Файл: Развитие творческих способностей младших школьников Содержание.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Диагностическое задание «Цветок» на скорость выполнения работы.
Проведение диагностики: ребенок берет в руку карандаш, и, смотря на цветок, рисует точно такой же, но на свободном месте листа в клетку.
2) Диагностическое задание «Полоски» на координацию движений.
Проведение диагностики: ребенок берет карандаш и смотрит на лежащий перед ним лист бумаги, на котором есть полоски. Задача – провести прямые линии между этими полосками за одну минуту.
Также для диагностики уровня сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста могут использоваться различные методики. Например:
-
Методика О.А. Белобрыкиной «Два зонтика Оле–Лукойе»; -
Методика Т.С. Комаровой «Круги»; -
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры» [22]; -
Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?»; -
Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ»; -
Методика Е. Торренса «Завершение фигуры» и др.
Описание данных методик представлено в Приложении.
2.3 Разработка занятия, направленного на формирование творческих способностей младших школьников
В рамках нашей курсовой работы мы разработали занятие для младших школьников, направленное на формирование творческих способностей. Данное занятие может применяться в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. Стоит отметить, что в рамках данного занятия применяются игровые формы.
Название: «В царстве Нептуна»
Класс: 1–2
Цель: развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
Задачи: учить составлять подводный пейзаж; формировать обобщённое представление о внешнем облике морских обитателей, передавая в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер, с помощью мелких деталей; учить самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционными приёмами); развивать воображение, чувственность (слух, зрение, осязание, обоняние); активизировать словарь; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Материал: гуашевые краски, бумага, ёмкости с водой разной температуры, ракушки, камешки, пластмассовые рыбки, песок, тонированные листы бумаги, карточки с изображением морских обитателей, аудиозапись звуков моря.
Ход занятия
1. Вводная часть
Педагог (П.). Предлагаю вам, дети, отправиться в морское путешествие, в царство Нептуна, на дно морское и заглянуть туда, где обитают жители подводного мира. Нам предстоит долгий путь с преодолением препятствий. Если вы готовы, то мы отправляемся.
Игровые задания–упражнения:
1. «Переход через горы».
Драпируем лестницу–стремянку, подставляем её к столу, рядом с которым стул. Каждому ребёнку предлагается забраться на лестницу, с лестницы – на стол, а со стола – на стул и на пол.
2. «Ощущение моря».
Игра с ёмкостями, наполненными водой разной температуры; в воде находятся камни, ракушки, пластмассовые рыбки, песок. С закрытыми глазами вдыхаем морские запахи (запах растворённой в воде морской соли, свежемороженой рыбы и т.д.), рассуждаем, какие чувства вызывают эти запахи – приятные или нет, появляются ли какие–нибудь образные картинки перед глазами, если да, то какие?
3. «Волны».
П. Превращаемся в небольшие морские волны, которые так приятно и ласково омывают нас: будем двигаться так же, как они, а ещё станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце. А теперь искупаемся в море все по очереди. «Купающиеся» становятся в центре, волны окружают их и, «поглаживая», тихонько «журчат».
П. А вот и корабль. На нём мы поплывём в открытое море. Затем представим, что наш корабль превратился в подводную лодку, и мы начинаем погружаться на дно. Смотрим в окошки–иллюминаторы (маленькие обручи).
Имитируя погружение, дети вместе с педагогом раскручивают обои с нарисованными на них обитателями моря, поднимают их вверх.
П. На дне моря кипит подводная жизнь. Что мы видим? (Рыбы, осьминоги, раки, морские коньки, улитки живут в своих домиках–раковинах, кораллы, растения, водоросли с тоненькими стебельками, мелкими листочками).
2. Основная часть
П. Давайте изобразим море. (Перед детьми тонированные по сырому (способом вливания цвет в цвет) синие, зелёные и голубые акварельные краски.) Сливаясь, они превращаются в морской пейзаж. В этом нам поможет музыка. (Звучит аудиозапись звуков моря, дети рисуют).
Игра–задание «Нарисуй таким же способом»
П. Морскую воду вы нарисовали. А теперь давайте–ка нарисуем морских обитателей, используя такой же способ, как на карточке. (Детям предоставляется право выбора художественного материала, технических приёмов выполнения изображения).
-
«Осьминог» – отпечаток ладошки. -
«Рыбка» – подушечкой большого пальца напечатаем тело, а кончиком указательного – хвост. Фломастером нарисуем глаза и рот. Пузырьки отпечатаем концом пластмассовой соломинки. -
«Рыба из клинышков» – рисуем открыткой, способом сдвига. -
«Водоросли» – изображаем с помощью боковой части ладони, делаем отпечатки. -
«Разноцветные камешки» – делаем отпечатки разрезанной картофелиной с поперечными надрезами. -
«Полосатая раковина» – отпечаток моркови с наклонными прорезями. -
«Галька» – отпечатки кружочков моркови. -
«Морские растения» – отпечатки разрезанной луковицы, раздувание клякс трубочкой. -
«Волны» – изображаем при помощи цилиндра с наклеенной по спирали ниткой. -
«Омар» – печатаем ладонью и пальцами. -
«Креветка» – печатаем согнутой в кулак рукой и краем открытки. -
«Актинии» – печатаем изогнутым краем открытки, делая оттиск за оттиском, круговым узором. -
«Крабы» – отпечатки пальца и картона.
В процессе деятельности с каждым ребёнком обсуждаем, что он нарисовал. Отмечаем самый сказочный подводный мир и подводный мир, похожий на настоящий, самый весёлый или мрачный, красочный или тёмный, таинственный или простой. Каждый ребёнок рассказывает, какие материалы и приёмы он применял. Можно ли рисунки, нарисованные детьми, считать морскими пейзажами или «маринами», как их называют художники, а детей – «художниками–маринистами»?
Игра «Картинка».
Каждый задумывает персонаж для картины: «Я водичка, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок, например, отвечает: «Я – рыбка». Далее они берутся за руки, а ребёнок – «рыбка» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети «не войдут» в картину.
3. Заключительная часть
После занятия–путешествия педагог вместе с детьми, обмениваясь мнениями, оформляет выставку работ «Обитатели морских глубин».
Таким образом, представленное занятие для младших школьников направлено на формирование творческих способностей. Данное занятие может применяться в рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Заключение
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели понятие «творческие способности» в психолого–педагогической литературе. Творческие способности – это совокупность индивидуальных, психологических особенностей личности, которые напрямую влияют на уровень успешности выполнения любой задачи в самых разных видах деятельности, при этом не все сводится только к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у обучаемого. Основными характеристиками творческих способностей являются: быстрота; гибкость; оригинальность; законченность. Обязательными составляющими творческих способностей являются творческое мышление и развитое воображение.
Также мы рассмотрели психолого–педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст – период жизни от 6–7 до 10–11 лет, который соответствует периоду обучения в 1–4 классах, т.е. в начальной школе. Данный период крайне важен в развитии школьника, так как происходят множественные изменения ребенка. Этот период характеризуется переходом на новую ведущую деятельность – учебную. Происходят значительные изменения в памяти, внимании, мышлении и воображении младшего школьника. Например, происходит переход от наглядно–образного к словесно–логическому мышлению, память носит конкретно–образный характер.
В рамках второй главы мы рассмотрели способы, методы и приемы развития творческих способностей у младших школьников. Самыми распространёнными способами развития творческих способностей является художественная
, театральная, музыкальная деятельность, а также специальные творческие задания на уроках в школе. Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать что–то новое, находить решение в нестандартных ситуациях. Существует множество способов, методов и приемов развития творческих способностей младших школьников. Данные способы, методы и приемы могут использоваться как в процессе обучения в школе, так и в ходе внеурочной деятельности. Также элементы творческой деятельности обязательно должны быть включены в повседневную жизнь ребенка.
Также мы описали методы диагностики уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Например, диагностическое задание «Оживи картину из твоей любимой сказки», «Усовершенствование игрушки», «Полоски» и др.
Также мы разработали занятие «В царстве Нептуна» для младших школьников, направленное на формирование творческих способностей. Данное занятие может применяться в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. Стоит отметить, что в рамках данного занятия применяются игровые формы.
Список использованной литературы
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. -
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1996. – 75 с. -
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Педагогика, 2016. – 240 с. -
Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. – 2017. – № 2. – С. 12–16. -
Буровкина Л.А. Формирование творческой активности обучающихся в процессе художественно–творческой деятельности на занятиях изобразительным и декоративно–прикладным искусством / Л.А. Буровкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: мат–лы V Межд. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 226–228. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – 440 с. -
Забрамная С.Д. Практический материал для психолого–педагогического обследования детей: метод.пособие / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 195 с. -
Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016 – №3. – С. 21–22. -
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии: моногр. / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 260 c. -
Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Л.Н. Леонтьев. – Москва, 2016. – 364 с. -
Лощилин А.Н. Проблема творческих способностей / А.Н. Лощилин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №4 (808). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema–tvorcheskih–sposobnostey -
Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2018. – 125 с. -
Мальцева Л.В. Искусство развивает творческие способности / Л.В. Мальцева // Наука без границ. – 2017. – №8(13). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo–razvivaet–tvorcheskie–sposobnosti -
Марциновская Т.Д. Детская практическая психология: учеб.для студентов вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2018. – 255 с. -
Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 688 с. -
Немов Р.С. Общая психология. Воображение и мышление: учебник и практикум для академическогобакалавриата / Р.С. Немов – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 224 с. -
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб.для академ. Бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 290 c. -
Павлова М.И. Развитие творческих способностей у детей / М.И. Павлова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №1–3 (6). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–tvorcheskih–sposobnostey–u–detey -
Павлова С.А. Развитие творческих способностей / С.А. Павлова // Europeanresearch. – 2016. – №4(15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–tvorcheskih–sposobnostey -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 712 с. -
Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 2016. – 242 с. -
Тест креативного мышления П. Торренса. Фигурный субтест: крат.практ. рук. – М.: Ассоц. практ. психологов, 1993. – 24 с. -
Художественное творчество и ребенок: кн. для воспит. дет. сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 417 с. -
Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учеб.для вузов / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – СПб.: Питер, 2017. – 472 с.