Файл: Развитие творческих способностей младших школьников Содержание.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческие способности могут оцениваться неофициально родителями и работниками образовательных учреждений или более формально с помощью тестов или экспертных оценок.
Принято определять показатели развития творческих способностей:
-
когнитивный компонент: оригинальность, невербальное воображение; -
эмоциональный компонент: эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творчеству; -
мотивационный компонент: творческая мотивация [8, c.21].
Таким образом, творческие способности – это совокупность индивидуальных, психологических особенностей личности, которые напрямую влияют на уровень успешности выполнения любой задачи в самых разных видах деятельности, при этом не все сводится только к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у обучаемого. Основными характеристиками творческих способностей являются: быстрота; гибкость; оригинальность; законченность. Обязательными составляющими творческих способностей являются творческое мышление и развитое воображение.
1.2 Психолого–педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – период жизни от 6–7 до 10–11 лет, который соответствует периоду обучения в 1–4 классах, т.е. в начальной школе.
Рассмотрим основные характеристики физического и психического развития детей младшего школьного возраста.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Восприятие ребенка данного возраста определяется особенностями самого предмета: замечают то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается лишь узнаванием и дальнейшим называнием предмета.
Текущая воспринимаемая ситуация уже меньше опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.
Осуществляется переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу младшего школьного возраста образуется синтезирующее восприятие. Дети в 1–2 классе путают предметы, сходные в каком–либо отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью [9, c.92].
Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, появляется на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).
В этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания может происходить благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще недостаточно стабильно.
Направление развития внимания: от концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению динамики внимания в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10–20 минут [15, c.240].
Память. Дети младшего школьного возраста начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. В этом возрасте развивается произвольная память, дети могут запоминать материал, представляющий для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь мышления и памяти). Присутствует восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Осуществляется совершенствование смысловой памяти. Дети обладают хорошей механической памятью. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, оперативная и кратковременная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Младшие школьники начинают пользоваться воспроизведением при заучивании наизусть. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.
Память в этом возрасте носит конкретно–образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.
Мышление получает доминирующее значение, происходит переход от наглядно–образного к словесно–логическому мышлению. Логически верные рассуждения ребенка основывается на конкретном наглядном материале. Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у младших школьников развивается теоретическое мышление.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «практики» «мыслители», и «художники».
В ходе обучения происходит формирование научных понятий (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к общему и в обратном направлении [10, c.20].
Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: репродуктивное и продуктивное.
В данном возрасте проявляются продуктивные образы–представления, т.е. результат новой комбинации некоторых элементов.
В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2–му классу реализм воображения увеличивается. Это определяет увеличение запаса знаний и формирование критического мышления [20, c.247].
С возрастом воображение становится более управляемым процессом, и образы возникают в связи с задачами деятельности человека.
Речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов. Речь играет значительную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При обучении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов, словарный запас увеличивается до приблизительно 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи [23, c.133].
Физическое развитие. Можно наблюдать равномерное физическое развитие практически до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, но скорость данных процессов может быть разной у разных детей. Растут мышцы, увеличивается физическая сила, ловкость и выносливость.
Более эффективно работают лобные доли головного мозга, которые ответственны за процессы мышления и иные психические процессы, что дает возможность включаться во все более сложную деятельность.
Значительным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое дает возможность детям более активно заниматься умственной и физической деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4–5 часов обязательно должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями [9, c.68].
Социальная ситуация. Ведущая деятельность – учебная. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение культуры и науки.
У ребенка есть две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Данные системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями [14, c.124].
В младшем школьном возрасте игра не пропадает, она получает новые формы и содержание. Теперь играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, которые распределяют расстановку сил в детском коллективе, т.е. сюжетно–ролевые игры.
Этот период характеризуется переходом к учебной деятельности. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях обучения и воспитания. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый», «ребенок – родители», «ребенок – взрослый», «ребенок – учитель», «ребенок – дети».
Индивидуально–психологические особенности. В младшем школьном возрасте осуществляется увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия видны в поведении и деятельности. Ведущая деятельность благоприятна для развития следующих личностных качеств: самостоятельность, трудолюбие, способность к саморегуляции.
О развитии способностей говорит устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, становление познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют силу, появляются новые мотивы, которые связаны с учебной деятельностью. Для ученика, который пришел в школу, значимы следующие социальные мотивы – самосовершенствования и самоопределения. Учебная деятельность при этом может побуждаться мотивом: социальными мотивами учения; мотивом получения высокой оценки; мотивами достижения успеха; учебно–познавательными мотивами; мотивами избегания. Реализуется перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения является доминирующей.
В развитии мотивации учения ребенка нужно использовать мотивы, которые связаны с процессом учения. По содержанию такой интерес может быть нацелен на конкретные факты и на теоретические знания. Важно научить младшего школьника испытывать удовлетворение от процесса анализа вещей [20, c.153].
Эмоциональное развитие.В этот возрастной период происходит увеличение осознанности и сдержанности в проявлении эмоций. Изменяется их общий характер, а именно содержательная сторона и устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Появляются новые эмоции, а также те эмоции, которые были в дошкольном детстве, изменяют содержание и характер.
Эмоции становятся более длительными, глубокими и устойчивыми. У ребенка появляются постоянные интересы, длительные дружеские отношения, которые базируются на общих и прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, поэтому появляется логика чувств.
В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное. Эмоциональная стабильность видна в положительном отношении к учебе; несдержанность, тревожность, повышенная чувствительность проявляется в отрицательном отношении к педагогу и школьным занятиям. Поэтому возможны аффективные состояния, проявляющиеся во вспыльчивости, грубости и эмоциональной неустойчивости [24, c.221].
Личностное развитие.С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в ее мотивах и потребностях.
Переход к учебе означает переход к систематическому накоплению знаний, развитие мышления и памяти, расширение кругозора, психические процессы становятся управляемыми и сознательными, формируются основы мировоззрения
.
Появляются новые взаимоотношения с окружающими, новые обязанности и права. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.
Происходит активное формирование моральных чувств школьника, что также происходит формирование моральной стороны личности. Устанавливается новая внутренняя позиция. Активно развивается самосознание, которое приводит к переоценке ценностей, то, что было важно, становится второстепенным. Формирование самооценки имеет зависимость от успеваемости и особенностей общения педагога с классом.
В возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационно–потребностная сфера. Мотивы получают характер обобщенных намерений и начинают осознаваться [15, c.125].
Развивается рефлексия и самопознание, план действий, самоконтроль и произвольность.
Самооценка формируется на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими детьми.
Появление самоуважения, которое связано во многом с уверенностью в учебных способностях.
Новообразования. Появляется осознанность и произвольность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование при помощи системы научных понятий. Рефлексия как осознание своих изменений в результате развития учебной деятельности.
В результате учебной деятельности появляются психические новообразования: осознанность и произвольность психических процессов, рефлексия (интеллектуальная, личностная), внутренний план действий (планирование в уме и умение анализировать).