ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:
– игровые методы,
– упражнения.
– обсуждения,
– создание, проигрывание и анализ ситуаций,
– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
– театрализации.
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
Задание 6. Выявите особенности игровых досуговых программ по празднованию Нового года для каждого возрастного периода участников данного праздника. Охарактеризуйте данные особенности.
Предложите и охарактеризуйте приемы и способы решения задач предпроектного этапа технологии организации празднования Нового года (возраст участников, форма проведения праздника на выбор обучающегося). Опишите особенности организации совместной с детьми подготовки новогодних мероприятий.
Выявите требования детей к проведению Нового года и предложите разнообразные варианты их решения при подготовке и проведении данного праздника (не менее 3).
-
Теоретические основы проектирования игровой досуговой программы
-
Организация досуга младшего школьника в соответствии с ФГОС
Толковыйсловарьживого великорусского языка В.И.Даля трактует досуг как свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. Большой толковый социологический словарь (Д. Дэвид, Джери Дж 2001 г.) определяет ДОСУГ (leasure) как - 1. Время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий. - 2. Деятельность, занимающая "свободное время".
Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря (Российская национальная библиотека, 2005-2007 г) дает следующее определение досуга:
«ДОСУГ — возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество (см. также Техническое творчество) обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.)»
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации должны быть созданы условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Особое внимание уделяется организации детского досуга. Деятельность, организуемая в свободное от уроков время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности определяется как внеурочная деятельность и является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. -
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. -
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. -
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. -
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. -
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
- усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с педагогами ДО, библиотекой, семьями обучающихся;
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом;
- воспитание культуры досуговой деятельности обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Для младших школьников используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Каждый вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
-
Праздник как форма игровой досуговой программы
Безусловно, по содержанию деятельность школьников в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Наиболее полно удовлетворяет этим требованиям такая форма игровой досуговой программы как праздник.
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник можно считать стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется коллективное творческое дело (КТД), мероприятия, игры, конкурсы, викторины и т.п.
Дети с большим желанием готовятся к празднику: придумывают конкурсы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.
Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.
И.П. Иванов дает меткое определение праздника:
«Праздник - это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное - в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах»
Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.
Праздник является педагогически эффективной игровой досуговой программой, если:
-
Содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту и потребностям детей; -
Праздник является итогом определенной совместной практической деятельности детей и взрослых; -
Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых. -
Содержание обладает гуманитарной направленностью; -
В разработке праздника используются инновационные подходы -
Оформление праздника должно быть ярким и запоминающимся
-
Разработка новогоднего праздника
2.1 Этапы проектирования новогоднего праздника
При проектировании праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки (предпроектный этап, этап проектирования и подготовительный этап), проведения праздника (этап реализации) и последействия (диагностико-аналитический этап).
Предпроектный этап можно представить в виде следующей таблицы:
Участники программы | Учащиеся 1-4х классов, посещающих группы продленного дня |
Изучение интересов и ценностных ориентиров | Наблюдение, опрос детей и родителей: конкурсная игровая программа |
Наличие творческой группы единомышленников | Учащиеся 4-х классов, воспитатели ГПД, родительский комитет |
Выдвижение идей | Методика коллективного творческого дела (КТД): «Если делать что-то вместе – все гораздо интересней!» |
Цель |
|
Определение педагогических задач |
|
Разработка замысла | Методика КТД: «Новогодние приключения снеговика» |
Форма проведения | Праздник (среднесрочная программа) |
Форма обратной связи | Фотоотчет, самоанализ, блиц-опрос, отзывы |
Место проведения | Учебный класс ГБОУ гимназия №74 |
Материально-техническая база | кабинет, оборудованный компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, с проектором, экраном, интерактивной доской; компьютерные презентации; реквизит для конкурсов; новогоднее оформление класса |