Файл: Развитие творческих способностей младших школьников Содержание.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие творческих способностей младших школьников
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………...……6
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в психолого–педагогической литературе…………………………………………………..…..6
1.2 Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Методические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………….....17
2.1 Способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников……………………………………………………………17
2.2 Методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста………………………………………………….21
2.3 Разработка занятия, направленного на формирование творческих способностей младших школьников………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложение……………………………………………………………………....34
Введение
Актуальность. В обществе в данный момент существует особая потребность в развитии творчески активной личности, которая будет уметь решать жизненные проблемы нестандартно и эффективно. Это является одной из значимых причин, благодаря которым перед школьными образовательными учреждениями стоит важнейшая задача: развить творческий потенциал учащихся.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что–то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по–новому, по–своему, лучше.
Актуальность данного исследования заключается в обновленном содержании школьного образования, где место развития творческих способностей определено на таких же равноправных основах, как развитие коммуникативных и социальных навыков младшего школьника. При этом в большинстве образовательных организаций сохраняется устаревшая образовательная парадигма, ориентированная в большей мере на усвоение программы, нежели на развитие его естественных способностей и наклонностей. Также в ходе изучения психолого–педагогической литературы мы отметили, что теме развития творческих способностей уделяется недостаточное внимание.
Таким образом, развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает самостоятельность и инициативу принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Проблема развития творческих способностей у учащихся является актуальной в современном мире. Творческие способности являются неотъемлемым компонентом полноценного развития младшего школьника, его поведения в целом.
Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность и определяют выбор темы: «Развитие творческих способностей младших школьников».
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – роль творческих способностей в развитии младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «творческие способности», опираясь на психолого–педагогическую литературу.
2. Изучить психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Описать способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников.
4. Рассмотреть методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать занятие, направленное на формирование творческих способностей младших школьников.
Проблема развития творчески способностей у младших школьников исследовалась такими авторами как Б.Г. Ананьев [2], Д.Б. Богоявленская [3], Л.А. Большакова [4], Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [10], А.Н. Лощилин [11], А.Н. Лук [12], М.И. Павлова [19], С.Л. Рубинштейн, [20], Б.М. Теплов [21] и др.
Д.Б. Богоявленская [3] и А.Н. Лощилин [11] изучали аспекты психологии творческих способностей, Л.А. Большакова [4] в своих трудах уделяла внимание особенностям развития творчества младшего школьника, Л.С. Выготский [6] изучал воображение и творчество в детском возрасте. Б.М. Теплов [21] рассматривал способности в сочетании с одаренностью.
Теоретическая значимость работы состоит в определении основных аспектов роли творческих способностей при обучении младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она поможет педагогам и родителям в разработке содержания работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы; изучение и анализ методических пособий, документации педагогов; анализ полученных результатов.
Понятийный аппарат исследования: высшие психические функции, способности, творческие способности, ведущая деятельность, социальная ситуация.
Структура – работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в психолого–педагогической литературе
Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Исследованием человеческих способностей занимались многие известные педагоги и психологи, среди них: Б.Г. Ананьев [2], Д.Б. Богоявленская [3], Л.А. Большакова [4], Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [10], А.Н. Лощилин [11], А.Н. Лук [12], М.И. Павлова [19], С.Л. Рубинштейн, [20], Б.М. Теплов [21] и др. Приведем некоторые примеры определения человеческих способностей языком вышеупомянутых авторов.
Б.Г. Ананьев считает, что «способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний...» [2, c.17].
С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синтетическое образование личности. Отличительной особенностью способностей он считал легкость усваивания новой деятельности [20, c.363].
Б.М. Теплов рассматривал способности, как индивидуальнопсихологические различия людей. Способности, по его мнению, отличают людей друг от друга, считаются таковыми только
, если имеют отношение к успешному выполнению определенной деятельности, и не сводятся к уже выработанным навыкам и умениям человека [21, c.164].
Д.Б. Богоявленская определяет творческие способности как ситуативную не стимулированную активность, стремление выйти за пределы заданной проблемы [3, c.174].
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.
В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности».
С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII–XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Способности подразделяют на природные и наследственные. Они имеют сложную структуру. Природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо–физиологические особенности. Например, темперамент, данный с рождения, влияет на успешность человека в той или иной профессии. И если холерику, который любит создавать что–то новое, будет комфортно на должности журналиста, то меланхолик со своей апатией сможет выполнять обязанности в полном объёме. К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с физическими задатками может стать спортсменом, а с интеллектуальными задатками может стать лингвистом. Существуют определенные факторы или черты личности, которые часто связаны с высокой креативностью в самых разных областях. Такими факторами могут быть повышенная толерантность к неопределенности, готовность идти на риск, саморегуляция, заинтересованность и т.д. В этом смысле творческая личность характеризуется как более чувствительная к проблемам и информационным пробелам и, как представляется, проявляет потребность в построении большего количества гипотез в исследовании и оценке проблем. Некоторые личностные черты кажутся более частыми у людей, которые выделяются своим художественным творчеством и все же есть другие, которые чаще всего видны в областях научных изобретений [5, c.227].
Стоит помнить, что любая способность – это комплекс из задатков, умений, навыков и личностных качеств. Так, для успеха в точных науках требуется абстрактно–логическое мышление, а в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках.
Способности будут развиваться только в том случае, если человек будет осваивать деятельность, в которой хочет трудиться, обучаться различным приемам, методам и техникам в этой области. Если человек с хорошими спортивными задатками не пойдет в спортивную секцию, то эти задатки никогда не проявятся [11].
Творческая способность человека может развиваться только в пределах максимального творческого потенциала человека при наличии оптимальных условий. Это называется творческой способностью человека. На творческий потенциал влияет целый ряд факторов, таких как интеллект, психическое здоровье, возможности в рамках окружающей среды, личность и безопасность. Таким образом, творческие способности отличаются от одного человека к другому на основе перечисленных факторов. Достижение творческого потенциала происходит редко, но всегда есть место для роста. Однако рост не происходит автоматически, он требует усилия [12, c.53].
Окружающая среда может дать возможности для творческого роста, но когда появляются новые обстоятельства, то от стресса может произойти регрессия способностей. Следовательно, развитие творческих способностей зависит от готовности человека расти творчески и правильно. Процесс развития творческих способностей может быть ограничен или прерван факторами вне профессиональной деятельности. К таким факторам относятся: инвалидность, травмы и болезни. Внешние факторы окружающей среды также могут ограничивать или нарушать развитие [18].
Основными характеристиками творческих способностей являются:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [18].