Файл: Информация о преподавателе учебной дисциплины Фамилия, имя, отчество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1. Информация о преподавателе учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Давлетова Гульмира Амангельдиевна

Должность

Ассоцированный профессор

Ученая (академическая) степень

Кандидат исторических наук

Ученое звание

Ассоцированный профессор

Электронный адрес

davletova.gulmira@atu.kz

Местоположение кафедры (корпус, кабинет)

Корпус 2 «б», ауд. 430

Телефон кафедры

107, 108


2 Характеристика учебной дисциплины
2.1 Цель изучения дисциплины:

Цель дисциплины – формирование объективного представления об истории Казахстана.

2.2 Задачи изучения дисциплины:

1) Выявить особенности становления кочевой цивилизации и государственности на территории Великой степи (III век до н.э. – II век н.э.).

2) Проанализировать исторические предпосылки и этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных народов Центральной Азии (XIII-XV вв.).

3) Раскрыть особенности исторического развития Казахстана в новое время (XVIII - начало ХХ вв.).

4) Дать объективную оценку роли Казахстана в составе советской административно-командной системы.

5) Проанализировать государственную стратегию развития современного этапа развития Казахстана.

2.3  Результаты обучения по дисциплине:

По итогам освоения программы обучающийся обладает следующими результатами обучения:

  1. Демонстрировать знания истории Казахстана с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины мирового развития.

  2. Анализировать явления прошлого и современности Казахстана с позиции историзма, диалектического понимания многомерности и противоречивости исторических процессов;

  3. Обладать способностью всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных исторических и современных источников, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и в настоящем.

  4. Обладать уважительным отношением к отечественной и мировой истории и культуре, стремлением сохранять и приумножать достояние материальной и духовной культуры человечества.


3 Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, приобретённые при изучении следующих дисциплин: История Казахстана. Всемирная история (школьная программа)

4 Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин:: «Fil 2111 – Философия», «Pol 2107-Политология», «Soc 2104- Социология», «OP 2109- Основы права».

5 Структура и содержание модулей и модульных единиц

5.1 Трудоемкость модулей и модульных единиц дисциплины


Недели

Наименование модулей и модульных единиц дисциплины

Всего часов

Аудиторная работа по видам занятий

Внеаудиторная работа (СРО)

Л

ПЗ

ЛЗ

СРОП




Блок 1 Древние люди и становление кочевой цивилизации




10

2

1

-

1

6

1

Доисторическая эволюция человека. Предпосылки формирования кочевой цивилизации периода древней металлургии.

10

2

1

-

1

6




Блок 2. Тюркская цивилизация и Великая степь.

30

6

3

-

3

18

2

Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии до монгольского периода.

10

2

1

-

1

6

3

Великая степь в период Золотой Орды (XIII-XVвв.)

10

2

1

-

1

6

4

Образование казахской народности. Этноним «казах». Казахские жузы 

10

2

1

-

1

6




Блок 3. Казахстан в эпоху нового времени (XVIII - начало ХХ вв.)

40

8

4

-

4

24

5

Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой половине XVIII века

10

2

1

-

1

6

6

Земельный вопрос

10

2

1

-

1

6

7

Культура Казахстана (XVIII – начало ХХ в.).

10

2

1

-

1

6

8

Движение "Алаш" и идея национального государства.

10

2

1

-

1

6




Блок 4 Казахстан в составе советской административно-командной системы



















9

Казахстан в годы гражданско-политического противоречия

10

2

1

-

1

6

10

Реализация советской модели государственного строительства

10

2

1

-

1

6

11

Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине ХХ века

10

2

1

-

1

6

12

Казахстан в годы перестройки

10

2

1




1

6




Блок 5 Казахстан в мировом сообществе (1991-2022 гг.))

30

6

3

-

3

18

13

Провозглашение независимости Казахстана.

10

2

1

-

1

6

14

Общественно-политическое и духовное развитие.

10

2

1

-

1

6

15

Внешняя политика и международные отношения Республики Казахстан

10

2

1

-

1

6




ИТОГО:

150

30

15

-

15

90


5.2 Содержание модулей дисциплины
План лекционных занятий
БЛОК 1. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.1. Доисторическая эволюция человека

План:

1. Территория Казахстана – один из очагов формирования «homo ѕаріепѕ».

2. Предпосылки формирования кочевых цивилизаций в период древней металлургии.

3. Этнополитическая и социальная история племен железного века.

4. Начальный этап становления государственности, взаимоотношения кочевой и оседлой культуры на территории Великого Шелкового пути.
БЛОК 2. ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ

2.1. Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии до монгольского периода-2 академ. ч.

План:

1. Развитие кочевых государственных и культурных традиций древнетюркского периода.

2. ІХ-ХІІ вв. Тюркский фактор в этнополитической истории Казахстана.

3. Тюркская цивилизация и Великий Шелковый путь.
2.2. Великая Степь в золотоордынский период (XIII-XV вв.) - 2 академ.ч.

План:

1. Чингисхан и создание Монгольской империи.

2. История Золотой Орды.

2. XIV-XV вв. Средневековые государства.
2.3. Становление казахского народа. Этноним "казах". Казахские жузы - 2 Академ.ч.

План:

1. Исторические предпосылки становления казахского народа. Этноним "казах". Казахские жузы.

2. Казахское ханство в XV-XVI вв.

3. Казахское ханство в XVII начале XVIII в.

4. Культура казахов в XIV – начале XVIII вв.
Блок 3. Казахстан в эпоху нового времени (XVIII - начало ХХ вв.)

3.1. Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой половине XVIII века –

2 академ.ч.

План:

1. Казахстан в системе международных отношений с Российской империей, среднеазиатскими ханствами, Башкирией, Калмыцким ханством.

3. Образование Джунгарского ханства: стратегия завоевательной политики джунгар. Годы "Актабан шубырынды", "Алкакол сулама".

3. Начало колониальной эпохи в Казахстане.

4. Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя четверть XVIII – начало ХХ веков)
3.2. Земельный вопрос-2 академ. ч.

План:

1. Строительство пограничных линий, изъятие земель. Военно-казачья колонизация: Уральское, Оренбургское, Сибирское казачьи войска.

2. Социальная структура кочевого общества.

3. Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма.

3.3. Культура Казахстана (XVIII – начало ХХ в.) - 2 академ. ч.

План:

1. Казахское устное творчество.

2. Музыкальное творчество и казахская литература.

2. Исследование Казахстана европейскими и российскими учеными.

3.  Периодическая печать. А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов и общероссийское мусульманское движение.

3.4. Движение "Алаш" и идея национального государства – 2 академ. ч.

План:

1. Формирование национальной интеллигенции

2. Движение "Алаш" и национальная идея

3. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан.

4. Создание партии «Алаш».
БЛОК 4. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СОВЕТСКОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ
4.1. Казахстан в годы гражданско-политического противоречия - 2 академ.ч.

План:

1. Октябрьский певорот в России и политическая жизнь Казахстана. Установление советской власти.

2. Казахский край – противоборство "белых" и "красных". Политика «военного коммунизма».

4. Действия казахской национальной армии правительства Алаш Орды и ее амнистия.

5. Содержание НЭП и особенности ее проведения.

6. Объединение казахских земель в составе Казахской АССР.
4.2. Реализация советской модели государственного строительства -2 академ.ч.

План:

1. Идея "Малого Октября" Ф.И. Голощекина: суть и последствия.

2. Особенности индустриализации в Казахстане.

3. Методы и темпы коллективизации.

4. Сталинские репрессии, их масштабы и тяжелые последствия.

5. Создание советской системы образования.

6. Казахстан в годы Второй мировой войны
4.3. Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине ХХ века - 2 академ.ч.

План:

1. Казахстан в послевоенные годы.

2. Казахстан в годы «оттепели» Н. С. Хрущева

3. Казахстан в годы «застоя» Л. И. Брежнева

4. Возрождение национального сознания казахов: «Жас Тулпар» и другие неформальные организации, первые казахские диссиденты.

5. Экологический кризис.


4.4. Политика «перестройки» в Казахстане – 2 академ.ч.

План:

1. Реформы М.С. Горбачева. Казахстан в годы «перестройки».

2. Деятельность Д. А. Кунаева.

3. Декабрьские события 1986 года.

4. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.