Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В управлении профессиональным развитием персонала государственной службы важно понимать суть и элементы всей системы этой управленческой деятельности: цели – процедуры, технологии (правила) – операции (действия) – мотивы (стимулы) – результаты.
Важно не только обосновать стратегию профессионального развития государственной службы, но и с учетом образовательно-финансовых возможностей определить этапы, пути и технологии повышения профессиональной культуры государственных служащих на основе:
-
создания новой системы отбора и приема работников на государственную службу, с предъявлением уже на этом этапе более жестких требований к уровню их профессионализма; -
обеспечения системности, последовательности профессионального обогащения служащих, органического соединения его с должностным продвижением, стимулирования профессионального развития в ходе аттестации, экзаменов на государственном строительстве.
Реализация этих идей и приоритетов может создать благоприятные правовые, социально-психологические, организационно-управленческие, образовательные условия для профессионального развития и должностного роста государственных и муниципальных служащих.
Вместе с тем процесс формирования и использования кадрового потенциала в Ульяновской области и других субъектах Федерации не в полной мере отвечает задачам превращения рыночных механизмов в инструменты обеспечения хозяйственного подъема. Испытание соблазнами хозяйственной самостоятельности выдерживают далеко не все руководящие кадры. В ряде случаев наблюдается утрата чувства ответственности руководителей властных структур, хозяйствующих субъектов за положение дел в экономике, обеспечение законности и порядка. Факты коррупции даже в высших эшелонах власти региона стали чуть ли не обыденным явлением.
С целью усиления роли органов государственной власти в осуществлении единой кадровой политики в регионе необходимо принять следующие меры. Принять дополнительные меры по обеспечению согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по формированию и эффективному использованию кадрового потенциала области, созданию благоприятных условий и гарантий для проявления каждым государственным и муниципальным служащим своих способностей, всемерно стимулируя профессиональный рост и служебное продвижение, повышение качества и эффективности трудовой деятельности, ответственности за выполнение служебного долга. Провести комплекс мероприятий по организации работы с кадрами хозяйствующих субъектов, предусматривающих формирование высокопрофессионального, высоконравственного состава руководителей предприятий и организаций, эффективное использование кадрового состава специалистов всех отраслей экономики. На основе объективного анализа профессиональной подготовленности кадров, их деловых и личностных качеств, возрастных характеристик осуществить прогнозирование потенциальных вакансий на государственные и муниципальные должности в области на ближайшие годы. В первоочередном порядке обеспечить формирование резерва кадров именно на те, государственные должности, которые в ближайшие годы могут оказаться вакантными. В этих целях:
-
определить научно обоснованные параметры количественных и качественных характеристик, соответствующие квалификационным требованиям ко всем категориям государственных и муниципальных должностей; -
предусмотреть систему мер, обеспечивающую формирование кадрового потенциала исполнительной власти региона в соответствии с утвержденными параметрами квалификационных требований; -
провести исследования по совершенствованию организационной структуры администрации области, определению компетенций ее структурных подразделений, оптимизации численности государственных служащих, повышению эффективности их деятельности; -
регулярно осуществлять прогнозирование потребности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих на перспективу.
Для совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих на основе государственного (муниципального) заказа, повышения эффективности и качества организации обучения целесообразно принять следующие меры:
-
проанализировать действующие учебные программы, планы, учебно-методические материалы, используемые в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, и осуществить работу по совершенствованию учебного процесса, повышению его эффективности; -
завершить подготовку, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, имеющих стаж государственной службы до 3-х лет, определить систему мер, обеспечивающую их скорейшую профессиональную адаптацию на соответствующей государственной должности; -
осуществить меры по совершенствованию единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, обеспечивающие гибкое реагирование на актуальные общегосударственные проблемы и индивидуальные потребности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование возможностей образовательных учреждений региона, исходя из имеющихся у них интеллектуальных и материальных ресурсов обеспечения учебного процесса.
Тем самым от компетентности и профессионализма государственных и муниципальных служащих зависит решение сложных проблем, возникших в российском обществе. Исследование показывает, что реформа государственной сферы управления отстает от процессов, происходящих в обществе. Реформы всех сторон общественной жизни, обновление аппарата государственной службы настоятельно требуют подготовки персонала государственного управления нового типа, обладающего высокой профессиональной культурой, способностью принимать решения на основе системного, комплексного анализа.
Выводы по Главе 2: Для того чтобы картина состояния профессиональной культуры западноевропейских стран на сегодняшний день была полной и отвечала реальному положению дел, отметим, что в каждой стране свой уровень профессионализма. Он может быть уникальным и неповторимым, ибо профессиональная культура не униформирована. Она представляет собой качественную характеристику деятельности в сфере государственной службы. Что касается России по формальным признакам количественный и качественный состав государственных служащих в целом соответствует требованиям Федерального закона о государственной гражданской службе и другим нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность государственных служащих Российской Федерации. Однако проведенный анализ показал, что реальный уровень сформированности профессиональной культуры государственных служащих Ульяновской области отличается от официальных данных. Да это и понятно, поскольку официальная статистика рассматривает только количественные и отдельные качественные показатели, типа образование, возраст, стажировка и т.д. По этим данным трудно судить об уровне компетентности, профессионализме, личностных качествах, профессиональной успешности государственных служащих.
Глава 3 Анализ развития и формирования профессиональной культуры государственных гражданских служащих
Профессиональная культура государственных гражданских служащих является объективным качественным показателем формирования и субъекта управленческой деятельности, по характеру профессиональной культуры государственного гражданского служащего можно в целом судить и о самой государственной службе. Одним из главных показателей профессиональной культуры государственного гражданского служащего можно назвать культуру общения как инструмент обеспечения эффективности управленческой деятельности, степени близости и теплоты человеческих отношений на работе, так и вне ее, взаимопонимания, соблюдения этикета, норм и правил служебного поведения.
Профессиональной культурой государственного гражданского служащего обозначают системное качественное состояние личности, о котором можно сказать, что оно характеризует уровень профессионального развития государственного гражданского служащего, и является одним из способов воплощения сущности в процессе профессиональной деятельности.
Государственный гражданский служащий, выполняющий обязанности, связанные с государственной службой, обязан владеть профессиональной культурой. Необходимо учесть то, что профессиональную деятельность чиновника непосредственно связывают с людьми, профессиональную культуру соответственно характеризуют по уровню усвоения государственным гражданским служащим полученного опыта и его использования в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Рекомендуемая Методикой инструкция по профессиональному взаимодействию государственных гражданских служащих обращает внимание на следующие стандарты взаимодействия:
-
с целью проявления уважения к собеседнику (гражданину, представителю организации) гражданскому служащему необходимо уточнять: «Как я могу к Вам обращаться?»; -
проявлять вежливость и доброжелательность; -
в случае, если гражданский служащий в качестве функциональной обязанности осуществляет контроль, надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации или оказывает государственные услуги, то при взаимодействии гражданскому служащему необходимо почтительно относится к людям старшего возраста, пенсионерам и инвалидам; -
проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; -
проявлять заинтересованность к вопросу гражданина, представителя организации и нести персональную ответственность за результат; -
не перебивать гражданина, представителя организации в процессе разговора; -
гражданскому служащему следует излагать свои мысли четко и в убедительной форме, не допуская оскорблений или грубости в общении; -
избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа; -
соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Указанным стандартам рекомендуется руководствоваться как и при прямой контакте, так и по телефону, электронной почте независимо от обстоятельств.
Учитывая, что гражданские служащие вне зависимости от государственного органа, в котором они замещают должности гражданской службы, объединены едиными обязательствами по прохождению гражданской службы, при взаимодействии друг с другом необходимо:
-
оказывать поддержку и содействие в рамках соблюдения установленных законодательством Российской Федерации запретов и ограничений; -
проявлять уважение, исключая обращения на «ты» без взаимного согласия; -
соблюдать субординацию; -
самостоятельно осуществлять свои должностные обязанности, исключая перекладывания своей работы на коллег; -
проявлять сдержанность и стрессоустойчивость; -
не допускать обсуждения личных и профессиональных качеств гражданских служащих в коллективе; -
не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы; -
оказывать содействие в формировании взаимопонимания, взаимопомощи и доброжелательности в коллективе.
Руководителям государственных органов рекомендуется также определить рекомендации по поведению гражданских служащих во внеслужебное время, в том числе в социальных сетях, которые должны способствовать позитивному восприятию обществом деятельности гражданских служащих и репутации самого гражданского служащего.
Всё вышеперечисленное основывается на пункте 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8.
Далее согласно Методике, профессиональной культуре государственного гражданского служащего свойственна своя внутренняя структура. Первым структурным элементом и связующим звеном профессиональной культуры государственных гражданских служащих можно назвать систему складывающихся профессиональных ценностей.
Реализация ценностей профессионализма и компетентности гражданских служащих не представляется возможным без