Файл: Правовые основы организации нотариата (Основы деятельности нотариата).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
Заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО Николаем Овсиенко подчеркнута высокая значимость и актуальность совещания, а кроме этого то, что его проводят на основании прямого поручения руководителя Администрации президента Российской Федерации С.Б. Иванова.
Помимо этого с докладами также выступают референт Государственного правового управления при Президенте России А. Терентьев, а также заместитель Губернатора Тульской области А. Москалец, начальник Управления Министерства юстиции России по Тульской области Игорь Тамбовцев, президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик и так далее[12].
Так допустим, А. Терентьевым называются 2013-2014 годы переломными для законодательства в области государственной регистрации прав на недвижимость и о нотариате. Высоко оценив вновь избранное, руководство ФНП и связав с ним надежду на последующее успешное реформирование, представителем ГПУ Президента Российской Федерации отмечено значение развития, и в первую очередь, информационной технологии в нотариате: - «электронный нотариат является будущим, над которым продолжается работа».
Заместителем начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Романом Клопцовым отмечено, что до 1998 года во время оформления прав на недвижимость с обязательным принятием участия нотариусов нотариат хорошо справляется с данными функциями. Им приведен в виде примера современный опыт нотариусов из Крыма, а так же Севастополя, которыми до вступления субъектов в состав Российской Федерации не только в обязательном порядке удостоверялись сделки с недвижимостью, но кроме этого ими самостоятельно регистрировались права в реестре прав на недвижимое имущество. С такими задачами нотариусы Крыма и Севастополя очень хорошо справляются[13].
Данное совещание будет не только полезным, но кроме этого сможет оказать воздействие на формирование общей правоприменительной практики, - указывается руководителем регионального управления Минюста Российской Федерации, а кроме этого напоминается участникам о Государственной программе Российской Федерации «Юстиция» которая берет «курс на реформы нотариата».
Президентом ФНП Константином Корсиком подробным образом рассмотрен анализ положений 379-ФЗ и самых ранних результатов его правоприменительной практики, а кроме этого на стратегическом плане дальнейшего развития законодательства о нотариате:
Так в частности им отмечено, что принятие 379-ФЗ реализовало одну из основных составляющих общей работы в области установления приоритетов и увеличения привлекательности нотариальных форм сделок с недвижимостью – ускоренная и упрощенная регистрация прав. Уже на сегодняшний день стоит выстроить стратегически линии последующего развития, а кроме этого стоит концентрироваться на таких направлениях как обеспечение придания повышенной доказательственной силы нотариальных актов. Кроме этого важнейшей задачей является обеспечение доступа нотариусов в ЕГРП в режим онлайна, или получения данных ЕГРП в момент запроса[14].
Президентом ФНП особенно подчеркивается значение развития электронной технологии: - «указав коллегам, что существуют перспективы дальнейшего продвижения, если научиться работать в системе «одного окна», а кроме этого в системе электронного нотариата».
Им кроме этого обращается внимание на социальное значение вступающего с 1 июля 2014 года в силу положения 379-ФЗ о создании реестра залога движимого имущества. Известными являются причины появления данной инициативы в связи с постановкой серьезной социальной проблематики, вызванной большим числом мошеннических действий на рынке авто кредитов и в некоторых иных сферах[15].
Таким образом, на основании вышеизложенного, возможно сделать вывод о нетипичности российского нотариата, в качестве правового явления, для Российской Федерации.
Появление «площадных подъячих» возможно расценивать в качестве зарождения новой профессии: частнопрактикующего нотариуса, но далее они, как и в других Европейских странах, перешли в категорию государственных служащих. Дальнейшее развитие нотариата связано с рецепированием опыта различных стран Европы[16].
В данное время частный нотариат развивают очень активно и им занято лидирующее положение. Исходя из отчета Министерства Юстиции Российской Федерации о нотариате, наконец, 2013 года в Российской Федерации насчитывалось двадцать шесть государственных нотариальных конторы с 22 нотариусами в штате и 7603 частнопрактикующих нотариуса. Данная тенденция к занятиям доминирующих ролей нотариусами, которые занимаются частной практикой, в противовес государственным, подтверждается статистическими данными с 1992 по 2013 годы – как отражение перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации[17].
Все это дает основания признавать частный нотариат достойным правовым решением, которое находит применение в социально–правовой области. Частный нотариат во время правовой эволюции законодательства России, а кроме этого трансформации права на основании с влиянием тенденций стран Европы, приобретает большую популярность среди граждан. Появляясь с помощью рецепции в качестве нового правового явления, частный нотариат смог зарекомендовать свое превосходство над государственным и окончательно утверждается в самой прогрессивной форме для Российской Федерации.
Но, на сегодняшний день о полной «победе» частного нотариата над государственным не может идти речи. Правовая система Российской Федерации, перейдя от права «социалистической правовой семьи», к которой относился СССР, несет в себе остаточные правовые тенденции, находящие свое отражение в концепциях государственного нотариата в качестве более привычной модели.
Нотариат Российской Федерации обладает уникальной двойственной природой, функционируя на грани публичного и частного интереса, и таким образом является связующим звеном между государством и гражданским обществом. Во-первых, нотариус, является лицом, уполномоченным Российской Федерацией на исполнение государственной функции в области защиты прав и свобод граждан, во-вторых, нотариус, является представителем свободной профессии, выступая в роли независимого консультанта сторон[18].
Некоторыми авторами относится нотариат, наравне с судом, прокуратурой и другими к правоохранительным органам, признав за ним собственное место в их системе. Скорее всего, данный вывод делают на основании публично-правового вида нотариата, строгой формализации исполнения нотариальных действий, целей деятельности и так далее. Но, в данном случае не учитывают, что в отличие от правоохранительных органов нотариат организационно не состоит в системе органов государственной власти, действуя на принципе самоуправления, что не является естественным, допустим, для прокуратуры и так далее[19].
Вопреки мнению отдельных специалистов нотариат не входит и в систему органов юстиции. Определение положения нотариата по аналогии с иными органами, так называемой бесспорной гражданской юрисдикции, которые осуществляют удостоверительные функции, функции принудительного исполнения, регистрации актов гражданского состояния и так далее, будет являться такой же ошибкой, что и во время признания нотариата в качестве правоохранительного органа[20].
Корсик К.А. указывает, что система нотариата, не смотря на способы ее организации (государственный нотариат либо небюджетный нотариат) будет публичной правовой в области организации и содержания своего функционирования и будет составной частью, пусть и особенным образом осуществляющим свое функционирование, государственной системы.
На самом деле, по некоторым внешним атрибутивным признакам и некоторым сущностным характеристикам деятельности (исполнение функций от имени Российской Федерации, организационная структура и так далее) нотариат – является независимым от того, осуществляют нотариальную деятельность государственные либо частнопрактикующие нотариусы, - является схожим с государственными органами. Но, далеко не это будет в данном случае в качестве определяющего фактора. Организации, действующие на принципе самоуправления, пусть и особенным образом действующие, не могут входить в систему государственных органов[21].
В юридических источниках нотариат иногда относят к органам гражданской юрисдикции, определив последние в качестве деятельности органов, которые наделены полномочиями в области разрешения юридических дел спорного либо бесспорного вида в области гражданского оборота. Юрисдикция, является понятием многозначным:
1. обозначает подсудность, право исполнять суд, разрешать правовые вопросы;
2. определенную нормативными правовыми актами совокупность правомочий определенных государственных органов в области разрешения правовых споров и разрешения дел о правонарушениях, то есть оценка действий лиц либо иных субъектов права с точки зрения их правомерности, применение юридических санкций к нарушителям;
3. власть суда[22]
На основании приведенной характеристики юрисдикции, следует отметить два обстоятельства, не присущих деятельности нотариуса, а, значит, не дающие возможность признания нотариальных действий юрисдикционными:
1. нотариат исполняет свои функции только по отношению к делам бесспорного вида (бесспорный характер правоотношений);
2. не имеет права применения санкций.
Использование термина «юрисдикционная» к функционированию нотариата, возможно, признавать оправданным только, с целью выделения установленной законом процедурности ее выполнения, а кроме этого с целью вывода на наиболее высокий уровень значимости фиксации прав бесспорного вида, что дает дополнительную правовую гарантию для участников гражданского оборота, и для общества в целом, облегчив процесс защиты и доказывания фактов совершения определенных юридических действий. Акт применения норм права, служащий в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, это результат не юрисдикционной, а правоохранительной работы нотариата[23].
Приведенное различие не проведено Е.В. Гурьевой, которая отметила, что «определяющая правое основание нотариата в качестве признака юрисдикционной, правоохранительной функции, которая предусмотрена порядком организации, структуры, компетенции, метода деятельности нотариата, составляющих основание нотариальных процессуальных форм[24].
Помимо выше рассмотренного, стоит еще выделить несовпадение, допустимое авторами. Функции в качестве внешнего проявления свойств определенных объектов в этой системе отношений иными словами, в качестве основного (главного) направления работы различных органов, в том числе нотариата, не могут предусмотреть «правила организации, структуру, компетенцию, метод работы нотариата, которые составили основы нотариальных процессуальных форм». Подтверждением этого, является достаточное указание того, что не функции определили компетенцию нотариата, а, напротив, из компетенции исходят главные направления нотариальной деятельности. Другими словами, нотариат функционирует только в пределах предоставляемых полномочий, то есть компетенции. Нотариат является социально-правовым институтом, которому государство делегировало конкретные полномочия властного вида в области реализации наиважнейших функций, а именно защиты прав, а помимо этого законного интереса любого гражданина, а также юридического лица. Правомерностью делегирования ряда государственных функций негосударственных органов и организаций подтверждает Конституционный Суд Российской Федерации[25].
Кононовым А.Л. подчеркнуто, что как государственный, так и частный нотариус, по существу, несет публичную службу. Нотариальный акт, служащий цели в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, обладает официальным статусом, совершается от имени Российской Федерации, что является гарантом доказательственной силы и будет публичным - в этом случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленного документа. Публичность в работе нотариата находит проявление как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в исполнении определенного контроля. С одной стороны, нотариат формирует государство (ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате), выполняет функции от имени государства в законодательно закрепленном виде (ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате); со второй стороны – государством выполняется контроль, и в первую очередь судебный, за работой нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате), а кроме этого материально-техническое обеспечение функционирования государственных нотариальных контор[26].