Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Практический опыт развития профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы
2.1 Основы организации профессиональной культуры в зарубежных странах
Особенности становления и функционирования культуры государственной службы в странах различных государствах во многом определяются самой спецификой их развития. Стремясь к реформированию государственной службы, вводя инновации, устраняя рутинные, неэффективные условия деятельности управленческих структур, каждое государство стремится создать приемлемую, отвечающую ее традициям и духу систему организации и функционирования социального управления. Как правило, государственная служба основывается на принятой в стране теории государства и права, законах и правовых актах, не противоречащих конституции как основному закону.
Средоточием всех преобразований, реформ и перестроек системы государственного управления и государственной службы всегда было желание повысить эффективность деятельности исполнительных органов, поднять уровень профессиональной культуры и профессионализма должностных лиц, государственных чиновников, от работы которых во многом зависит благополучное развитее государства. Именно подъем профессиональной культуры органично входит во все действия по реорганизации государственных структур.
Лидеры европейских государств давно осознали, что ключ к высокой профессиональной культуре заключен в ее главной составляющей – в людях, в тех государственных служащих, для которых их деятельность является основной, пожизненной профессией, их образом жизни, служением обществу.
Понятие «служение обществу», сложившееся во Франции, является важнейшей опорой теории государства; оно также тесно связано с конкретной социополитической реальностью, с государственной службой. Высшие должностные лица и служащие рангом ниже «думают, – пишет Ж. Шевалье,– только о служении обществу, а не о своем личном интересе». Приведенное замечание французского ученого во многом верно отражает состояние не только самой государственной службы как служения обществу, но одновременно с этим содержит и указание на уровень и степень состояния компетентности, гражданственности и профессионализма государственных служащих, что проявляется в добровольном желании подчинить свои личные или корпоративные интересы общественной выгоде.
В связи тем, что многие зарубежные страны переходят или уже перешли на концепцию и практику «нового государственного менеджмента», то сторонники предлагают формирование новой культуры государственной службы, т. е. изменение культуры взаимоотношений, труда, норм поведения и общей атмосферы в организации, а также повышение роли руководителей – лидеров, способных к перспективному мышлению. К числу факторов, которые могут и должны создать ориентацию на новую культуру государственной службы, называют:
-
использование прогнозирования в процессе принятия решений; -
перенос внимания с «процесса» на «результат»; -
постоянное и непрерывное обучение и самостоятельную учебу; -
повышение квалификации государственных служащих, широкое делегирование полномочий; -
разработку более эффективных систем оценки качества исполнения обязанностей и более творческое применение стимулов; -
большую подотчетность перед законодательными органами и общественностью.
Эти и другие идеи реформирования государственной службы и повышения культуры в ее среде нашли отражение в книге Д. Осборна и Т. Гэблера «Перестройка правительства».
Как правило, когда у западных авторов, пишущих о культуре государственной службы, речь идет об этом социальном феномене, то чаще всего говорится о духовных параметрах культуры как определенной форме общественного сознания. Культура есть творческая, сущностная деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, т. е. деятельность, затрагивающая как духовную грань, так и материальный момент любого процесса активности человека; в культуре нет и не может быть четкого разделения на «духовное» и «материальное», ибо все «материальное» оплодотворено «духовным», а все «духовное» воплощается в «материальное».
Английский ученый К. Поллит так определяет культуру государственной службы: «Культура государственных служащих – это комплекс устоявшихся суждений, позиций, стереотипов, преданий, мифов. Все они существуют в умах работников учреждений».
Профессиональная культура государственной службы западноевропейских стран в первую очередь связана с высоким профессионализмом чиновничьего аппарата, с его дисциплинированностью, с опорой на устоявшиеся многовековые традиции, с умением защищать интересы государства как свои собственные, отстаивая порой антинародные решения правительства. Это связано с тем, что государственная служба европейских стран встроена в государственную, а не политическую систему, которую она всегда готова поддержать. Так, Р. Батлер подчеркнул, что система государственной службы в Англии уникальна потому, что «основополагающим ее принципом является несменяемость государственных служащих при переходе власти от одного кабинета к другому». Это так называемая «Вестминстерская модель», которая действует во всех странах, входивших в состав Британской империи, «обеспечивает преемственность и непрерывность политического процесса в системах государственной службы».
В ряде западных стран новая администрация проводит замену только старшего персонала министерств, оставляя чиновников средних, низших рангов на своих постах и в тех же самых должностях. Если к этому добавить то, что к данной профессиональной стабильности, постоянству служения присовокупить еще постоянно сдаваемые квалификационные экзамены, то можно с полной уверенностью говорить о высоком профессионализме и высоком уровне профессиональной культуры государственных служащих западных стран. Способствует повышению профессионализма также и жесткий, несмотря на демократизм отношений, контроль за деятельностью государственных служащих, их регулярная отчетность перед вышестоящими руководителями. Так прививается ответственность за порученное дело, ответственность, которая в большом и малом создает стойкий профессионализм.
Наконец, профессиональная культура государственной службы западных стран основывается на отличном знании не только своего сектора деятельности, так называемого «круга деятельности», но и на знании государственных законов, административного права, должностных инструкций, своих прав и обязанностей.
Для государственного чиновника любой западной страны святым долгом и нерушимым принципом является также соблюдение законов государства, их неукоснительное исполнение, следование во всем и всегда букве закона. Вот это глубоко уважительное отношение к закону имеет важное следствие: государственные служащие воспитывают у граждан чувство благоговения перед законом и высокую правовую культуру; они прививают всем жителям страны образцовые модели поведения. Правда, государственные чиновники вынуждены в силу своего служебного долга защищать те решения правительств, которые нередко имеют мало общего с благополучием людей и нравственностью.
Таким образом, чтобы картина состояния профессиональной культуры западноевропейских стран на сегодняшний день была полной и отвечала реальному положению дел, отметим, что не существует какой-то абстрактной, раз и навсегда данной профессиональной культуры, не может быть некоего идеального типа ее проявления. В каждой стране свой уровень профессионализма. Он может быть уникальным и неповторимым, ибо профессиональная культура не униформирована. Она представляет собой качественную характеристику деятельности в сфере государственной службы. Так, культура государственной службы Италии ничем не лучше и не хуже, чем в другой европейской стране, и не потому, что в Италии действует 150 тыс. законов и распоряжений, регулирующих всю деятельность государственного управления, а в ФРГ вся государственная служба подчиняется единому федеральному закону. Здесь дело в том, что профессионализм и профессиональная культура западных стран, имея индивидуально неповторимые черты, содержат в себе то общее, которое их все роднит и объединяет. Достаточно вновь вспомнить Н. А. Бердяева, писавшего, что у народов Западной Европы все гораздо детерминировано и оформлено, все подчинено строгой дисциплине. Но то, что на самом деле составляет величие западной цивилизации и ее подлинный вклад в развитие мировой культуры, так это идея и практика разделения властей, подчинения законодательной власти ее исполнительной и судебной ветвей. Это по-настоящему великий принцип. Его неукоснительно соблюдают все западные страны. Он стал краеугольным камнем культуры государственности и государственной службы последних столетий.
2.2 Профессиональная культура государственных служащих как фактор эффективной реализации государственных программ в регионах Российской Федерации
Процессы радикального обновления современной системы государственного управления в Российской Федерации, в том числе модернизация государственной службы, предъявляют повышенные требования к уровню подготовки, профессионализма и личностных качеств государственных служащих. Поэтому вопросы повышения уровня профессиональной культуры государственных гражданских служащих, особенно в субъектах Российской Федерации, выдвигают в разряд первоочередных. Тем более что общая управленческая и органично связанная с ней кадровая ситуация остается пока что неудовлетворительной.
Суть профессиональной культуры и цель морального регулирования на государственной службе заключаются в обеспечении честного и добросовестного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, последовательном соблюдении государственного интереса, защите прав и свобод граждан. Должная структура этических диспозиций, морально-нравственных ценностей варьируется в зависимости от вида службы и конкретного предмета деятельности. Существуют фундаментальные моральные ценности, которые связаны с преданностью государственного служащего конституционному строю, уважением принятых в государстве законов, осознанием высокой ответственности за выполнение своего служебного долга, приоритетом интересов населения и т.п. Именно эти ценности должны детерминировать деятельность государственных служащих и лежать в основе профессиональной культуры государственных служащих7.
Разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа, сегодня реализуется в государственных органах субъектов РФ. И в качестве основных предложений определяет: предоставляет собой формирование основных предложений:
-
единую модель ценностей и миссию государственного органа; -
профессиональные и личностные качества (компетенции) государственного служащего; -
инструкцию по профессиональному взаимодействию гражданских служащих и стандарт внешнего вида гражданских служащих.
Предложения Методики востребованы при реализации в государственном органе мероприятий, направленных на повышение вовлеченности государственных гражданских служащих в реализацию задач, стоящих перед государственным органом.
Также современный опыт показывает, что профессиональная культура государственных органов, развиваемая и поддерживаемая на системной основе, позволяет достигать высоких результатов в выполнении необходимых задач и функций с наименьшими затратами за счет определения с помощью ценностей и миссии четких ориентиров деятельности работников, создания благоприятной среды в коллективе, мотивирующей к ответственности и инициативности.
Реализация данных предложений Методики способствует повышению профессионализма и компетентности, честности и беспристрастности при исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, в том числе благодаря положительному примеру руководителя государственного органа, что обеспечит формирование имиджа государственного органа, вызывающего доверие к его деятельности, а также повышение престижа государственной гражданской службы в целом.
Таким образом, на первый взгляд задача по формированию профессионально подготовленного корпуса государственных служащих в Ульяновской области успешно решается. Анализ показывает, что по формальным признакам количественный и качественный состав государственных служащих Ульяновской области в целом соответствует требованиям Федерального закона о государственной гражданской службе и другим нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность государственных служащих Российской Федерации. Однако проведенный анализ показал, что реальный уровень сформированности профессиональной культуры государственных служащих Ульяновской области отличается от официальных данных. Да это и понятно, поскольку официальная статистика рассматривает только количественные и отдельные качественные показатели, типа образование, возраст, стажировка и т.д. По этим данным трудно судить об уровне компетентности, профессионализме, личностных качествах, профессиональной успешности государственных служащих.
Важным фактором, влияющим на кадровую ситуацию в органах государственной власти, является система профессионального развития государственных служащих, от которой зависит качество функционирования этих органов. Особое место в профессиональном развитии отведено профессиональным знаниям, повышению квалификации и профессиональной переподготовке государственных служащих; направленности программ обучения, которые базируются не только на ценностях индивидуального и группового обучения, а непосредственно на непрерывности обучения, преемственности, целенаправленности и актуальности.