Файл: ВАВИЛОНСКАЯ ДЕРЖАВА хамурапи.pdf

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 523

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тема: ВОЗВЫШЕНИЕ ВАВИЛОНИИ. ВАВИЛОНСКАЯ ДЕРЖАВА 

ЦАРЯ ХАММУРАПИ 

 

План: 
1. Месопотамия в период политической раздробленности (XX—XIX вв. до н.э.) 

2.Объединение Месопотамии при Хаммурапи. 

3.Обустройство державы. Законы Хаммурапи. 

4.Законы Хаммурапи. 

5.Экономическая политика. 

6.Социальная политика Хаммурапи. 

7.Вавилония после Хаммурапи (XVII —XVI вв. до н.э.). 

8.Вавилония при касситах (XVI — XII вв. до н.э.) 

 

1.  Месопотамия  в  период  политической  раздробленности  (XX—XIX  вв. 

до  н.э.)  Возникшие  на  развалинах  объединенного  Шумеро-Аккадского  царства 
мелкие  государственные  образования  непрерывно  вели  междоусобную  борьбу:  одни 
— за лидерство в своем небольшом регионе, другие за свое существование. Эта борьба ос-
ложнялась серьезными этническими противоречиями и вмешательством других царств. 

Нашествие  аморитских  скотоводов  привело  в  Месопотамию  многочисленную 

группу  западносемитских  племен.  Оккупация  Эламом  южных  областей  (Шумер) 
поставила их под власть эламитов. На северных территориях Месопотамии проживали хур-
риты и племена восточносемитской семьи. Каждый из этих этносов опирался на собственное 
государственное образование со своими столицами и местными династиями. В XX в. до н.э. 
среди  этих  царств  выделялись  династии  в  городе  Ларса  в  Шумере,  где  утвердились 
эламиты,  и  в  городе  Исин  -  в  Аккаде,  где  правили  амориты.  В  XIX  в.  до  н.э.  начали 
усиливаться новые государства с центрами в городе Мари в среднем течении Евфрата и в 
городе Эшнунна, расположенном на одном из притоков Тигра. 

В северовосточной части Месопотамии на реке Тигр началось возвышение города 

Ашшур.  Среди  этих  более  или  менее  крупных  государств,  ведущих  между  собой 
многочисленные войны, находилось небольшое и маловлиятельное княжество с центром в 
городке Баб-или («Врата бога»), где утвердилась одна из аморейских династий, основанная 
в  1895  г.  до  н.э.  неким  Сумуабумом,  о  котором  мало  что известно. По всей вероятности, 
правители  городка  Баб-или  (греческое  название  Вавилон)  с  трудом  отстаивали  свое 
независимое  существование  во  взаимных  войнах  с  более  сильными  соседями,  умело 
лавируя  среди  борющихся царств. Однако,  как показало будущее, именно из этого не-
большого княжества началось мощное движение к новому объединению всей Месопотамии, 
а  городок  Бабили  превратился  в  один  из  крупнейших  и  красивейших  городов  всего 
Ближнего Востока — великий Вавилон. 

Наибольшие успехи в объединении всей Месопотамии и создании новой великой 

державы  связаны  с  неутомимой  деятельностью  шестого  царя  вавилонской  династии 
Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н.э.). 

2.  Объединение  Месопотамии  при  Хаммурапи.  Хаммурапи  унаследовал 

самостоятельное,  достаточно  прочное  государство.  Однако  в  число  политических  лидеров 
Месопотамии  оно  не  входило.  Для  проведения  своей  политики  Хаммурапи  избрал 
хитроумную стратегию союзов с одними государствами в борьбе против других. В самом 
начале  своего  правления  он  заключил  союз  с  сильной  Ларсой,  захватил  города  Урук  и 
Исин  и  утвердился  в  самом  центре  Месопотамии,  что  позволило  ему  контролировать 
ситуацию во всей стране. Стремясь закрепиться в стратегически важном районе, Хаммурапи 


background image

построил  магистральный  канал,  названный  им  Нар-Хаммурапи,  который  позволил  рас-
ширить сельскохозяйственные площади в самом центре Месопотамии. Следующим этапом его 
политики  стало  завоевание  южных  областей,  захваченных  эламитами,  с  которыми  Хам-
мурапи  находился  в  союзных  отношениях.  Заключив  союз  с  царем  города  Мари 
Зимрилимом,  Хаммурапи  обрушился  на  эламитов,  своих  недавних  союзников,  изгнал 
их из пределов Шумера, присоединив Ларсу к своим владениям. Таким образом, к 31-
му году своего правления Хаммурапи удалось объединить Шумер и Аккад и восстановить 
единство всей Месопотамии. Однако его завоевательные планы на этом не закончились. Став 
правителем  объединенной  Месопотамии,  Хаммурапи  решил  разгромить  своего  давнего 
союзника — правителя сильного и влиятельного царства Мари. Вавилонский царь под тем 
предлогом, что Зимрилим не оказал ему помощь при завоевании Эшнунны, обратил свое 
оружие  против  недавнего  союзника.  Город  Мари  был  взят  и  разрушен,  великолепный 
царский  дворец  (его  остатки  исследовали  археологи)  был  сожжен,  само  царство  Мари 
прекратило свое существование. Все обширные владения этого государства вошли в состав 
державы Хаммурапи. Все области Сирии и Финикии, которые поддерживали торговые связи 
с  Мари,  стали  зоной  политического  и  торгового  влияния  вавилонского  царя.  Развивая 
свой успех в северном направлении, Хаммурапи захватил территории вдоль долины Тигра 
вплоть до города Ниневия, распространив свою власть на княжество Ашшур. 

Располагая  огромными  ресурсами  объединенной  Месопотамии,  Хаммурапи  не 

представляло  большого  труда  подчинить  себе  и  Элам  —  область  древней  культуры, 
богатую  полезными  ископаемыми  (особенно  медью),  через  которую  проходили 
оживленные пути в Южный Иран вплоть до Индии. 

К концу своего 42-летнего правления Хаммурапи из  рядового царька одного из 

небольших государств превратился в могущественного правителя великой державы — как 
было сказано в его титуле «царь четырех стран света». 

3.  Обустройство  державы.  Законы  Хаммурапи.  Оказавшись  во  главе  такой 

огромной державы, состоявшей из многих, ранее независимых царств, княжеств, крупных и 
мелких городов, Хаммурапи приступил к ее организации. Суть этой организации — при-
дать  прочность  своему  государству,  найти  такие  механизмы,  которые  позволили  бы 
превратить ее отдельные части в некое органическое целое. Для решения этой трудной задачи 
Хаммурапи  действовал  в  трех  направлениях:  централизация  власти  в  руках  царя  и  его 
бюрократического аппарата; создание единой ирригационной системы, объединяющей 
всю хозяйственную жизнь; проведение взвешенной социальной политики, направленной 
на  предупреждение  острых  конфликтов.  От  времен  Хаммурапи  дошло  большое 
количество  разнообразных  документов,  среди  которых  особое  значение  имеет  его 
знаменитый  сборник  законов,  которые  позволяют  определить  конкретные  формы 
реализации тех трех направлений. 

Централизация  власти  предполагала  проведение  различных  мер.  Ранее 

самостоятельные царства, такие как Мари, Ларса, Эшнунна, превратились в наместничества, 
во  главе  которых  были  поставлены  царские  чиновники,  назначаемые  из  Вавилона. 
Местные династии прекратили свое существование. Однако в некоторых других областях, 
таких как Ассирия или Элам, управляли представители местной элиты. В города Шумера и 
Аккада,  такие  как  Ур,  Урук,  Сиппар  или  Ниппур,  назначались  наместники  из  центра, 
подчинявшиеся непосредственно Вавилону. На уровне сельских поселений сохранялось 
местное общинное самоуправление, т.е. ими управляли Совет старейшин, главы зажиточных 
домов. Этот совет действовал под контролем соответствующего наместника. Наверху управлен-
ческой  пирамиды  стоял  «царь  четырех  стран  света»,  находившийся  в  Вавилоне,  и 
назначаемый  им  бюрократический  аппарат.  Дошедшая  до  нас  переписка  Хаммурапи 
показывает,  как  глубоко  он  вникал  во  многие  дела  даже  местного  управления, 
сохранились даже ответы царя на письма частных лиц. 

Очень важное значение Хаммурапи придавал организации судебной системы. Во 


background image

всей  державе  было  введено  единообразное  судопроизводство.  Во  все  большие  города,  где 
раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи 
из  числа  чиновников,  подчиненных  непосредственно  царю.  Сам  Хаммурапи 
рассматривался как носитель высшей судебной власти. 

Под  контроль  царской  администрации  были  поставлены  обширные  храмовые 

округа, ранее пользующиеся самостоятельностью. Существовавшие ранее армии независимых 
царств  Исина,  Мари,  Ларсы  были  распущены  и  создана  единая  вавилонская  армия, 
подчинявшаяся  непосредственно  «царю  четырех  стран  света».  Она  состояла  из 
тяжеловооруженных  воинов  и  легковооруженных  бойцов  (редум  и  баирум),  которые 
получали за службу надел из царского земельного фонда, который нельзя было продать или 
заложить. 

Таким  образом,  все  нити  государственного  управления  сходились  в  царский 

дворец, а его правитель эффективно контролировал положение в огромной державе. 

4.Законы  Хаммурапи.  Мощным  средством  упорядочивания  отношений  в 

Вавилонии  стали  разработка  и  издание  общегосударственного  законодательства  — 
знаменитого  «Сборника  законов  царя  Хаммурапи».  Этот  замечательный  памятник 
древневосточной юридической  мысли  был  обнародован  в  самом  конце  бурной  деятель-
ности Хаммурапи. Оригинал законов Хаммурапи был высечен на высоком (3-метровом) 
массивном столбе из черного базальта и выставлен на центральной площади Вавилона. С 
него  были  сделаны  копии,  которые  установили  в  крупных  городах.  Текст  законов 
Хаммурапи состоял из обширного введения, 282 статей собственно законов и большого 
заключения.  Во  введении  торжественно  провозглашалась  основная  цель  внутренней 
политики царя:  утвердить справедливость и порядок, подчеркнуть  божественность царской 
власти  и  ее  благодатность  для  народа.  В  пространном  заключении  еще  раз  констатировались 
благородные  цели  царской  политики,  благосклонность  богов  к  действиям  царя, 
перечислялись грозные проклятия тем, кто будет нарушать эти справедливые законы. 

Особо  важное  значение  для  понимания  внутренней  политики  Хаммурапи имеют 

сами статьи законов. Все 282 статьи можно разделить на несколько частей: § 1-5 посвящены 
проблемам  осуществления  правосудия;  §  6-25  —  охране  царской  собственности, 
владений  храмов,  общинников  и  царских  работников;  §  26-41  —  регулированию 
имущественных  отношений  среди  воинов;  §  42-50  —  операциям  с  недвижимостью  и 
возникающими правонарушениями. Целых 56 статей посвящены регулированию различных 
торговых  и  коммерческих  операций.  Значительная  часть  сборника  регулирует  семейные 
отношения (ст. 127-195) и различные сделки с движимым имуществом, включая арендные 
отношения (ст. 215-282). Несколько меньше затрагивались вопросы уголовного права (в 
частности, наказания за умышленные и неумышленные телесные повреждения). Анализ 
богатого  содержания  статей  законов  Хаммурапи  позволяет  составить  довольно  полную 
картину  экономической  жизни  и  общественных  отношений  вавилонского  общества, 
выявить главные направления внутренней политики Хаммурапи. 

5.Экономическая  политика.  Экономическая  политика  Хаммурапи  была 

направлена  на  поощрение  различных  отраслей,  и  прежде  всего  ирригационного 
высокодоходного  земледелия.  Особенно  много  внимания  уделялось  восстановлению  и 
расширению  ирригационной  системы.  Обширный  штат  чиновников,  начиная  с  высших 
звеньев  и  до  городского  начальника,  занимался  ее  организацией.  На  все  население 
страны  налагалась  ирригационная  повинность,  за  уклонение  от  которой  виновные 
привлекались  к  ответственности  вплоть  до  смертной  казни.  На  каждую  общину,  каждое 
поселение была возложена обязанность поддерживать в рабочем состоянии выделенные им 
участки  местной ирригационной системы. Особенно масштабные работы были проведены 
при прорытии грандиозного канала, ставшего своего рода центром всей ирригационной 
системы  в  Центральной  Вавилонии  и  получившего  название  «Река  Хаммурапи»: 
«богатство  народа  приносившее  изобилие  воды  Шумеру  и  Аккаду».  Четкая  организация 


background image

обширной ирригационной системы обеспечила высокий уровень сельскохозяйственного 
производства. 

Династия Хаммурапи вела свое происхождение из среды амореев, скотоводов-

кочевников.  Оказавшись  на  вавилонском  престоле,  династия,  естественно,  не  могла  не 
покровительствовать  скотоводству  в  своей  стране,  которое  органически  дополняло 
зерновое  земледелие,  придавая  вавилонскому  сельскому  хозяйству  гармоническое 
развитие. 

Высокий  уровень  сельского  хозяйства  обеспечивал  Вавилонию  большим 

количеством  товарной  продукции:  зерна,  фиников,  сезамного  (кунжутного)  масла, 
шерсти. В свою очередь, Вавилония нуждалась в металлах, строительном дереве, камне, а ее 
придворная знать — в предметах роскоши. Создавались хорошие предпосылки для развития 
торговых связей Вавилонии с Эламом (изобилующим медью), Сирией, Финикией, Малой 
Азией  (серебро, строительный камень, ценные породы  дерева).  Далеко  не  случайно  76 
статей из 282 законов Хаммурапи посвящены регулированию различных коммерческих  и 
торговых операций. 

Общему  экономическому  подъему  Вавилонии  при  династии  Хаммурапи 

способствовала  существенная  переориентация  общей  экономической  политики. 
Аморейская  династия  отказалась  от  жесткого  огосударствления  хозяйства,  тотального 
контроля  за  всей  хозяйственной  деятельностью  в  стране,  всеобщего  господства  царских 
поместий,  повсеместного  сокращения  частного  сектора.  Свод  законов  Хаммурапи 
продемонстрировал  пересмотр  прежней  политики.  Это  проявилось  в  разукрупнении 
громадных  царских  хозяйств,  передаче  их  в  аренду  частным  лицам,  получившим 
возможность заниматься частной предпринимательской деятельностью. Поощрялись частная 
розничная и даже некоторые сферы оптовой торговли, что привело к общему  оживлению 
коммерческой  деятельности,  появлению  новых  видов  договоров,  расширению 
коммерческого  кредита  и  коммерции.  Оживление  частной  предпринимательской 
деятельности  привело  к  движению  капиталов,  обогащению  одних  и  разорению  других,  в 
частности  к  росту  общей  задолженности  в  стране,  распространению  долгового  рабства. 
Царская  власть,  однако,  контролировала  процесс  имущественного  расслоения,  сдерживая 
аппетиты богатых кредиторов, защищая интересы попавших в кабалу должников. 

6. Социальная политика Хаммурапи. Вавилонская держава Хаммурапи  была 

составлена  из  разнородных  частей,  среди  которых  были  богатые  и  культурные  города 
Шумера и Аккада, слабо развитые княжества верхнего Тигра и горных областей Загроса, 
кочевники-скотоводы,  обитатели  обширной  Сирийско-Месопотамской  степи.  Эти 
обстоятельства  обусловили  сложную  социальную  структуру  Вавилонии,  чреватую 
скрытыми  конфликтами,  которые  могли  представлять  опасность  для  государственного 
единства  и  социального  спокойствия.  Проницательный  политик  Хаммурапи  это 
прекрасно  понимал.  Его  социальная  политика  была  направлена,  с  одной  стороны,  на 
сглаживание  существующих  конфликтов,  а  с  другой  —  на  поддержку  тех  социальных 
слоев, на которые он мог опираться. Это особенно ярко проявилось в сборнике его законов. 
Уже  в  самом  введении  этого  сборника  Хаммурапи  заявил  о  справедливости,  об 
общественном  благе,  заботе  о  вдовах,  сиротах,  бедняках,  об  их  защите  перед  лицом 
общественного  насилия.  Статьи  законов  дополнялись  так  называемыми  «указами  о 
справедливости»,  издававшимися  каждые  5-7  лет,  в  которых  аннулировались  сделки, 
заключенные  на  основе  кабальных  соглашений,  долговые  рабы  освобождались  от 
рабства, а их имущество возвращалось. По закону долговое рабство ограничивалось тремя 
годами,  а  обращение  с  долговым  рабом  должно  было  быть  гуманным.  Обеспечивалось 
содержание,  поддерживалась  честь  и  достоинство  вдов  и  сирот.  Специальные  статьи 
ограничивали произвол ростовщиков, запрещая им самим забирать имущество должника, 
сокращалась процентная ставка. 

Важной  мерой  регулирования  сложных  социальных  отношений  в  огромной 


background image

державе было законодательное определение прав и обязанностей разных классов. Вместо 
многочисленных  социальных  групп,  существовавших  в  разных  частях  державы  до  их 
завоевания,  по  законам  Хаммурапи  вводилось  единообразное  разделение  общества  на 
территории  всей  державы.  Закон  выделил  права  и  обязанности  таких  слоев:  свободные 
полноправные граждане - авилум, свободные неполноправные работники царских и хра-
мовых хозяйств - мушкенум и класс рабов - вардум  (он включал как рабов в прямом 
смысле  слова,  так  и  временных  рабов,  кабальных  должников).
  Четкое  определение 
закрепленных в законе прав и обязанностей каждого слоя, единообразие социальных от-
ношений  упорядочивало  сложную  структуру,  позволяло  царской  власти  эффективно 
контролировать общественную ситуацию. 

В  целом  благоприятное  экономическое  развитие,  взвешенная  социальная 

политика,  военное  могущество  создавали  основу  для  процветания  Вавилонии  при 
династии Хаммурапи, превратили ее в одну из великих держав Передней Азии. 

7.  Вавилония  после  Хаммурапи  (XVII  XVI  вв.  до  н.э.).  Правление 

энергичного  и  мудрого  Хаммурапи  стало  периодом  процветания  Вавилонской державы. 
Его  ближайшие  наследники  поддержали  высокий  авторитет  державы,  однако  с  течением 
времени  государству  приходилось  сталкиваться  с  новыми  трудностями.  В  центральной 
части  гор  Загроса  происходило  усиление  племенного  союза  касситов,  которые  начали 
опустошать восточные границы Вавилонии, отделился удаленный Ашшур, где усилилась 
местная  династия.  Новая  держава  Митанни  захватила  северо-западные  области,  прервав 
торговые пути с Сирией и Малой Азией. На далеком юге, вдоль побережья Персидского 
залива,  образовалось  местное  княжество,  которое  претендовало  на  Шумер.  С  большим 
трудом  вавилонским  царям  приходилось  отстаивать  единство  державы.  Особенно 
опасными  с  XVI  в.  до  н.э.  стали  нападения  воинственных  касситов.  От  отдельных 
грабительских  набегов  они  перешли  к  систематическому  захвату  северо-восточных 
территорий и оседанию на них, а у правителей этой страны не было сил, чтобы изгнать их 
оттуда. 

Развязка наступила  в начале XVI в. до н. э. В 1595 г. до н. э. армия хеттского царя 

Мурсили  I  из  Малой  Азии  напала  на  Вавилон,  разгромила  вавилонское  войско  и 
разграбила великий город. Это был страшный удар, от которого последний представитель 
династии  Хаммурапи,  царь  Самсуди-тана,  не  смог  оправиться.  Разгромом  Вавилона  и 
гибелью  династии  Хаммурапи  воспользовались  воинственные  касситы.  Они  легко 
овладели  разрушенной  столицей,  захватили  страну  и  основали  свою  собственную 
(касситскую) династию. Начался новый период исторического развития Вавилонии. 

8.  Вавилония  при  касситах  (XVI  —  XII  вв.  до  н.э.)  Многочисленный  пле-

менной союз касситов сложился в горах Центрального Загроса. Касситы переживали период 
распада родовых отношений, в их среде начинали формироваться раннеклассовое общество 
и первичная государственность. Соседство с высокой культурой Месопотамии, с Вавилонской 
державой  Хаммурапи  способствовало  укреплению  их  государственности,  общему  про-
цессу социально-экономического развития. Как этническая общность касситы отличались от 
шумеров, эламитов, семитских племен и представляли собой особую культурно-языковую 
семью.  Они  проживали  в  горах  или  занимались  полукочевым  скотоводством  и 
примитивным земледелием. Хотя касситы стояли на более- низкой стадии общественного 
развития,  они  имели  сильную  военную  организацию.  Касситы  к  XVIII  в.  до  н.э. 
приручили  дикую  лошадь  и  стали  использовать  ее  в  военном  деле:  колесницы, 
запряженные  лошадьми,  стремительно  врывались  в  ряды  противника,  нанося  ему 
большой урон. 

Касситы стали тревожить восточные границы Вавилонии еще при Хаммурапи. При 

его  слабых  преемниках  они  стали  постоянно  проникать  в  слабозащищенные  северо-
восточные районы страны и там оседать. В одном из таких анклавов касситскии вождь Гандаш 
в  1735  г.  до  н.э.  основал  свою  династию  и  полусамостоятельное  княжество.  Однако