Файл: Контрольная работа по дисциплине "Основы психологии семьи" Вариант 3 Жизненный цикл развития семьи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. А. Альперович выделяет три типа отношений между пожилыми супругами: «сосуществователи», «партнеры», «влюбленные друзья». Указанные типы отношений различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию партнеров, распределению прав и обязанностей, общности деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные отношения.
Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, – это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга. Выделяют несколько наиболее типичных моделей, выбор и реализация каждой из которых регулируются большим числом факторов, и важнейшие среди них – возраст одинокого супруга, мера его включенности в различные виды социальной активности, круг интересов и общения, характер переживания утраты супруга и эмоциональный статус, состояние здоровья, личностные особенности, специфические виды копинга (совладающего поведения).
1.3. Задачи развития семьи
На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.
1. Молодая семья:
дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и родственниками;
разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком:
реорганизация семьи для выполнения новых задач;
поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
согласование личных и семейных целей.
3. Семья с ребенком-школьником:
перераспределение обязанностей;
проявление участия при наличии проблем с учебой;
распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
4. Семья с ребенком-подростком:
перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
изменение типа родительского поведения и ролей;
подготовка к уходу подростка из дома.
5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:
сепарация ребенка от семьи;
корректный уход из дома;
поступление в колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
пересмотр супружеских взаимоотношений;
пересмотр распределения обязанностей и времени;
адаптация к уходу на пенсию [7].
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.
1.4. Нарушения жизнедеятельности семьи
На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с проблемами и жизненными трудностями: болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социал. кризисы и т.п.)
Психологи выделяют две категории трудностей с которыми сталкивается семьи:
-
нормативные стрессоры: трудности встречающиеся в обычных
условиях кризисные этапы семьи, связанные через различные этапы прохождения жизненного цикла, а также возникающих когда что-то нарушает обычную жизнь семьи (иллюзии, длительные разлуки смерть, развод); -
связанные с социальными факторами (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия) [6].
Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям: нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; а с другой умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, возрастание сопротивление трудностям.
Как уже отмечалось выше, нормативные стрессоры переживают все семьи. На первом этапе жизни сложности взаимного приспособления, конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы; на втором этапе задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого хозяйства. Сочетание трудностей приводит к семейным кризисам.
По мнению чешских ученых (Plzack 1973, Kratochvil 1985) описали два критических периода жизни семьи.
Первый из них наблюдается между 3 и 7 годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4 и 6 года ми.
Второй кризис назревает между 17 и 25 годами.
В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности, Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, и как результат увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения. во втором случае нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущения пустоты жизни.
Выявление кризисных периодов жизни семьи может иметь немаловажное значение в преодолении кризисных проявлений.
Трудности, обуславливаемые неблагоприятными вариантами жизненного цикла (развод, смерть, внебрачный ребенок, длительная разлука). Признаки нарушения: функциональная пустота, т.е. ситуации, когда одна из ролей необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется, а также трудности адаптации к самому факту.
ЗАДАНИЕ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ
В исследование принимала участие супружеская пара. Стаж совместной жизни составляет 14 лет. У пары двое совместных детей. Возраст супругов 30 лет, возраст детей: сын 15 лет, дочь 4 года. Для проведения исследования была использована методика А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) см. приложение №1
Анализ результатов Оксаны (жена)
1. Шкала интимно-сексуальная – 5 баллов, считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья и отношение к супругу существенно зависит от оценки его, как сексуального партнёра.
2. Шкала личностной идентификации с супругом – 8 баллов, установка на мужа, ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения. По полученным результатам, можно говорить о том, что для Оксаны личностная идентификация с супругом имеет большое значение.
3. Хозяйственно-бытовая шкала. Данная шкала измеряет установку Оксаны на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Подшкала «ролевые ожидания» отмечена 7 баллами, «ролевые притязания» - 6 баллами, следовательно, значимость бытовой организации высока.
4. Родительско-воспитательная. Эта шкала показывает отношение Оксаны к родительским обязанностями. Подшкала «ролевые ожидания» равна 8 баллам, следовательно, установка Оксаны на выполнение мужем родительских функций очень велика. Подшкала «ролевые притязания» равна 7 баллам и отражает ориентацию Оксаны на собственные обязанности по воспитанию детей. Таким образом, Оксана ожидает от мужа более активных действий в воспитании детей, чем готова выполнять сама. Хотя, средний балл по этой шкале не низкий, отсюда значение выполнения родительско-воспитательной функции велико.
5. Шкала социальной активности. Данная шкала отражает установку Оксаны на значимость внешней социальной активности для стабильности брачно-семейных отношений. «Ролевые ожидания» - 5 баллов, степень ориентации Оксаны на то, что Сергей должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Можно расценить как средней степени выраженности. Оксана не требует от супруга слишком активного участия в общественной жизни. Сама же стремится занять определенную социально-значимую позицию – «ролевые притязания» - 8 баллов.
6. Эмоционально-психотерапевтическая шкала, которая отражает установку Оксаны на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» - 8 баллов, это степень ориентации Оксаны на то, что Сергей возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» - 9 баллов, степень стремления самой Оксаны быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка по данной шкале достаточно велика – 8,5 баллов, а это говорит о том, что значимость для Оксаны взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов ее семьи очень велика. Ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
7. Шкала внешней привлекательности отражает установку Оксаны на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. «Ролевые ожидания» - 9 баллов, степень желания Оксаны иметь привлекательного супруга. «Ролевые притязания» - 9 баллов, установка на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка по шкале составляет 9 баллов и говорит о том, что Оксана внешнему облику придает не малое значение.
Иерархию семейных ценностей Оксаны можно представить следующим образом:
1 место – внешняя привлекательность;
2 место – эмоционально-психотерапевтическая;
3 место – личностная идентификация с супругом;
4 место – родительско-воспитательная;
5 место – хозяйственно-бытовая;
6 место – социальная активность;
7 место – интимно-сексуальная.
Анализ результатов Федора (муж)
1. Шкала интимно-сексуальная – 5 баллов, считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья и отношение к супруге существенно зависит от оценки ее, как сексуального партнёра.
2. Шкала личностной идентификации с супругой – 3 балла, установка на жену, ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения. По полученным результатам, можно говорить о том, что Сергей больше стремится к собственной автономии.
3. Хозяйственно-бытовая шкала. Данная шкала измеряет установку Сергея на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Подшкала «ролевые ожидания» отмечена 6 баллами, «ролевые притязания» - 7 баллами, следовательно, значимость бытовой организации высока. Сергей сам активно участвует в ведении домашнего хозяйства и этого-же ожидает от Оксаны.
4. Родительско-воспитательная шкала. Эта шкала показывает отношение Сергея к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» - 8 баллов, «ролевые притязания» - 9 баллов. Такие высокие баллы говорят об огромной значимости для Сергея выполнения родительских функций; очень большое значение придает роли отца и считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
5. Шкала социальной активности. Данная шкала отражает установку Сергея на значимость внешней социальной активности для стабильности брачно-семейных отношений. «Ролевые ожидания» - 7 баллов, степень ориентации Сергея на то, что Оксана должна иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. «Ролевые притязания» - 8 баллов, можно расценить как высокая степень выраженности собственных профессиональных потребностей. Общая оценка говорит о том, что данная шкала имеет для семьи огромное значение, а именно высока значимость в несемейные интересы, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
6. Эмоционально-психотерапевтическая шкала. Отражает установку Сергея на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. «Ролевые ожидания» - 6 баллов, степень ориентации Сергея на то, что Оксана возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». «Ролевые притязания» - 6 баллов, стремление Сергея быть семейным «психотерапевтом». Можно говорить о том, что для Сергея значима взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов его семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.