Файл: Информация о преподавателе учебной дисциплины Фамилия, имя, отчество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Информация о преподавателе учебной дисциплины
Фамилия, имя, отчество | Давлетова Гульмира Амангельдиевна |
Должность | Ассоцированный профессор |
Ученая (академическая) степень | Кандидат исторических наук |
Ученое звание | Ассоцированный профессор |
Электронный адрес | davletova.gulmira@atu.kz |
Местоположение кафедры (корпус, кабинет) | Корпус 2 «б», ауд. 430 |
Телефон кафедры | 107, 108 |
2 Характеристика учебной дисциплины
2.1 Цель изучения дисциплины:
Цель дисциплины – формирование объективного представления об истории Казахстана.
2.2 Задачи изучения дисциплины:
1) Выявить особенности становления кочевой цивилизации и государственности на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.).
2) Проанализировать исторические предпосылки и этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных народов Центральной Азии (XIII-XV вв.).
3) Раскрыть особенности исторического развития Казахстана в новое время (XVIII - начало ХХ вв.).
4) Дать объективную оценку роли Казахстана в составе советской административно-командной системы.
5) Проанализировать государственную стратегию развития современного этапа развития Казахстана.
2.3 Результаты обучения по дисциплине:
По итогам освоения программы обучающийся обладает следующими результатами обучения:
-
Демонстрировать знания истории Казахстана с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины мирового развития. -
Анализировать явления прошлого и современности Казахстана с позиции историзма, диалектического понимания многомерности и противоречивости исторических процессов; -
Обладать способностью всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных исторических и современных источников, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и в настоящем. -
Обладать уважительным отношением к отечественной и мировой истории и культуре, стремлением сохранять и приумножать достояние материальной и духовной культуры человечества.
3 Пререквизиты
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, приобретённые при изучении следующих дисциплин: История Казахстана. Всемирная история (школьная программа)
4 Постреквизиты
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин:: «Fil 2111 – Философия», «Pol 2107-Политология», «Soc 2104- Социология», «OP 2109- Основы права».
5 Структура и содержание модулей и модульных единиц
5.1 Трудоемкость модулей и модульных единиц дисциплины
Недели | Наименование модулей и модульных единиц дисциплины | Всего часов | Аудиторная работа по видам занятий | Внеаудиторная работа (СРО) | ||||
Л | ПЗ | ЛЗ | СРОП | |||||
|
| 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
1 | Доисторическая эволюция человека. Предпосылки формирования кочевой цивилизации периода древней металлургии. | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
| Блок 2. Тюркская цивилизация и Великая степь. | 30 | 6 | 3 | - | 3 | 18 | |
2 | Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии до монгольского периода. | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
3 | Великая степь в период Золотой Орды (XIII-XVвв.) | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
4 | Образование казахской народности. Этноним «казах». Казахские жузы | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
| Блок 3. Казахстан в эпоху нового времени (XVIII - начало ХХ вв.) | 40 | 8 | 4 | - | 4 | 24 | |
5 | Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой половине XVIII века | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
6 | Земельный вопрос | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
7 | Культура Казахстана (XVIII – начало ХХ в.). | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
8 | Движение "Алаш" и идея национального государства. | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
| Блок 4 Казахстан в составе советской административно-командной системы | | | | | | | |
9 | Казахстан в годы гражданско-политического противоречия | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
10 | Реализация советской модели государственного строительства | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
11 | Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине ХХ века | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
12 | Казахстан в годы перестройки | 10 | 2 | 1 | | 1 | 6 | |
| Блок 5 Казахстан в мировом сообществе (1991-2022 гг.)) | 30 | 6 | 3 | - | 3 | 18 | |
13 | Провозглашение независимости Казахстана. | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
14 | Общественно-политическое и духовное развитие. | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
15 | Внешняя политика и международные отношения Республики Казахстан | 10 | 2 | 1 | - | 1 | 6 | |
| ИТОГО: | 150 | 30 | 15 | - | 15 | 90 |
5.2 Содержание модулей дисциплины
План лекционных занятий
БЛОК 1. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1.1. Доисторическая эволюция человека
План:
1. Территория Казахстана – один из очагов формирования «homo ѕаріепѕ».
2. Предпосылки формирования кочевых цивилизаций в период древней металлургии.
3. Этнополитическая и социальная история племен железного века.
4. Начальный этап становления государственности, взаимоотношения кочевой и оседлой культуры на территории Великого Шелкового пути.
БЛОК 2. ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ
2.1. Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии до монгольского периода-2 академ. ч.
План:
1. Развитие кочевых государственных и культурных традиций древнетюркского периода.
2. ІХ-ХІІ вв. Тюркский фактор в этнополитической истории Казахстана.
3. Тюркская цивилизация и Великий Шелковый путь.
2.2. Великая Степь в золотоордынский период (XIII-XV вв.) - 2 академ.ч.
План:
1. Чингисхан и создание Монгольской империи.
2. История Золотой Орды.
2. XIV-XV вв. Средневековые государства.
2.3. Становление казахского народа. Этноним "казах". Казахские жузы - 2 Академ.ч.
План:
1. Исторические предпосылки становления казахского народа. Этноним "казах". Казахские жузы.
2. Казахское ханство в XV-XVI вв.
3. Казахское ханство в XVII начале XVIII в.
4. Культура казахов в XIV – начале XVIII вв.
Блок 3. Казахстан в эпоху нового времени (XVIII - начало ХХ вв.)
3.1. Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой половине XVIII века –
2 академ.ч.
План:
1. Казахстан в системе международных отношений с Российской империей, среднеазиатскими ханствами, Башкирией, Калмыцким ханством.
3. Образование Джунгарского ханства: стратегия завоевательной политики джунгар. Годы "Актабан шубырынды", "Алкакол сулама".
3. Начало колониальной эпохи в Казахстане.
4. Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя четверть XVIII – начало ХХ веков)
3.2. Земельный вопрос-2 академ. ч.
План:
1. Строительство пограничных линий, изъятие земель. Военно-казачья колонизация: Уральское, Оренбургское, Сибирское казачьи войска.
2. Социальная структура кочевого общества.
3. Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма.
3.3. Культура Казахстана (XVIII – начало ХХ в.) - 2 академ. ч.
План:
1. Казахское устное творчество.
2. Музыкальное творчество и казахская литература.
2. Исследование Казахстана европейскими и российскими учеными.
3. Периодическая печать. А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов и общероссийское мусульманское движение.
3.4. Движение "Алаш" и идея национального государства – 2 академ. ч.
План:
1. Формирование национальной интеллигенции
2. Движение "Алаш" и национальная идея
3. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан.
4. Создание партии «Алаш».
БЛОК 4. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СОВЕТСКОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ
4.1. Казахстан в годы гражданско-политического противоречия - 2 академ.ч.
План:
1. Октябрьский певорот в России и политическая жизнь Казахстана. Установление советской власти.
2. Казахский край – противоборство "белых" и "красных". Политика «военного коммунизма».
4. Действия казахской национальной армии правительства Алаш Орды и ее амнистия.
5. Содержание НЭП и особенности ее проведения.
6. Объединение казахских земель в составе Казахской АССР.
4.2. Реализация советской модели государственного строительства -2 академ.ч.
План:
1. Идея "Малого Октября" Ф.И. Голощекина: суть и последствия.
2. Особенности индустриализации в Казахстане.
3. Методы и темпы коллективизации.
4. Сталинские репрессии, их масштабы и тяжелые последствия.
5. Создание советской системы образования.
6. Казахстан в годы Второй мировой войны
4.3. Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине ХХ века - 2 академ.ч.
План:
1. Казахстан в послевоенные годы.
2. Казахстан в годы «оттепели» Н. С. Хрущева
3. Казахстан в годы «застоя» Л. И. Брежнева
4. Возрождение национального сознания казахов: «Жас Тулпар» и другие неформальные организации, первые казахские диссиденты.
5. Экологический кризис.
4.4. Политика «перестройки» в Казахстане – 2 академ.ч.
План:
1. Реформы М.С. Горбачева. Казахстан в годы «перестройки».
2. Деятельность Д. А. Кунаева.
3. Декабрьские события 1986 года.
4. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.