ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Специфика предметного содержания».
Первоначально математика как наука и как учебный предмет ничем не отличались друг от друга. Доказательством этому служит тот факт, что первыми учебными пособиями по математике были научные издания.
Наиболее знаменитыми из них являются Начала Евклида. Они содержали систематическое изложение основ геометрии и теории чисел. В последствие под учебным предметом стали понимать отобранную в соответствии с целями и задачами данной ступени математического образования и педагогически адаптированную часть научных знаний. Такое понимание привело к появлению учебников.
В чем же специфика современных представлений о математике как учебном предмете? Давайте разбираться.
Основными документами, определяющими специфику математики как учебного предмета, являются федеральные государственные образовательные стандарты: начального, основного и среднего общего образования.
Стандарты содержат требования к структуре образовательных программ, условиям их реализации, а также к результатам их освоения этих программ. Методологической основой стандартов выступает системно- деятельностный подход. Он ориентирует нас на достижение образовательных результатов трех уровней: предметных, метапредметных и личностных.
Решение этой образовательной задачи требует многоуровневого проектирования образовательной деятельности учащихся. Содержание деятельности должно работать на достижение предметных результатов обучения математике, ее форма – на достижение метапредметных результатов, а контекст, в котором осуществляется деятельность, – на достижение личностных результатов.
Еще одним документом, определяющим специфику математики как учебного предмета, является Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В ней раскрывается роль и место математики в системе образования, а также определяются основные
направления реализации программ по математике на ступени общего образования:
- математика для жизни;
- математика для использования в профессии;
- математика для исследований и творчества.
Эти направления раскрываются в содержании Примерных основных образовательных программ по математике, которые размещены на сайте
Министерства просвещения.
Эти документы предъявляют требования к результатам реализации программ по математике двух уровней: базовый и углубленный. Выделение углубленного уровня начинается с 7 класса. Кроме того, выделяются два уровня освоения этих программ: уровень обязательного минимума подготовки, который начинается со слов «ученик научится», и потенциально возможный уровень, он начинается со слов «ученик получит возможность научиться».
Такое деление предоставляет учащимся право выбора не только программы, но и уровня ее освоения.
Содержание учебного предмета математики не строится как систематическое изложение математической теории ни на одной ступени общего образования.
Оно представляет собой спиралевидное развитие содержательно- методических линий, постепенно раскрывающих содержание и объем фундаментальных понятий математики: число, функция, геометрическая фигура и т.п.
Необходимость отражения в программах по математике специфики математической деятельности и контекстов, в которых происходит развитие и применение математических знаний, привела к дополнению традиционного содержания программ по математике новыми содержательно-методическими линиями иной природы. Эти линии не являются новыми для школьного курса математики, долгое время они носили второстепенный характер. Они
- математика для жизни;
- математика для использования в профессии;
- математика для исследований и творчества.
Эти направления раскрываются в содержании Примерных основных образовательных программ по математике, которые размещены на сайте
Министерства просвещения.
Эти документы предъявляют требования к результатам реализации программ по математике двух уровней: базовый и углубленный. Выделение углубленного уровня начинается с 7 класса. Кроме того, выделяются два уровня освоения этих программ: уровень обязательного минимума подготовки, который начинается со слов «ученик научится», и потенциально возможный уровень, он начинается со слов «ученик получит возможность научиться».
Такое деление предоставляет учащимся право выбора не только программы, но и уровня ее освоения.
Содержание учебного предмета математики не строится как систематическое изложение математической теории ни на одной ступени общего образования.
Оно представляет собой спиралевидное развитие содержательно- методических линий, постепенно раскрывающих содержание и объем фундаментальных понятий математики: число, функция, геометрическая фигура и т.п.
Необходимость отражения в программах по математике специфики математической деятельности и контекстов, в которых происходит развитие и применение математических знаний, привела к дополнению традиционного содержания программ по математике новыми содержательно-методическими линиями иной природы. Эти линии не являются новыми для школьного курса математики, долгое время они носили второстепенный характер. Они
присутствовали в школьных учебниках в форме образцов математической деятельности и сопутствующих комментариев.
Все линии школьного курса математики взаимосвязаны. Их содержание разворачивается постепенно под влиянием реализуемых логических, генетических или процессуальных внутрипредметных связей. Способ переплетения этих линий и определяет специфику авторского подхода к написанию школьного учебника математики. Федеральный перечень учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям ФГОС и допущенных к использованию при реализации образовательных программ, опубликован на сайте Министерства просвещения РФ.
Системно-деятельностный подход открыл дорогу для самого широкого использования в обучении математике и межпредметных связей в рамках межпредметного, метапредметного и конвергентного подходов.
В соответствие с требованиями ФГОС процедуры оценки достижения планируемых результатов обучения математике включают стартовую, текущую, тематическую, промежуточную и итоговую диагностику. Система оценки предусматривает как внутреннюю, так и внешнюю независимую диагностику учебных достижений учащихся.
Сложность проведения независимой диагностики сегодня связана с тем, что одни и те же элементы содержания при обучении по разным учебникам осваиваются в разное время. Для унификации подходов к разработке измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования разработаны
Универсальные Кодификаторы. Они размещены на сайте Федерального института педагогических измерений. Особенность этих кодификаторов состоит в том, что предметные результаты обучения математике здесь распределены по классам и соотнесены с метапредметными результатами. Это обеспечивает комплексность проверки.
Подводя итог данной лекции, хотелось бы отметить, что сегодня математика как учебный предмет представляет собой отобранную в соответствии с целями и задачами данной ступени математического
Все линии школьного курса математики взаимосвязаны. Их содержание разворачивается постепенно под влиянием реализуемых логических, генетических или процессуальных внутрипредметных связей. Способ переплетения этих линий и определяет специфику авторского подхода к написанию школьного учебника математики. Федеральный перечень учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям ФГОС и допущенных к использованию при реализации образовательных программ, опубликован на сайте Министерства просвещения РФ.
Системно-деятельностный подход открыл дорогу для самого широкого использования в обучении математике и межпредметных связей в рамках межпредметного, метапредметного и конвергентного подходов.
В соответствие с требованиями ФГОС процедуры оценки достижения планируемых результатов обучения математике включают стартовую, текущую, тематическую, промежуточную и итоговую диагностику. Система оценки предусматривает как внутреннюю, так и внешнюю независимую диагностику учебных достижений учащихся.
Сложность проведения независимой диагностики сегодня связана с тем, что одни и те же элементы содержания при обучении по разным учебникам осваиваются в разное время. Для унификации подходов к разработке измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования разработаны
Универсальные Кодификаторы. Они размещены на сайте Федерального института педагогических измерений. Особенность этих кодификаторов состоит в том, что предметные результаты обучения математике здесь распределены по классам и соотнесены с метапредметными результатами. Это обеспечивает комплексность проверки.
Подводя итог данной лекции, хотелось бы отметить, что сегодня математика как учебный предмет представляет собой отобранную в соответствии с целями и задачами данной ступени математического
образования, педагогически адаптированную часть не только достижений математики как науки, но и:
- истории математических открытий;
- социального опыта применения математики в различных сферах общественной жизни;
- опыта математического творчества и рефлексии.
- истории математических открытий;
- социального опыта применения математики в различных сферах общественной жизни;
- опыта математического творчества и рефлексии.