Файл: Денежно-кредитная политика РФ; проблемы и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования.

Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые направлены на достижение социальных и экономических целей, которые реализуются уполномоченными на это органами государства в отношении экономических субъектов. Государственной поддержкой являются меры положительного воздействия.

Актуальность темы исследования определяется тем, что денежно-кредитная политика занимает одно из основных положений в регулировании экономики. Эффективная реализация денежно-кредитной политики определяет стабильность роста экономики, снижение уровня безработицы до ее естественного уровня, определяя устойчивый платежный баланс.

Перед экономикой нашей страны стоят также задачи формирования условий для поддержания ее устойчивого роста, реализации прогрессивных преобразований, сокращения степени зависимости от сырьевых рынков и интеграции в мировую экономику.

Основная роль в формировании эффективной банковской системы, в реализации оптимальной денежно-кредитной политики принадлежит Центральному Банку страны. Он реализует следующие цели: недопущение инфляционного всплеска и чрезмерного укрепления рубля. Данные цели – противоречивы и инициируют поиск наиболее адекватных и эффективных способов проведения и реализации денежно-кредитной политики. Это политика тарифов и налогов, регулирование цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции для большего числа крупных отечественных товаропроизводителей. Поэтому крайне важно согласованная работа денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.

Целью данной работы является рассмотрение основных проблем и перспектив развития денежно-кредитной политики РФ.

Задачи:

1) Характеристика государственного регулирования экономии;

2) Описание сущности денежно-кредитной политики государства;

3) Анализ проблем денежно-кредитной политики государства.

Предмет исследования – особенности современного функционирования денежно-кредитной политики РФ.

Объект исследования – денежно-кредитная политика.

Методы исследования – анализ и структурирование информации.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя две главы, введение, заключение и список используемой литературы.


Глава 1 Теоретические основы денежно-кредитной политики

1.1 Общая характеристика государственного регулирования экономики

Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:

  1. Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
  2. Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
  3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
  4. Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
  5. Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
  6. Социальная политика[1].

В Приложении 1 и 2 мы представили инструменты и объекты государственного регулирования экономики.

1.2 Кредитно-денежная политика. Концепция политики кредитной экспансии («дешевые деньги») и кредитной рестрикции («дорогие деньги»)

Кредитно-денежная (монетарная) политика – это один из видов антициклической (стабилизационной) политики, которая нацелена на сглаживание колебаний экономики. Цель монетарной государственной политики – это обеспечение:

  1. Роста экономики;
  2. Полной ресурсной занятости;
  3. Стабильности ценового уровня;
  4. Равновесия платежного баланса.

Кредитно-денежная политика влияет на конъюнктуру экономики, влияя на совокупный спрос. Объектом регулирования в данном случае является рынок денег и денежная масса.

Монетарная политика определяется и реализуется Центральным банком. Но изменение денежного предложения в экономике реализуется в итоге операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, действий небанковского сектора (домохозяйств и компаний).


Основной проводник, тем не менее, денежно-кредитной политики государства – это Центральный банк. Он – субъект денежно-кредитной политики.

Центральный банк РФ осуществляет регистрацию кредитных организаций и осуществляет выдачу лицензий на право осуществления операций банками. Центральный банк осуществляет проверку, сможет ли создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре[2].

Действия ЦБ РФ характеризуются цикличностью, то есть периодами ужесточения кредитно-денежной политики сменяются периодами ее смягчения, в зависимости от того, в какой стадии находится экономика – в стадии роста или стадии снижения. Поэтому, в зависимости от того, какие цели преследует экономика, денежно-кредитная политика нацелена или на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), или на ее ограничение (кредитная рестрикция). Первая реализуется с целью увеличения занятости и увеличения производства. А кредитная рестрикция, чтобы предотвратить перегрев экономики или чтобы понизить инфляционные темпы.

По большому счету, Центральные банки реализуют два типа денежно-кредитной политики:

  1. политика «дорогих денег»
  2. политика «дешевых денег».

Также Центральный банк РФ может проводить проверки кредитных организаций и их филиалов.

Коммерческие банки – это центр банковской системы, они играют важную роль в рыночной экономике. Важно развивать деятельность коммерческих банков, это является необходимым условием реального формирования механизма рынка.

Качественное и эффективное функционирование экономики без банков не представляется возможным. Банки проводят расчеты и платежи в хозяйстве. Современные банки – это не только коммерческие предприятия, которые нацелены на получение и максимизацию прибыли, но это и важные социальные институты, которые являются главной частью финансовой инфраструктуры и призваны обеспечить условия стабильности работы финансовой системы и экономики в целом.

Целевыми ориентирами монетарной политики Центрального банка могут выступать:

  1. Контроль за предложением денег (денежной массы);
  2. Контроль над уровнем процентной ставки;
  3. Контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Основная цель денежно-кредитной политики – помощь в системе экономики в достижении такого производственного уровня, который бы характеризовался состояние полной занятости и отсутствием инфляции.


Преимущества монетарной политики как способа государственного регулирования – быстрота и гибкость. Недостатки связаны с тем, что рассматриваемая политика может заставить коммерческие банки уменьшать или увеличивать кредиты.

Любые государственные действия в области монетарной политики реализуются при помощи длинного механизма, который включает в себя определённые этапы:

  1. Решения в денежно-кредитной области (например, изменение резервов банка или изменение ставки процента);
  2. Изменения инвестиционного объема;
  3. Изменение валового национального продукта[3].

Сбои в работе на каждом этапе отрицательно сказываются на эффективности мероприятий денежно-кредитной политики. Поэтому рассматриваемая политика – не такое действенное средство, как фискальная политика.

Кредитно-денежная политика реализуется с применением специальных инструментов, которые дают возможность Центральному банку осуществлять контроль величины массы денег. Это:

  1. Изменение нормы обязательных резервов (нормы резервных требований). Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить или в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (если в стране резервная банковская система), или в виде наличности. Для каждого депозитного вида устанавливается своя норма обязательных резервов, при чем, чем выше уровень ликвидности депозита, тем выше данная норма, например, для депозитов «до востребования» норма обязательных резервов выше, чем для «срочных» депозитов. Если Центральный банк повышает норму обязательных резервов, то денежное предложение уменьшается по следующим причинам: 1) уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, то есть сумма, которую он может выдать в кредит. 2) норма обязательных резервов коррелирует с уровнем банковского мультипликатора. Увеличение нормы обязательных резервов с 10 % до 20 % уменьшает уровень банковского мультипликатора с 10 до 5. В итоге даже небольшие изменения нормы обязательных резервов могут инициировать существенные изменения массы денег. Данный инструмент не применяется для текущего контроля над денежным предложением.
  2. Изменение учетной процентной ставки (ставки рефинансирования). Учетная процентная ставка – это ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Последние прибегают к займам у Центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного резервного пополнения или для выхода из сложного финансового кризиса. Центральный банк является кредитором последней инстанции. Коммерческие банки рассматривают ставку как издержки, которые связаны с приобретением резервов. Чем больше учетная ставка, тем меньше уровень заимствований у Центрального банка и тем меньший кредитный уровень предоставляют коммерческие банки. Изменений учетной ставки – это не гибкий инструмент денежно-кредитной политики. Это – сигнал о намечаемом направлении политики Центрального банка.
  3. Операции на открытом рынке. Данный инструмент – наиболее оперативный. Данные операции – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Объектами операций на открытом рынке являются:
  4. Краткосрочные облигации государства.
  5. Казначейские векселя.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерчески банкам и гражданам. Покупка Центральным банком государственных облигаций увеличивает резервы коммерческих банков. Если Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает резервную сумму на своем счете. Значит, общий объем резервных депозитов системы банков растет, что увеличивает кредитные банковские возможности. Покупки и продажи центральным банком государственных ценных бумаг инициируют быструю реакцию системы банков и являются более действенными способами, чем другие инструменты денежно-кредитной политики.

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется «механизмом денежной трансмиссии», или «денежным передаточным механизмом». Данный механизм демонстрирует, как изменение денежного предложение оказывает влияние на изменение реального объема выпуска. Данный механизм представляется такой логической цепочкой действий. Если в экономике наблюдается спад, то Центральный банк приобретает государственные ценные бумаги. Тогда кредитные возможности коммерческих банков растут. Банки начинают выдавать все больше кредитов. Предложение денег растет, ставка процента уменьшается. Предприятия берут дешевые кредиты, инвестиционные расходы увеличиваются, совокупный спрос – растет, как и производственный объем.

Данная политика, применяемая в период спада экономики, называется политикой «дешевых денег». И политика, которая проводится Центральным банком в период «перегрева», направлена на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и представлена следующими событиями: Центральный банк реализует продажу государственных ценных бумаг. Кредитные возможности коммерческих банков сокращаются. Предложение денег уменьшается, процентная ставка увеличивается. Спрос на дорогие сокращается, как и производственный объем.

Глава 2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РФ

2.1 Устойчивость денежно-кредитной системы РФ: оценка