Файл: Формирование учебной мотивации у младших классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наглядно-образный тип мышления преобладает у детей младшего школьного возраста, благодаря чему у обучающиеся в первую очередь обращают свое внимание на все выразительное и яркое. Не стоит забывать и про специфику памяти младших школьников — они быстро и прочно запоминают небольшой по времени и объему материал, могут легко и хорошо его воспроизвести.

В младшем школьном возрасте ребенок учится взаимодействовать с коллективом — сверстниками и педагогами, правильно распределять своё время. Несмотря на то, что основная деятельность у ребенка теперь выступает в виде умственной деятельности и он начинает меньше двигаться, у него по-прежнему остается немалая потребность в игровой деятельности. Важно отметить, что игра в младшем школьном возрасте оказывает серьезное влияние на психическое развития ребенка.

Изучив основные характеристики младшего школьника, мы приходим к выводу, что именно младший школьный возраст — выступает важнейшим этапом формирования мотивации учения у школьника. Дальнейшая судьба учебной мотивации в течение всего школьного обучения зависит напрямую от качественного формирования положительной мотивации учения у младших школьников.
1.3 Особенности обучения у младших школьников

Действующим Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, формирование способности к организации учебной деятельности (умение учиться) представлено одной из главных задач.

В стандарте также заявлено высокий уровень самостоятельности в организации самого учебного процесса - уметь формулировать цели и следовать им, осуществлять планирование своей деятельности, контролировать и оценивать свои учебные действия, взаимодействовать в учебном процессе с педагогом и одноклассниками.

У преподавателей складывается высокая тенденция к формированию самостоятельной работы у обучающихся. Важным фактором подготовки к самостоятельному обучению также является и мотивация обучения, что является особенностью обучения у младших школьников.

Проектирование педагогами уроков в начальной школе, направленных на формирование учебной самостоятельности, требует новых подходов к выбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбрать, учителю важно знать, какие методические функции они выполняют, какие виды упражнений и заданий необходимо использовать при реализации разных компонентов учебной деятельности. Это определяет потребность в создании новых подходов в системе учебного взаимодействия «учитель–ученик», разработке соответствующего дидактического обеспечения данного процесса [9].


Поэтому ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность [Словарь - 1] этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Напомним, что ещё Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:


  • Младенцы – непосредственно эмоциональное общение.

  • Раннее детство – манипулятивная деятельность.

  • Дошкольники – игровая деятельность.

  • Младшие школьники – учебная деятельность [10].

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в её решении, они чаще и легче задумываются над тем, что им интересней, что их увлекает. То младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения. Учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.



Таким образом, о наличии того или иного вида мышления у ребёнка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи. Если ребёнок успешно решает лёгкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.

Таким образом особенности обучения в младших классах формируется их разных факторов от умения учителя формировать учебную деятельность, умение работать с методическими пособиями. Также большой фактор играет мотивация обучающегося, побуждение учителем к размышлению и учебной деятельности.
1.4 Возможности использования урока для формирования мотивации у младших школьников

С каждым годом мотивация в младших классах становиться настоящей проблемой для учителей. Дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем [11].

На данный период времени дети больше увлечены гаджетами и планшетами, но при этом родители хотят видеть начитанных и развитых творчески детей. Если брать детей в возрасте от 7 лет, то есть 1 класс, то их мотивация пока у них отсутствует по ряду причин. Но переходя их класса в класс она постепенно складывается.

Для учителя очень важно в своей учебной деятельности в младших классах применять игровую форму обучения. Она легче воспринимается детьми младшего возраста, помогает быстрее и проще освоить школьный материал. Уроки в младших школах проходят более ярче чем в старших классах. Почему? Учебные пособия в 1 классе в основном состоят из картинок, игр, загадок, тематических уроков. То что воспринимается детьми только что выпустившихся из детского сада намного проще.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенности каждого их них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для них.

Ниже приведены примеры некоторых из игр:

  1. Упражнение "Соберем портфель!"


Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Ответ: мел)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ответ: ручка)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)

  1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

Мак

Ромашка

Роза

Лук

Кошка

Собака

Воробей

Корова

Береза

Дуб

Малина

Осина

Корова

Лиса

Волк

Медведь

Рис. 1

  1. «Выбери три слова»

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму [12].
  1. "Я начинаю, а ты заканчивай..."


Для понимания игровой задачи и развития самоконтроля подойдет словесная игра с предложениями. Упражнять первоклашек в построении предложений полезно для подготовки их к учебному процессу. Для поддержания интереса используется мяч: ведущий бросает мяч игроку с началом предложения, а тот возвращает с окончанием. Например, "Летом тепло, а зимой... Малыши ходят в детсад, а школьники... На улице бегают, а в школе... На перемене можно играть, а на уроке... В бассейне купаются, а на катке...". Когда дети научатся быстро составлять предложение, можно поменяться ролями: начинает ребенок, взрослый продолжает.

  1. "Выложи фигуру"


Упражнение полезно для повышения самоконтроля. Взрослый готовит фигуру из счетных палочек, предлагая ребенку рассмотреть ее и запомнить изображение. Потом накрывает фигуру и предлагает выложить такую же. Фигуры могут быть самые разные, от простой (домик, снежинка, елочка) до сложного узора. Все зависит от подготовки школьника и его индивидуальных особенностей. Затем игроки меняются ролями, ребенок задает фигуру, а взрослый копирует ее.
  1. "Графический диктант"


Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Правила знакомы детям, так как часто упражнение часто проводится при подготовке к школе и развития моторики. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, "Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)". "Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)". "Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище (кот)"[13].

Список литературы


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 2, пункт 2

  2. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2 : Теория и технологии обучения : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям а обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 575 с.

  3. Психология : учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / И.В. Дубровиной. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.

  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с

  5. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей / А.К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. — 102 с.

  6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко — М.: «Педагогика», 1989. — 560 с.

  7. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / И.С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

  8. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — №14 (73). — С. 243–244. — URL: https://moluch.ru/ archive/73/12457/ (дата обращения: 15.04.2020).