Файл: Формирование учебной мотивации у младших классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа

по дисциплине

ОП.01. Педагогика


Тема: Формирование учебной мотивации у младших классов

школьников в процессе обучения


Работу выполнила студентка

Лебедева Василиса Петровна

группа к512а

Специальность

Работу проверил:

Преподаватель Фридман С.О.

__________________

подпись
Москва 2023

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе обучения

1.1. Учебная мотивация: структура, виды, функции………………………….....5

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования мотивации младших школьников………………………………………………………………………..12

1.3. Особенности содержания и организации обучения у младших школьников……………………………………………………………..…………15

1.4.Возможности использования урока для формирования учебной мотивации у младших школьников……………………………………………………….…….19

Заключение ……………………………………………………………….……….20

Список использованной литературы………………………………….………….22

Введение
Развитие учебной мотивации у младших школьников является актуальной проблемой в современном мире. На сегодняшний момент значение образования возрастает, также повышаются требования к мотивации школьников, которое в процессе обучения занимает одно из первых мест.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) определяет обучение как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями…и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»[1]


В условия реформирования Российского образования очень остро стоят вопросы развитие познавательной деятельности, развитие познавательной активности и стимуляция мыслительной деятельности у младших школьников. Учитель должен строить свою педагогическую деятельность так, чтобы с самого начала обучения привлечь ребенка к учебному процессу.

В данной области достигнуты определенные успехи, но проблема еще очень далека от разрешения. Данной проблемой в педагогике и детской психологии активно занимались С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. А. Алексеев, В. В. Давыдов, М. В. Матюхина, А. К. Маркова.

Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей использование урока для формирования учебной мотивации младших школьников.

Объект исследования: содержание и организация процесса обучения на ступени начального общего образования.

Предмет исследования: формирование учебной мотивации в процессе обучения младших школьников.

На основе определенной цели, выделенного объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть структуру, виды и функции учебной мотивации.

  2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учебной мотивации младших школьников.

  3. Рассмотреть особенности содержания и организации обучения младших школьников.

  4. Раскрыть возможности использования урока для формирования учебной мотивации у младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


    1. Учебная мотивация: структуры, виды, функции

Что же такое мотивация? Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Говоря об обучающихся имеется ввиду о мотивации обучения [2 , ст 138]. Понятие "мотивация" — это довольно общее и широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.

Мотивация многих младших школьников в большей части состоит из мотивов, по которым определяется побуждения и причины побуждающую ученика как личность действовать. Также в роли мотивов выступают чаще всего потребности интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложное образование в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.



Поэтому изучение мотивов и является основной задачей и центральной проблемой в нынешней педагогике. Из-за того что стандарты, программы обучения постоянно происходят изменения то и с ними меняются стандарты мотивации обучающихся. Поэтому мотивация обучения чаще всего связана с методиками обучения.

Исходя из потребностей обучения можно классифицировать мотивы, которые действуют в системе обучения:

  1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатами и процессом.

  • мотивы, связанные с содержанием учения ( учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явления)

  • мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудовых задач).

  1. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

  • широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.)

  • мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п) и самосовершенствование (получить развитие в результате учения).

Также к мотивам связанные с косвенным результатом учения относят:

  1. Узколичные мотивы:

  • мотивы благополучия (стремление получить одобрения со стороны учителя, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки)

  • престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей)

  • отрицательные мотивы (избегать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться). [3 , ст 371-372]

На мотивацию учащихся в традиционных условиях часто основным мотивом становиться оценка. А вот учебно-познавательная деятельность чаще всего занимает последнюю роль в процессе обучения. Это связано с тем что ребенок еще не занимался учебной деятельностью и данная мотивация еще не сформировалась.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная мотивация. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Дети с высокой мотивацией с удовольствием посещают школу, делаю домашнее задание и активно участвуют в жизни класса. Дели с низкой мотивацией неохотно посещают школу, задания любой сложности вызывают затруднения, они перестают усердствовать и участвовать в жизни класса.


Со временем учебная мотивация может менятся в процессе обучения. Но это не происходит при организованной работе учителя, которая направлена на поддержку мало мотивированных учеников. Учебная мотивация может снизиться в процессе обучения или к концу обучения в младших классов. Что в свою очередь приводит к снижение мотивации в средней и старшей школе.


1.2 Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников

Любая деятельность как мы писали выше не может обойтись без мотивов. Если они слабые или не четко поставлены, то они прохо осуществляются.

Несмотря на то, что взгляд и мнения многих как советских , так и современных психологов разняться, в одном они все же сходятся: мотив рассматривается как психологический феномен.

Серьезнейшую работу по определению сущности мотива провел доктор психологических наук Е.П. Ильин, в результате которой обозначил несколько точек зрения на мотив, вокруг которой группировались психологи. В основном психологии определяют мотив как побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояние [5, c. 46]

Так же большую работу по формированию учебной мотивации провела Маркова А. К. - по ее убеждению мотивации к обучению является важным аспектом в современном обучении.

По мнению Марковой А.К. — мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [4, c. 96].

Так же Маркова А.К. делит мотивы учения на две большие группы:

1) познавательные мотивы — широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Сегодня формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

При изучение формирования мотивации невозможно рассматривать для «ученика в целом» вне его психологических, возрастных и индивидуальных характеристик. Всегда требуется индивидуальный подход.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин, А.К. Маркова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие) показали, что именно младший школьный возраст имеет большой потенциал для формирования мотивационной деятельности, а это значит, что именно в младшем школьном возрасте проблема развития мотивации встает максимально остро.


По мнению советского психолога Эльконин Д. Б. - возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом.

Согласно вышеуказанной периодизации, к младшему школьному возрасту относятся дети 6–10 лет. Данный возраст в своей работе Эльконин отмечает, как «эпоха детства». Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте указывается учебная деятельность. Новообразования возраста: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Учебной деятельностью становится только то учение, при котором младший школьник стремительно проявляет мотивацию и овладевает как знаниями, так и методами их приобретения.

Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности обучающегося к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.

Так, Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, такими мотивами могут выступить мотивы приобретения обобщенных способов действий или мотивы собственного совершенствования, собственного роста. Если, однако получится сформировать такие мотивы у обучающихся, то таким образом будут поддерживаться, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [6, c. 34].

Значит, чтобы пробудить мотивацию у младших школьников к учебной деятельности, необходимо выбрать именно те мотивы, которые ее побуждают, которые имеют существенное значение для детей в этот период психического развития.

Как уже было сказано ранее для выстраивания продуктивного процесса обучения с младшими школьниками, педагогу необходимо учитывать возрастные, психологические и личностные особенности обучающихся.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [7, c. 59].

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности [8, с. 243].