Файл: Иван Грозный тиран или великий правитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1» города Кирова

ИНИВИДУЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Иван Грозный - тиран или великий правитель»

Выполнила:

Трушанина Алина Дмитриевна

обучающаяся 9 класса

Руководитель:

Ашихмина Надежда Аркадьевна

Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.

Руководителя проекта ___________________(Ашихмина.Н.А)

Киров 2022

ПАСПОРТ ИНДИВИДУЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА

Тема проекта

«Иван Грозный-тиран или великий правитель».

Учебный предмет

История.

Вид проекта

Исследовательский.

Актуальность

Актуальность данной темы заключается в том, что личность и деятельность Ивана IV Васильевича уже на протяжении не одного десятка лет вызывают не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей русской истории. Данная тема имеет важное научно-историческое значение, так как личность Ивана Ⅳ Грозного является одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории. Так же данный материал касается не только ученых, но и школьников так как Ивана Грозного мы проходим на уроках истории России. Продукт данного проекта будет использован для изучения на уроках истории России 7 класса на тему «Правление Ивана Грозного».

Цель проекта

1.Разработать презентацию для уроков истории России 7 класса.

Задача проекта

1.Изучить литературу, по теме проекта.

2.Изучить особенности личности Ивана Грозного и его политическую деятельность на основе мнения историков, политиков и др.

3.Провести анкетирование среди учащихся на тему «Правление Ивана Грозного» 8–9 классов

4.На основе сделанного анкетирования сделать заключение о том, кем является Иван Грозный у учащихся.

5.Подготовиться к защите проекта.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный

2.Практический

3.Рефлексивный

Оборудование и ресурсы необходимыедля реализации проекта

1.Материально-технические (компьютер, проектор, экран).

2.Информационные (специальная литература).

Аннотация проекта

Данная презентация предназначена для изучения темы «Правления Иван Грозного» на уроках истории России в 7 классе.

Ожидаемые результаты

Я считаю, что мой продукт пригодиться для изучения на уроках истории России 7 класса по теме «Правление Ивана Грозного»

Риски проекта

Не уложиться в сроки сдачи.


ПЛАН ИТОГОВОГО ПРОЕКТА

Введение…………………………………………………………………………5

Глава 1. Детство…………………………………………………………………7

1.1 Ранние годы…………………………………….............................................7

1.2 Венчание на царство ………………………………………………………..8

Глава 2. Политика Ивана Грозного…………………………………………….9

2.1 Внутренняя политика…………..………………...........................................9

Главаи3мЛичностьиИванааГрозногоиииоценкиирезультатовиправления....11

3.1 Достоинства ………………...………………………....................................11

3.2 Недостатки ……………..…………………………………………………...12

3.3 Современники и историки об Иване IV…………………………………...13

3.4 Итоги правления Ивана IV в глазах современников……………………..15

Глава 4. Практическая часть…………………………………………………...16

4.1 Создание презентации……………………………………………………...16

4.2 Анкетирование……………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………..18

Вывод………………………………………………………………………........19

Список литературы…………………………………………............................20

Приложение…………………………………………………………………….21

Введение

История — это наука, изучающая развитие человеческого общества, главным образом его прошлого. Предметом изучения Отечественной истории является история нашей страны в тех границах, в которых она существовала в различные исторические периоды, в неразрывной связи со всемирной историей, как составная часть этой истории.

Она нужна человеку, чтобы понять истоки настоящего. Что было до нас, что привело нас к такой жизни. Почему мы живём именно в такой стране, а не другой? Почему уклад России, устроен именно так? На эти вопросы может дать ответы предмет «История».

Сведения о той, или иной исторической личности, может стать неким эталоном, примером для подражания. Этим примером может стать и Иван Грозный. Его история уже на протяжении не одного десятка лет вызывает не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей русской истории. Так же данный материал касается не только ученых, но и школьников, так как Ивана Грозного мы проходим на уроках истории России. Данная тема имеет важное научно-историческое значение, так как личность Ивана Ⅳ Грозного является одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории.



Продукт данного проекта будет использован для изучения на уроках истории России 7 класса на тему «Правление Ивана Грозного».

Цель:

  1. Разработать презентацию для уроков истории России 7 класса.

Задачи:

  1. Изучить литературу, по теме проекта.

  2. Изучить особенности личности Ивана Грозного и его политическую деятельность на основе мнения историков, политиков и др.

  3. Провести анкетирование среди учащихся на тему «Правление Ивана Грозного» 8–9 классов.

  4. На основе сделанного анкетирования сделать заключение о том, кем является Иван Грозный у учащихся.

  5. Подготовиться к защите проекта.

Моя гипотеза: Я считаю, что мой продукт пригодится для изучения на уроках истории России 7 класса по теме «Правление Ивана Грозного».

Глава 1. Детство

1.1 Ранние годы

Иван Грозный старший сын князя московского Василия III и Елены Глинской родился 25 августа 1530 г. Номинально Иван стал правителем в возрасте трех лет, потому что отец очень сильно заболел и вскоре умер. Спустя пять лет после этого умерла и мама Ивана – княгиня Елена. Так в восьмилетнем возрасте мальчик стал сиротой.

Детские годы запомнились юному монарху бесконечными дворцовыми переворотами, интригами, насилием, жесточайшей борьбой за власть. В то время его попечители не считали нужным обращать внимание на наследника престола, они вели свою игру, сводили счеты с его друзьями, самого Ивана держали в «черном теле». Он жил практически в нищете, у него не было вдоволь еды и необходимой одежды. Именно это породило в нем задатки жестокости и агрессии, которая сразу проявлялась в его расправе над животными, а впоследствии и с русским народом.

В то время бразды правления страной были в руках князей Шуйских и Бельских, у дворянина Михаила Воронцова и родни по линии матери – Глинских. Во время их правления разбазаривалось госимущество, и это было отчетливо понятно даже несовершеннолетнему Ивану.

С тех пор они начали серьезно его опасаться, страной правили в основном Глинские, а они постарались втереться в доверие наследнику и поддержать в нем звериное начало.

Несмотря на такую обстановку, Иван много учился, читал книги, и впоследствии он получил статус самого начитанного правителя того времени. В то же время он сам ничего не решал, по-прежнему находился в заложниках у правителей страной. Это сказалось в ненависти ко всему миру, и желанию любой ценой заполучить власть, причем полную и неограниченную, которая, по его мнению, не нуждалась ни в каких моральных законах и кодексах.


1.2 Венчание на царство

Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.

По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство – официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича – первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III.

Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. русский правитель титуловался великим князем, что, согласно западной иерархической структуре, было равнозначно принцу или великому герцогу. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля.

Глава 2. Политика Ивана Грозного

2.1Внутренняя политика

В первый период своего правления царь, опираясь на Избранную раду – кружок своих единомышленников, провел ряд важнейших реформ.

В 1549 г. впервые был созван Земский собор, в состав которого входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Его нормы усиливали центральную власть, вводили наказание за взяточничество, сохраняли право крестьянского перехода в Юрьев день с увеличением платы за "пожилое". В 1551 г. Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, так как его решения состояли из ста глав, одобрил Судебник 1550 г. и проводимые реформы, регламентировал обрядность, ограничил монастырское землевладение и поставил его под контроль царя.


В 1556 г. была ликвидирована система кормлений – сбор налогов на местах отдельными боярами. Правление на местах перешло к выборным представителям дворян и зажиточного населения. В 50-х гг. была проведена военная реформа, в результате которой ядром армии стало дворянское ополчение, появилось постоянное стрелецкое войско, на время боевых действий ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности.

В результате проведенных реформ в России сложилась сословно-представительная монархия, при которой определенную роль в управлении страной играли выборные представители отдельных сословий.

В середине 60-х гг. Иван IV перешел к политике террора, направленного прежде всего против боярства. Она получила название опричнины (1565–1572). Так был назван государственный удел, куда вошли наиболее богатые земли.

Бояре-вотчинники выселялись на другие земли, не вошедшие в этот удел и получившие название земщины. Опричнина сопровождалась физическим уничтожением родового боярства, жителей ряда городов. Например, в 1570 г. погрому подвергся Новгород. От набегов опричного войска страдало сельское и торговое население. Вскоре террор перешел и на самих опричников. От постоянных кровавых оргий царское войско разлагалось. В 1571 г. оно продемонстрировало полную недееспособность перед внешним врагом. Крымский хан во время своего набега дошел до Москвы. Это заставило царя ликвидировать опричнину. Однако террор не был прекращен. В той или иной форме он продолжался до самой смерти Ивана, получившего прозвище Грозного.

Результаты внутренней политики Ивана IV оказались крайне негативными. Реформы первого периода правления упорядочивали и усиливали государственный аппарат, открывали тенденции к трансформации страны в достаточно цивилизованную по тем временам монархию европейского типа. Однако опричнина перечеркнула эти надежды. Несмотря на централизацию власти, государственные органы оказались ослабленными и перестали справляться со своими задачами. Население было экономически разорено и морально подавлено террором.

Глава 3. Личность Ивана Грозного и оценки результатов правления.

3.1 Достоинства

  • Весьма образованный для своего времени человек. Данных об учителях царя нет, но есть свидетельства о том, что он много читал. Из этого можно сделать вывод: знания царя были результатом самообразования. Вел переписку с королевой Англии Елизаветой.

  • Острый ум. По словам соотечественников, царь имел ум «вдумчивый и немного насмешливый».

  • Кипучая энергия. Правление царя Ивана Васильевича время социальных потрясений, реформ, войн. Бурный период в истории страны обусловлен характером правителя. Его неумная энергия толкала царя на активные действия.