще только нарождающихся технологий, поэтому банки не способные сегодня обеспечить требуемого объема инвестиций в развитие технологий и укрепление своих позиций, рискуют завтра оказаться за бортом банковского бизнеса. Вполне вероятно, что в цифровой экономике не останется места для мелких и средних банков.
Интересно, что ЦБ РФ уже сейчас видит непосредственную угрозу для российского банковского сектора в нарастающем технологическом разрыве между Сбербанком и остальными кредитными организациями.
Финансовые маркетплейсы. Обладая минимальным функционалом, но очень хорошо развитыми каналами коммуникации цифровые банки вступают в прямую конкуренцию с традиционными кредитными институтами. В то время как более успешной бизнес-моделью в цифровом банкинге может оказаться концепция маркетплейса, дополняющая традиционный банкинг: уберизация открывает возможности непрерывного обновления и кастомизации финансовых продуктов, расширения каналов продаж без дополнительных инвестиций.
Потребительский шок. Степень готовности клиентов к полностью цифровому банкингу недостаточно высока. В России это показывают низкие темпы сдачи данных для биометрической идентификации, хотя потенциал у сервиса значительный; но российского пользователя часто характеризуют как очень консервативного. Впрочем, в США опрос 88 тысяч розничных клиентов показал, что среди полностью цифровых пользователей уровень удовлетворенности обслуживанием ощутимо ниже, чем среди тех, кто использует сочетание цифрового и традиционного, либо только традиционный канал взаимодействия с банком.
Уязвимости. Цифровые банки значительно хуже традиционных справляются с нештатными ситуациями; кроме этого развитие цифрового банкинга неизбежно провоцирует рост кибер преступлений в системе.
Однако следует признать, что цифровизация безальтернативна. Основной ресурс любого банка - это данные о клиентах (трансакциях и предпочтениях), которые можно успешно монетизировать. Таким образом, инновационные технологии кардинально меняют ключевую банковскую функцию безопасного хранения: на первый план в финансовой сфере выходит работа с данными, а не наличными деньгами. Переход от хранения денег к хранению информации и обеспечению ее безопасности как раз и составляет суть цифровой трансформации банкинга.
Дистанционное банковское обслуживание
Основными факторами успеха современной банковской системы является рост эффективности деятельности при внедрении удобных, качественных систем и продуктов обслуживания клиентов. Ведущие банки стремятся постоянно улучшить качество предоставляемых ими услуг при одновременном уменьшении издержек на их обслуживание.
Поставленные цели осуществляются путем:
а) рассмотрения теоретических особенностей дистанционного банковского обслуживания и его структурных элементов;
б) сравнительной характеристики предоставления подобных услуг в России и за рубежом;
в) исследования технологических и функциональных особенностей каналов предоставления дистанционного обслуживания в банках;
г) анализа эффективности и рисков использования дистанционных технологий в российских банках; д) предложений по усовершенствованию предоставления дистанционных банковских технологий на российском рынке.
Условия для предоставления услуг клиентам дистанционно выводит банк на совершенно новый уровень сервиса.
Во-первых, быстрый рост розничного сектора диктует доступные и эффективные механизмы взаимодействия клиентов с банком или друг с другом. Во-вторых, качественное предоставление подобных услуг дает определенное преимущество на высоко конкурентном банковском рынке.
Развития всех систем дистанционного банковского обслуживания создает комплекс определенных услуг, с помощью которых клиенты банка могут удаленно выполнять самые разные банковские операции.
Для этого клиентам банка достаточно воспользоваться своим компьютером или телефоном и не посещать само отделение банка. Причина внедрения различными банками систем дистанционного обслуживания является желание устоять в условиях жесткой конкуренции в банковской сфере[23].
Принципом всех систем дистанционного банковского обслуживания является обмен различной информацией между клиентом и банком на расстоянии. Сегодня дистанционно клиент банка может не только получить информацию о своих счетах, но и управлять ими, совершать различные операции.
Банк же обеспечивается должный уровень безопасности и конфиденциальности подобного общения. Клиент имеет такие возможности, как удаленный доступ к счетам, платежи и переводы, а также открытие вкладов и большое количество материалов информационного характера, такие как курсы валют или расположение ближайших банкоматов.
Для получения всего этого клиенту достаточно иметь какой-либо канал связи (телефонная связь или Интернет), техническое устройство (компьютер или телефон) и специализированный программный продукт, предоставляемый банком. В этой связи дистанционное банковское обслуживание иногда называют электронным банкингом, включая сюда такие понятия, как интернет-банкинг, мобильный банкинг, WAP-банкинг, SMS и другие.
Основным критерием различия систем дистанционного банковского обслуживания называют каналы доставки услуг. Существуют следующие виды каналов предоставления дистанционного обслуживания в банках: с помощью телефонной связи; через сеть Интернет; специальные устройства самообслуживания.
Дистанционное банковское обслуживание впервые появилось в Соединенных Штатах Америки. Банковская система США является одной из первых, самой крупной и надежной в мире. Сегодня практически90% банков Америки проводят обслуживание своих клиентов дистанционно, предлагая достаточно разнообразный диапазон услуг, к которым относится обмен валюты, оформление кредитов, открытие вкладов и возможность его страхования, контроль за перемещением средств со счетов, а также участие в торгах на фондовых биржах.
Большинство всех перечисленных услуг клиент банков США получает бесплатно, и только за некоторые из них банк взимает комиссию, в очень небольшом размере. Система безопасности банков Америки при использовании интернет-банкинга является одной из самых надежных.
Россия в сравнении с США и Европой сегодня отстает от развитых стран мира, как в ассортименте предлагаемых банковских продуктов, так и в развитии дистанционных каналов банковского обслуживания.
Ведущие отечественные банки сегодня имеют возможность активно развивать не только общепризнанные технологии дистанционного банковского обслуживания, но и предлагать свои инновационные решения.
Тенденциями развития дистанционного банковского обслуживания в России, которые приведут к сокращению издержки и увеличению скорости предоставляемых услуг, являются:
а) применение стратегий многоканального обслуживания физических лиц;
б) перевод систем дистанционного обслуживания клиентов на аутсорсинг;
в) создание различными банками совместных систем дистанционного обслуживания;
г) повышение качества предоставляемых услуг и их безопасность;
д) комплексное обслуживание за счет увеличения доступных видов услуг.
В итоге отметим, что в России стремительно растёт использование мобильного банкинга. Расширяется ассортимент предоставляемых функций, возможность оплаты штрафов и других обязательных платежей, создание личных шаблонов при выполнении одинаковых операций.
На смену call-центрам приходят онлайн-чаты, вшитые в интерфейс мобильного приложения для возможности оперативной поддержки клиента. Для удобства и сокращения времени клиентов, сами приложения становятся проще в использовании.
Заключение
Данная работа посвящена рассмотрению основных проблем и перспектив развития денежно-кредитной политики РФ. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. Кредитно-денежная (монетарная) политика – это один из видов антициклической (стабилизационной) политики, которая нацелена на сглаживание колебаний экономики. Цель монетарной государственной политики – это обеспечение:
1) Роста экономики;
2) Полной ресурсной занятости;
3) Стабильности ценового уровня;
4) Равновесия платежного баланса.
В качестве основных направлений для развития системы экономического регулирования в эпоху цифровизации в России может быть выделено следующее:
1. Повышение общего уровня сбалансированности макроэкономической системы (создание естественных буферов экономики);
2. Поддержание антициклического характера экономической политики;
3. Проведение активной информационной политики центральнымибанками;
4. Поддержание доверия экономических агентов к действиям экономических властей;
5. Обеспечение ценовой и финансовой стабильности на макроуровне.
4 Ключевой предпосылкой цифровой трансформации банковских бизнес-моделей является изменение коммуникационной среды и потребительских ожиданий в отношении скорости, простоты и каналов поставки финансовых продуктов. Цифровизация банкинга развивается, преимущественно, в двух направлениях - это создание дистанционных сервисных моделей, не требующих физического присутствия клиента, и анализ больших данных, позволяющий получать и монетизировать информацию о потребностях клиентов и их намерениях.
Список используемой литературы
- Байназаров Н. Цифровой банкинг – чего мы ожидали и что полу-чили/ Rusbase. – 31 июля 2018.
- Гамбаров Г.М., Мусаева М.У., Крупкина А.С. Индикатор рисков российского финансового рынка // Деньги и кредит. 2017. № 6. С. 29—38.
- Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2018.
- Имамов М. М. Инновационное развитие Российской экономики и реализация приоритетных национальных проектов России (финансовые угрозы и обеспечение экономической безопасности) : [монография]/ М. М. Имамов. - Казань : Центр инновационных технологий, 2016. -480 с.
- Зайцева И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46
- Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
- Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2015. — 397 с.
- Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики/ В. В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2017. -335 с.
- Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов// https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on_2020(2021-2022).pdf
- Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019. –384с.
- Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика. — М.: КноРус, 2016. — 255 с.
- Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики/ В. Л. Тамбовцев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак. –М.: ИНФРА-М, 2018. -158 с.
- Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: монография. - М.: Книжный дом Либриком, 2010. 267 с.
- Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2013. - N20. – с.37-42.
- Федоров Д.А. К вопросу об экономических целях общества /Д.А.Федоров //Экономика и социум. - 2014, № 3-3(12). - С. 492-495. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22970558
- Френкель Д. Размышления о центральных банках, протекционизмеи глобализации. Деньги и кредит, 2018, Т. 77, №1, с. 108-123.
- Цифровая Россия: новая реальность: аналитический отчет. – М.:Digital McKinsey. – Июль, 2017. – 133 с
- Цхададзе Н.В. Понятие и сущность банковских рисков /Сб. научных трудов Экономика и менеджмент: от теории к практике.-Ростов-на-Дону, 2017 - С.21-25.
- Allen F., Carletti E. The Roles of Banks in Financial Systems. URL:https://pdfs.semanticscholar.org/6ba2/fe54523dcd7bf6fada05116363ecb03788af.pdf
- Cull R., Demirgüç-Kunt A., Lin J.Y. Financial Structure and Economic Development: A Reassessment. The World Bank Economic Review, 2013, vol. 27, iss. 3, pp. 470–475
- Dedola L., Rivolta G., Stracca L. If the Fed sneezes, who catches acold? Journal of International Economics, 2017, vol. 108, supplement1, pp. S23–S41.
- EMEA Digital Banking Maturity 2018: How to become a DigitalChampion and why only few succeed? Deloitte Development LLC,2018. – 30 p
- Hicks J.R. Mr Keynes and «classics». A suggested interpretation. Econometrica, 1937, vol. 5, no. 2, pp. 147–159.
- Hirsch F., Doyle M., Morse E.L. Alternatives to monetary disorder. NY, McGraw-Hill, 1977, 153 pp
- Yildirim Z. Global financial conditions and asset markets: Evidencefrom fragile emerging economies. Economic Modelling, 2016, vol. 57,pp. 208-220.
- Korhonen I., Nuutilainen R. Monetary policy rules for Russia, some new results // Деньги и кредит. 2017. № 9. С. 75—80.
- Lin Y.Y., Sun X., Jiang Y. Toward a theory of optimal financial structure. Policy Research Working Paper, 209, no. WPS5038, 32 p.
- Ritzel C., Kohler A. Protectionism, how stupid is this? The causal effectof free trade for the world’s poorest countries: Evidence from a quasi-experiment in Switzerland. Journal of Policy Modelling, 2017, vol. 39,no. 6, pp. 1007-1018.