Файл: Денежно-кредитная политика РФ; проблемы и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мировая наука уделяет проблемам обеспечения эффективности финансовой системы большое внимание. Исследования в данном направлении, так же как и в направлении регулирования и дерегулирования финансового рынка, относятся ко всему периоду развития финансовой науки. Среди фундаментальных работ стоит отметить работы Дж. Кейнса[4], Дж. Тобина[5], Дж. Хикса[6], Ф. Хирша[7] и др. Заметим, что в обозначенных и подобных им исследованиях основное внимание сконцентрировано не на эффективности финансовой системы государства, а на эффективности функционирования финансового рынка. Особо следует выделить здесь модель IS-LM, составленную Дж. Хиксом, в которой основными параметрами выступают только рыночные инструменты: ликвидность и деньги (LM), с одной стороны, и инвестиции со сбережениями (IS) — с другой[8].

Исследуя эффективность процесса перемещения сбережений хозяйствующих субъектов и населения в реальный сектор экономики, Ф. Аллен и Е. Карлетти приходят к выводу о том, что в странах континентальной Европы важнейшую роль в этом процессе играют банки[9]. В России в этом отношении наблюдается двойная роль банков. Во-первых, развитие финансового рынка (рынка ценных бумаг) в стране пошло по европейскому пути и привело к тому, что ведущими игроками на нем стали банки, во-вторых, этот путь был предопределен следующими факторами: историческими традициями страны, ее экономическим состоянием, структурой гражданского права, отсутствием в стране других финансовых институтов, кроме банков. То есть само экономическое развитие может выступить фактором развития финансовой системы и адаптации ее структуры. Ряд авторов, исследовавших данный вопрос, пришли к выводу о том, что это явление можно объяснить следующим: экономическое развитие, увеличивая спрос на финансовые услуги, предоставляемые участниками рынка ценных бумаг, создает благоприятные условия для их развития[10].

Но влияние экономического развития на финансовый сектор не ограничивается рынком ценных бумаг. Экономическое развитие страны и структура имущественных отношений в ней являются наиболее фундаментальной силой, определяющей оптимальную финансовую структуру на определенном этапе экономического развития, считают Й. Лин и соавторы [11]. То есть экономическое развитие может предопределить саму структуру финансовой системы страны, в которой значение финансового рынка и финансовых посредников (банковских институтов) сбалансировано.


В работе группы специалистов Департамента финансовой стабильности Банка России описано построение индикатора рисков российского финансового рынка не на основе оценки отдельных рисков, а обобщающего риски шести основных сегментов финансового рынка[12]. Такая методика с середины 2013 г. используются в составлении Обзоров финансовой стабильности Банка России

Мониторинг проводится Центральным банком РФ по следующим сегментам российского финансового рынка:

1) рублевый денежный рынок;

2) валютный денежный рынок;

3) валютный рынок;

4) рынок акций;

5) рынок государственных заимствований;

6) рынок корпоративных заимствований.

Подытожим обзор исследований финансового рынка статьей финских авторов И. Корхонен и Р. Нуутилайнен о применении стандартных правил денежной политики (правила Тейлора и правила МакКаллума) при реализации денежно-кредитной политики в России в период 2004—2017-х гг.[13]. Делается вывод о том, что традиционное правило Тейлора хорошо описывает денежно-кредитную политику в России как в варианте с фиксированными, так и с изменяющимися коэффициентами. Утверждается, что наиболее сильным «перелетам» цели по инфляции соответствовали эпизоды масштабного обесценения рубля, что свидетельствует в пользу важной роли валютного курса в проведении денежно-кредитной политики в России. Результаты свидетельствуют также о том, что российская денежно-кредитная политика за последние несколько лет существенно изменилась, а наблюдаемое успешное движение к таргетированию инфляции подтверждает более зрелый, по сравнению с докризисным уровнем, характер финансового рынка России.

2.2 Поддержание стабильности в условиях цифровой экономики. Прогнозы развития цифровой экономики

Цифровая экономика характеризуется повсеместным развитием цифровых технологий и ускорением процесса передачи информации. Формирование единого информационного пространства в рамках всего мирового сообщества приводит к усилению взаимовлияния между экономиками отдельных регионов и чувствительности финансовых систем различных стран к шокам со стороны внешних рынков.


Этот вопрос особенно актуален применительно к анализу процессов на развивающихся рынках и, в частности, России. Страны с формирующимися рынками (emerging market economies - EME) в наибольшей мере подвержены шокам со стороны внешнего сектора: динамика ключевых финансовых и рыночных индикаторов в этих странах напрямую зависит от склонности глобальных инвесторов к риску и степени жесткости финансовых условий на глобальном финансовом рынке.

Негативные факторы моментально приобретают форму информационных шоков и влияют на поведение глобальных инвесторов, приводя к формированию дисбалансов в мировой финансовой системе.

В 2018 г. наблюдалось усиление волатильности на глобальных рынках, что привело к повышению уровня риска на рынках стран ЕМЕ и формированию чистого оттока капитала с развивающихся рынков.

Ключевыми источниками неопределенности на глобальных рынках в прошедшем году стали постепенное повышение процентных ставок ведущими центральными банками мира (укрепление валют развитых стран и, особенно, долл. США) и формирование угроз замедления мирового экономического роста в связи с ограничением свободы мировой торговли[14].

Повышение процентных ставок в США приводит к снижению привлекательности вложений инвесторов в активы развивающихся стран и оттоку капитала с рынков ЕМЕ. Это связано с обесценением национальных валют и сокращением совокупного выпуска в этих странах[15].

Результатом протекционистской политики становится снижение объемов мировой торговли и доходов стран от экспорта, что также выражается в замедлении инвестиционной и экономической активности[16].

Эмпирические данные подтверждают эти тенденции. По данным Вloomberg, в 2018 г. индекс долл. США вырос на 4,4%, а доходности казначейских облигаций США (10 лет) - на 28 б.п. до 2,68%. За отчетный период вмененная волатильность фондовых индексов S&P 500 и MSCIEME (30 дней) выросла на 14,4 п. до 25,4 п. и на 4,1 п.п. до 15,6% соответственно. По данным EPFR Global, с 27 декабря 2017 г. по 2 января 2019 г. чистый отток капитала с долговых рынков ЕМЕ составил 16,7 млрд долл. США.

В 2018 г. в свете общих тенденций на рынках ЕМЕ российская финансовая система была также подвержена усилению рисков, в том числе, со стороны нефтяного рынка и санкционных угроз. При этом ситуация на финансовом рынке России оставалась стабильной, чему способствовали высокий уровень макроэкономической устойчивости и комплекс мер экономической политики. В работе[17] показано, что страны с сильными фундаментальными показателями в меньшей степени подвержены негативным шокам со стороны внешнего сектора.


В 2018 г. в ответ на внешние вызовы экономическое регулирование в России реализовывалось по направлениям обеспечения ценовой и финансовой стабильности, что способствовало повышению общего уровня экономической определенности.

Банк России дважды повысил уровень ключевой процентной ставки до 7,75% в целях противодействия инфляционным рискам. Более того, регулятор использовал инструменты макропруденциальной политики.

Были повышены коэффициенты риска по кредитным требованиям банков в отношении юридических лиц (по валютным кредитам и в отношении компаний-экспортеров). Также были ужесточены коэффициенты риска по необеспеченным потребительским кредитам.

Комплекс этих мер способствовал ограничению валютных рисков и системного финансового риска.

Таким образом, в условиях цифровой экономики возрастает роль экономической политики, направленной на поддержание стабильности всей финансовой системы, поскольку это снижает чувствительность национальной экономики к глобальным шокам.

Исходя из всего вышесказанного, в качестве основных направлений для развития системы экономического регулирования в эпоху цифровизации в России может быть выделено следующее:

1. Повышение общего уровня сбалансированности макроэкономической системы (создание естественных буферов экономики);

2. Поддержание антициклического характера экономической политики;

3. Проведение активной информационной политики центральнымибанками;

4. Поддержание доверия экономических агентов к действиям экономических властей;

5. Обеспечение ценовой и финансовой стабильности на макроуровне.

Базовый прогноз Банка России говорит о том, что денежно-кредитные условия в экономике России продолжат постепенно смягчаться и будут нейтральными и горизонте прогнозов, что будет связываться с финишем подстройки кредитно-депозитных ставок в экономике к прошлому году (2019) падению ключевой ставки и со смягчением условий, не связанных с ценой кредитования банков[18].

Устойчивость в функционировании системы банков в экономике в 2020-2022 в основной сценарий будет реализовываться как в результате постепенного роста темпов экономики, так и под влиянием формирующихся на горизонте денежно-кредитных условий. При этом основной прогноз денежно-кредитных показателей в части требований банковской системы к населению за прошлый год принимает во внимание ускорение их прироста в начале года и замедление в середины текущего года. Далее Банк России ожидает плавного снижения рынка розничного кредитования, в том числе в связи с мерами, которые направлены на ограничение повышения долговой нагрузки граждан и отдельных категорий заемщиков, в связи с насыщением розничного рынка кредитов. Также постепенное смягчение условий кредитования будет влиять и содействовать росту корпоративного и ипотечного кредита. Неценовые условия кредитования будут смягчаться не сразу, отражая сохранение консервативного подхода банков к оценке заемщиков и принятию рисков[19].


С принятием во внимание всех указанных факторов кредитная активность в 2020-2022 годах будет расти соответственно увеличению уровня платежеспособного спроса. Долговая экономическая нагрузка будет плавно повышаться, формируясь при этом на уровне, не формирующим угрозы для финансовой стабильности в экономике.

Кредит остается основным способом изменения предложения денег, а темпы роста массы денег в этих обстоятельствах будут близки в темпам увеличения уровня экономических требований.

2.3 Цифровизация в банковском секторе как важный вопрос современного развития

Характерной чертой социального развития в современной цивилизации является цифровизация бытия, то есть перевод бытия на язык цифры, ускоренное и повсеместное развитие и распространение дистанционных технологий.

Банковская сфера, равно как и другие сферы жизни общества, развивается в общем русле новейших изменений и научно-технического прогресса.

Ключевой предпосылкой цифровой трансформации банковских бизнес-моделей является изменение коммуникационной среды и потребительских ожиданий в отношении скорости, простоты и каналов поставки финансовых продуктов. Цифровизация банкинга развивается, преимущественно, в двух направлениях - это создание дистанционных сервисных моделей, не требующих физического присутствия клиента, и анализ больших данных, позволяющий получать и монетизировать информацию о потребностях клиентов и их намерениях.

Россия не только стабильно входит в число мировых лидеров цифрового банкинга[20], но и сохраняет значительный потенциал для роста - для осуществления банковских запросов интернетом пользуется сегодня 30% россиян против почти 90% европейцев[21]. В то же время анализ банковской практики позволил выявить факторы, в значительной степени тормозящие переход на цифровые каналы обслуживания.

Регуляторные риски

Лидерство в технологической сфере может обернуться для банка как санкциями со стороны надзорных органов, таки существенными потерями, если инновации в какой-то момент окажутся вне закона. Это происходит из-за принципиального противоречия между темпами развития банкинга и его нормативно-правовой базы.