Файл: Правовые основы организации нотариата (Основы деятельности нотариата).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
Следовательно, проектом четко регламентируется система контроля в области нотариальной деятельности:
законность нотариальных действий, отказ в их совершении контролирует только суд;
соблюдение нотариусами налогового законодательства – налоговыми инспекциями;
организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архивов – территориальным органом Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (тут же и плановая проверка, и проверка по жалобе);
точность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариусов и Устава Палаты – нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.
Исходя, из положений Основ законодательства РФ о нотариате освобождать нотариусов от должности обладают возможностью только суды и только на основании ходатайства нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Но в проекте исправляют данное положение. Право на обращение с ходатайствами (исками) в суд о лишении нотариусов полномочий от нотариальных палат субъектов Российской Федерации передадут территориальным органам Федеральной регистрационной службы[70].
Передавав от нотариальных палат субъектов Российской Федерации государству в лице территориальных органов Федеральной регистрационной службы право на обращение в суд о лишении нотариусов полномочий, проектом, таким образом, вводятся некоторые новеллы.
Кроме нарушений нотариусами законов основаниями для обращения в суд будут: нарушения нотариусами присяги и периодическое совершение проступков, которые задевают честь и достоинство профессии нотариуса, которые установлены в Кодексе профессиональной этики нотариусов, принятом нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.
Основами законодательства РФ о нотариате не предусмотрен такой институт, как Кодекс профессиональной чести нотариусов. Проект введет данный институт, устанавливая ответственность нотариусов за нарушения его норм, а кроме этого присяги нотариусов[71].
Ещё одним новейшим институтом проекта, является прекращение полномочий нотариусов, которое тоже осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Тут следует сказать, что согласия нотариальных палат субъектов Российской Федерации в качестве обязательного условия принятия решений не нужно. Помимо этого, это может быть на основании представления Президента Российской Федерации, совета региональных палат.
В проекте есть и ещё один новейший институт – приостановление полномочий нотариусов. Существует несколько объективных причин, когда нотариусы продолжительное время не могут выполнять свои полномочия, допустим, избрание в законодательные (представительные) органы либо тяжелая болезнь. Проектом регламентируются данные вопросы. Приостановление полномочий в данных случаях тоже осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы при согласовании с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в лице ее Совета[72].
Ещё одним принципиальным вопросом, является ответственность нотариусов за ущерб во время совершения нотариальных действий. Исходя из Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы за вред, который причинен нотариальными действиями, несут полную имущественную ответственность: за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Когда у нотариусов были большие доходы, данная норма была очень действенной. Но, когда сделки с недвижимостью, которые приносили основную часть дохода нотариусам, стали не обязательными для нотариального сопровождения, ситуация поменялась. На сегодняшний день нотариусы объективно не смогут возмещать данный ущерб. Проектом разрешает данная проблема.
Ущерб, который причинен по вине нотариусов в результате нотариальных действий либо необоснованного отказа от совершения нотариальных действий, признаваемых в суде не соответствующим закону, будут подлежать возмещению за счет страховой суммы. Но в это же время ввели некоторые положения, которые обеспечивают в случаях возникновения ущерба его полное возмещение[73].
Размер обязательного страхования ответственности нотариусов значительно увеличится; в страховании ответственности нотариусов в качестве дополнительных видов страхования могут принимать участие нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата.
Стоит отметить, что на данный момент нотариусы страхуют свою ответственность каждый год и по истечению года срок страховки оканчивается. Что обозначает, что страховые компании, не зависимо на страхование профессиональной ответственности нотариусов, фактически во время наступления страховых случаев нотариусов не защищают, так как ошибки, допущенные нотариусами, чаще всего, вскрываются спустя определенное время. Исходя из этого проектом предусмотрен один вид страхования – на все время нотариальной деятельности, а механизм данного обязательного страхования следует регламентировать специальным Федеральным законом об обязательном страховании рисков профессиональной ответственности нотариусов по аналогии с обязательным страхованием автогражданской ответственности[74].
Особенным вопросом, является государственное присутствие в организации нотариата и урегулировании нотариальной деятельности. Какой путь выбрать: обозначить нотариат в качестве самоуправляемого, свободного, независимого от государства либо, напротив, увеличить влияние государства в области организации его функционирования.
Авторами проекта сделан вывод о надобности, исходить, из того, что нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, от имени Российской Федерации. Это является основополагающим началом.
В это же время во время регламентации любых принципиальных вопросов организации и деятельности нотариата, отдав приоритет государственным органам, проектом предусматривается целая система сдержек и противовесов[75].
Следовательно, на основании проекта число нотариусов в нотариальных округах определяют территориальные органы Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальными палатами в лице советов субъектов Российской Федерации при учете обязательных критериев в виде численности граждан и возможностей внебюджетного финансового обеспечения нотариальной деятельности.
Квалификационные комиссии по приему экзаменов у стажеров – претендентов на нотариальную деятельность возглавляют руководители территориальных органов Федеральной регистрационной службы, но половина членов комиссии – это самые активные в профессиональном плане нотариусы. Это имеет отношение и к конкурсным комиссиям, заместителями председателей которых являются президенты нотариальных палат субъектов Российской Федерации[76].
Исходя из положений проекта с ходатайствами в суды о лишении нотариусов полномочий обращаются территориальные органы Федеральной регистрационной службы (по Основам законодательства РФ о нотариате – нотариальная палата), но только при наличии согласия советов нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Совместно разрешают вопрос прекращения, а кроме этого приостановления полномочий нотариусов.
Исходя, из проекта проверки (плановые, по жалобам) организации работы нотариусов осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Но, при этом им предоставляют право на постоянной либо развой основе привлекать к данной работе нотариальные палаты, которые могут и сами выполнять определенные проверки, допустим, по жалобам либо просьбе территориальных органов Федеральной регистрационной службы[77].
Неоднозначно во время работы над проектом решали вопросы о форме нотариата.
Общеизвестно, Основы законодательства РФ о нотариате, ввели в 1993 году частнопрактикующий нотариат, при этом сохраняя и нотариат государственный. Вызвано это было тем, что законодатель не верил в новый нотариат, в его возможности в области обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Авторы Основ законодательства РФ о нотариате (В.С. Репин, А.В. Скурлатов, А.И. Тихенко, Г.Г. Черемных) отталкивались от другого - невозможности в большинстве регионов Российской Федерации из-за неразвитой экономики частнопрактикующим нотариусам при их полной финансовой и хозяйственной самостоятельности обеспечивать нотариальную деятельность, и как итог – граждане остаются без необходимой квалифицированной юридической помощи и рядом с ними не окажется ни государственных, ни частнопрактикующих нотариусов[78].
Почти за два десятка лет существования частнопрактикующий нотариат убедительно доказывает свое превосходство над государственным нотариатом, за данный период времени частнопрактикующий нотариат занимает доминирующее положение в Российской Федерации в области совершения нотариальных действий. В Москве государственный нотариат окончательно упразднили 10 января 1998 г. Не существуют государственные нотариусы и в большинстве субъектов Российский Федерации. Государственный нотариат имеет место быть только в северных и иных отдаленных, труднодоступных и экономически неразвитых районах, в которых самостоятельно, без бюджетной поддержки обеспечение нотариальной деятельности будет затруднительным.
Но появляется вопрос: если остальных государственных нотариусов переведут на небюджетную основу, то кем будет финансировать нотариальная деятельность данных пока ещё государственных контор? Проектом предлагается такое решение: указывают, что «нотариальную деятельность в Российской Федерации осуществляет нотариат двух организационных видов: бюджетный и небюджетный нотариат. Решение об организационной форме нотариата принимает высший орган законодательной власти субъектов Российской Федерации». Это дословное изложение ч.1 ст. 3 проекта.
Таким образом, согласно проекту в Российской Федерации не будет ни частного, ни государственного нотариуса, а будет небюджетный и бюджетный нотариат; нотариальную деятельность и одних и других в полной мере регулировать будет данный проект Федеральным законом; субъекты Российской Федерации смогут сами определять, будут ли на их территории только небюджетные нотариусы, либо только бюджетные, либо и те и другие одновременно, отталкиваясь из экономических возможностей регионов либо отдельных их районов. Тут и может проявляться инициатива, а не законодательное предложение Федеральной нотариальной палаты, и нотариальной палаты субъектов Российской Федерации[79].
Проектом уточняется кроме этого взаимосвязь нотариальных палат с Федеральной нотариальной палатой.
Вместо собраний представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации в качестве высшего представительного органа нотариусов Российской Федерации, проектом учреждается Всероссийский съезд нотариусов, при учете нормы представительства один представитель от сорока нотариусов – которые являются членами нотариальной палаты, но не меньше одного представителя от региональных нотариальных палат[80].
Съездом избирается не правление из одиннадцати представителей, как на сегодняшний день, а совет из пятнадцати членов с обновлением состава совета не менее чем на одну треть раз в два года.
Взаимодействие Федеральной нотариальной палаты и региональных палат регламентируют не только уставом, но и учредительными договорами. Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации будут являться членами Федеральной нотариальной палаты после подписания данных договоров.
Региональной нотариальной палатой по проекту не уплачиваются членские взносы, а производятся отчисления в Федеральную нотариальную палату с целью финансового обеспечения и исполнения ею своих функций. При этом данные отчисления не должны быть больше семи процентов доходных частей из бюджетов нотариальных палат субъектов Российской Федерации[81].
Проектом, с целью освобождения судов от несвойственных им дел и, в общем, для снижения нагрузку на судебную систему, вводится ряд новейших нотариальных действий, применяя не используемый до этого в полном объеме потенциал нотариата в урегулировании гражданских правовых отношений. Проектом дополнил перечень нотариальных действий, которые будут совершаться нотариусами, например такие как удостоверение соглашения о примирительной процедуре, удостоверение учредительного документа юридического лица, удостоверение протокола органа управления организации. Но на основании принципа невмешательства в частные дела и свободы воли субъектов гражданского оборота, данным действиям необходимо придать не обязательный нотариальный вид, а давать возможности субъектам данных отношений самим решать, хотят ли они обращаться к нотариусам за совершением подобных нотариальных действий[82].
Таким образом, проект довольно точно регламентирует правила совершения нотариального действия, как ранее определенных, так и вновь вводимых. Но, при этом авторами проекта предполагается, что уже на данный момент есть необходимость разработки и принятия Нотариально-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего процессуальные стороны, процедур совершения нотариальных действий, порядок нотариального делопроизводства, ведения и содержания нотариальных архивов, процессуальный порядок поведения нотариусов и лиц, обращающихся к ним за совершением нотариальных действий. На данный момент проект предусматривает утверждение Минюстом России Правил нотариального делопроизводства.