Файл: Иван Грозный тиран или великий правитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Недостатки

  • Неоправданная жестокость. В качестве примера приводится террор времен опричнины, массовые пытки и казни, Новгородский погром, убийство сына.

  • Безвольность. Н. М. Карамзин ввел это утверждение, аргументируя тем, что Иван Васильевич был подвержен воздействию своего окружения. В детстве на него влияли злые бояре. В юности умные и добрые Сильвестр, Адашев и царица Анастасия. В зрелости — опять злые и развратные советники.

  • Неуравновешенность и непоследовательность. По утверждению историков царь метался из крайности в крайность. Днем отдавал приказы о казнях и пытках, ночью неистово молился за убиенных.



3.3 Современники и историки об Иване IV.

Общая оценка мнений

За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А. М. Курбский, бежавший в 1564 году из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е года — благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560–1570-е года - предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь.

Подобное двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основных направления в оценке Ивана Грозного:

1. Обличительное (А. М. Курбский, П. И. Ковалевский, С. Б. Веселовский, А. Г. Кузьмин и др.);

2. Апологетическое (официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие);

3. Объективистское, сторонники которого, с одной стороны, признают значительный вклад царя в созидание Российского государства, с другой стороны, обличают его деспотические наклонности (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, С.В. и др.).

Так же есть объяснения, почему Иван Грозный стал таким. На сегодняшний день можно выделить 2 объяснения:


1. Психологические объяснения. Начало этому положил Н.М. Карамзин, считавший, что Иван Грозный был подвержен, во-первых, значительному влиянию своего окружения (в детстве — «плохих» бояр, в 1550-е гг. — «хороших» Сильвестра и Адашева, позднее — опять «плохих развратников»), во-вторых, собственным страстям и порокам. Немного позднее, медик Я.А. Чистович и психиатр П. И. Ковалевский пришли к выводу, что Иван Грозный был психически больным человеком, страдавшим паранойей. С этим согласны и некоторые современные историки, в частности АГ. Кузьмин.

2. Социологические объяснения. Начало этому положил крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев, считавший, что в деятельности Ивана Грозного нашла отражение борьба нового государственного порядка со старым родовым строем. Объективно неизбежной борьбой государства с боярством объяснял деятельность царя и В. О. Ключевский. В свою очередь, К.Д. Кавелин был уверен в положительном значении деятельности Ивана Грозного, более того Кавелин утверждал, что Иван Грозный боролся с западным влиянием, проникавшим на Русь. Позднее С. Ф. Платонов утверждал, что целью всех репрессий царя были «старые княжата». Мнения этих и других историков стали очень влиятельны. К примеру, в 1930–1940-е года. Фигура Ивана Грозного, и его репрессии воспринимались однозначно положительно.

Позднее было доказано, что в ходе опричных расправ пострадали не только бояре и старые княжата, но и многие дворяне, более того боярское землевладение только расширилось. Академик С. Б. Веселовский был уверен, что Иван Грозный действовал исключительно в интересах укрепления собственной власти, совершенно не заботясь о каких-то других интересах. Появилась точка зрения А. А. Зимина, который указывал на то, что царь боролся с Церковью.

В целом, в 1950–1980-е года утвердилось то самое «объективистское» направление: объективно царь способствовал усилению Российского государства, но субъективно был тираном и убийцей.

Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть, что ни в научной, ни в художественной литературе, ни в публицистике до сего дня нет общепринятой точки зрения на личность и деятельность царя Ивана Грозного.

3.4 Итоги правления Ивана IV в глазах современников.

Главным итогом внутренней политики Грозного можно смело назвать укрепление государства. Направленная на централизацию власти, такая политика принесла не только плюсы, но и минусы.



Первое и самое явное изменение – введение титула царя и объявление России царством. Это было не просто политическим жестом, призванным подчеркнуть избранность Ивана и позволить претендовать на звание Третьего Рима. В первую очередь, новый титул дал возможность укрепить центральную власть и остановить феодальную раздробленность земель. Царь стал тем центральным стержнем, вокруг которого складывались новые отношения феодалов уже дворян и государства.

Укрепление власти и уменьшение роли ретроградного боярства в управлении страной – вот главные цели Ивана Грозного. И все последующие его действия, включая и опричнину, вполне укладываются в эту схему.

К числу деяний первого русского царя историки относят и проведение многочисленных реформ. Введение нового Судебника, проведение Земского собора, создание новых Приказов, изменение системы налогообложения, ослабление влияния монастырей и лишение их части льгот, денежные преобразования сложно даже представить масштабы затеянных царем изменений в системе управления государством. И, кроме этого, была проведена и довольно успешно военная реформа, принесшая многочисленные победы русскому войску. Именно благодаря улучшению вооружения, изменению системы снабжения, введению нового рода войск стрелецких и были укреплены и расширены государственные границы.

Завоевание Астрахани и Казани, устранение угрозы со стороны крымского хана, покорение Сибири – все это расширило территорию русского государства практически вдвое, приблизив их к современным границам России.

Глава 4. Практическая часть

4.1 Создание презентации

При создании презентации я пользовалась информационными ресурсами, так же я считаю, что мой продукт пригодится для изучения на уроках истории России 7 класса по теме «Правление Ивана Грозного». Презентация составлена со всеми требованиями (Приложение №3).
4.2 Анкетирование

Я провела анкетирование, состоящее из 3-х вопросов (Приложение №1). Данную анкету проходили учащиеся 8-9 классов в 2022 году. По результатам анкетирования получили следующие результаты (Приложение №2).

На основе результатов анкеты я изготовила презентацию для изучения правления и личности Ивана Грозного именно акцентированных на нем, как на политическом деятеле. Данную презентацию я разделила на 3 части, так как тема об Иване Грозном изучается в течение 3-х уроков.


Заключение

Исходя из результатов анкетирования стало ясно, большинство учащихся считают, что Иван Грозный являлся реформатором, нежели тираном и их точка зрения совпадает с такими людьми как С. М. Соловьев, К.Д. Кавелин и С.Б. Веселовский. В дальнейшем моя работа будет использоваться на уроках истории России для 7 класса.

Гипотеза доказана. Цели достигнуты. Задачи выполнены.

Вывод

В ходе работы над проектом я узнала для себя немного нового из истории, получила нужные и полезные сведения об Иване Грозном. Научилась работать с информацией и создавать презентацию.

Список литературы

Электронный ресурс

  1. Мнения о личности и деятельности Ивана Грозного [Электронный ресурс]: https://portal-slovo.ru/history/40183.php-Дата обращения (14.04.2022)

  2. Итоги правления [Электронный ресурс]:https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/itogi-pravleniya-ivana-groznogo.htm- Дата обращения (23.05.2022)

  3. Иван Грозный: достоинства и недостатки великого правителя [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/zachem-nujno-znat-istoriiu-svoei-strany-5ba65da6e8f7a600ac9fadf9- Дата обращения (26.05.2022)

  4. Особенности личности Ивана 3 грозного [Электронный ресурс]: https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/pljusy-i-minusy-haraktera-ivana-groznogo.htm#i- Дата обращения (01.06.2022)

  5. Оценка результатов правления [Электронный ресурс]: https://revolution.allbest.ru/history/00426453_0.html- Дата обращения (19.06.2022)

  6. Зачем нужно знать историю овей страны [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/zachem-nujno-znat-istoriiu-svoei-strany-5ba65da6e8f7a600ac9fadf9- Дата обращения (28.06.2022)



Приложения

Приложение 1

Анкета

  1. Знаете ли вы Ивана Грозного (IV)?

А) Да Б) Нет

  1. Знаете ли вы как правил Иван Грозный?

А) Да Б) Нет

  1. Как вы считаете, Иван Грозный был тираном или великим правителем?

Развернутый ответ

Приложение 2

Таблица с анкетированием учащихся


Вопрос

Да

Нет

Знаете ли вы Ивана Грозного (IV)?

29

2

Знаете ли вы как правил Иван Грозный?

23

8



Вопрос

Реформатор

Тиран

Не знаю

Как вы считаете, Иван Грозный был реформатором или тираном?

19

7

5



Стиль

  • Соблюден единый стиль оформления

Фон

  • Нейтральные оттенки (черный , белый)

Использование цвета

  • Черный

  • Белый

Анимационные эффекты

  • Без анимационных эффектов

Расположение информации на странице

  • Горизонтальное

Шрифты

  • Заголовок-28

  • Подзаголовок-24

  • Текст-24

Способы выделения информации

  • Рамки

  • Заливка

  • Границы

Объём информации

  • Объём информации соответствует изучаемым темам на уроке

Виды слайдов

  • С текстом

  • С рамками и заливкой

Приложение 3