Файл: Конспект лекций междисциплинарного курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
UOW),возможно,на текущей диаграмме,но не обязательно.Если всеUOWцикла присутствуют на текущей диаграмме, цикл может также изображаться стрелкой, возвращающейся на стартовую UOW. GOTO может ссылаться на перекресток.

UOB–экземпляр другого,ранее определенногоUOB,выполняется вопределенной точке. Например, UOB "Контроль качества" может быть использован в процессе "Изготовление редуктора" несколько раз, после каждой единичной операции.
SCENARIO–название сценария.Эта ссылка означает,что должна бытьпроизведена активизация всех декомпозиций указанного сценария.

TS (Transition Schematic) –переход на схему.Это ссылка на соответствующую диаграмму, т. е. процесс, на который ссылаются, должен быть инициализирован.

NOTE(примечание)используется для документирования информации,относящейся к каким-либо графическим объектам на диаграмме. Элемент «примечание» может использоваться как в диаграммах описания процесса, так и объектных диаграммах OSTN. Этот элемент может быть применен к функциональному элементу UOW, перекрестку, связи, объекту или ссылке.

Отметим, что в BPwin используются немного другие ссылки.

Методология IDEF3 определяет два вида ссылок по способу запуска. Ссылка "Вызвать и продолжить" (CallandContinueReferent)указывает,чтоэлемент, указанный в ссылке, должен быть активизирован до завершения выполнения действия модулем, к которому относится ссылка. Ссылка "Вызвать и ждать" (CallandWaitReferent),указывает,что элемент,указанный в ссылке, должен начать и закончить выполнение действия до завершения действия модулем, к которому относится ссылка.

Графические обозначения ссылок приведены на рисунке 3.10.

В основном поле символа ссылки указывается её тип (ReferentType) "UOB", "SCENARIO", "TS" или "GOTO" и через дробь "Label" – уникальное наименование блока, сценария, схемы или функции узла, на который указывает ссылка. В поле "Locator" указывается уникальный идентификатор элемента, указанного в ссылке. Пример использования ссылок показан на рисунке 3.11



Рисунок 3.10 - Графическое обозначение ссылок


Рисунок 3.11 - Примеры использования ссылок
Каждый функциональный блок UOB может иметь последовательность декомпозиций,и,следовательно,может быть детализирован с любой необходимой точностью. Под декомпозицией мы понимаем представление каждого
UOBс помощью отдельнойIDEF3диаграммы.Например,мы можем декомпозировать UOB "Окрасить Деталь", представив его отдельным процессом и построив для него свою PFDD диаграмму. При этом эта диаграмма будет называться дочерней, по отношению к изображенной на рисунке 3.8, а та, соответственно, родительской. Номера UOB дочерних диаграмм имеют сквозную нумерацию, т.е., если родительский UOB имеет номер "1", то блоки UOB на его декомпозиции будут соответственно иметь номера "1.1", "1.2" и т.д. Применение принципа декомпозиции в IDEF3 позволяет структурировано описывать процессы с любым требуемым уровнем детализации. На рисунке 3.12 приведен пример декомпозиции модулей (UOB) и принцип формирования их номеров. Для наглядности все модули представлены на одном рисунке, но в IDEF3 они отображаются в трех диаграммах.

Методология IDEF3 позволяет декомпозировать работу многократно, т. е. работа может иметь множество дочерних работ. Возможность множественной декомпозиции отражается в нумерации работ: номер работы состоит из номера родительской работы, номера декомпозиции и номера работы на текущей диаграмме. На рисунке 3.13 представлен пример двух вариантов декомпозиции родительского модуля.


Рисунок 3.12 - Декомпозиция функциональных блоков



Рисунок 3.13 - Пример двух вариантов декомпозиции модуля
Если диаграммы PFDD описывают технологический процесс "с точки зрения наблюдателя ", то другой класс диаграмм OSTN диаграммы сети изменения состояний объектов (не поддерживаются вBPwin)позволяет рассматривать тот же самый процесс "с точки зрения объекта". С ее помощью можно графически представить, как одни виды объектов преобразуются в другие или изменяют свое состояние в ходе выполнения рассматриваемого процесса.

На OSTN состояния объектов изображаются окружностями с именем объекта внутри, а изменения состояний − соединительными линиями. Состояние объекта описывается фактами и ограничениями, которые должны выполняться, чтобы объект находился в данном состоянии. Требования для перехода объекта в заданное состояние определяются условиями входа. Условия выхода говорят о ситуации, в которой объект выходит из заданного состояния. Эти ограничения описываются в списке свойств. Связи переходов состояний задают возможные способы изменения состояний объектов.



Для изображения последовательностей переходов объектов из одного вида в другой и изображения перехода одного и того же объекта из одного состояния в другое в диаграммах OSTN используются связи переходов

(Transition Links), которые бывают слабыми (Weak Transition Link) и сильными(Strong Transition Link).Слабые связи переходов изображаются сплошными одинарными стрелками (рисунок 3.14) и показывают, что объекту вида В предшествует объект вида А или что состоянию В некоторого объекта предшествует его состояние А.


Рисунок 3.14 - Пример слабой связи переходов
Сильные связи переходов изображаются двойными однонаправленнымистрелками (рис. 1.15) и подчеркивают, что объекту вида В должен предшествовать объект вида А или что состояние В объекта достижимо только из состояния А.



Рисунок 3.15 - Пример сильной связи переходов
В диаграммах OSTN используются те же виды ссылок, что и в диаграммах PFDD. Исключение составляет лишь ссылка типа GOTO, которая используется только в диаграммах потоковых процессов PFDD. Ссылки могут относиться как к символу объекта, так и к связи перехода. Соответственно, они интерпретируются как действия, которые необходимо осуществлять для поддержания объекта в данном виде или состоянии, или как действия, которые необходимы для преобразования вида или состояния объекта. Так как процессы поддержания объекта в определенном состоянии и его преобразования могут быть сложными, то допускается использование нескольких ссылок к любому элементу OSTN диаграммы.

На диаграммах OSTN могут использоваться перекрестки. Перекресток изображается кружком, внутри которого содержится условное обозначение логической функции, реализуемой перекрестком В качестве логических функций могут использоваться И (&), ИЛИ (O) и ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ
(X). Как и на диаграммах PFDD, узлы перехода могут означать слияние и разветвление. Но на диаграммах OSTN перекрестки не делятся на асинхронные и синхронные. На рисунке 3.16 показан пример использования узла разветвления с логической функцией ИЛИ.



Рисунок 3.16 - Пример перекрестка с логической функцией ИЛИ

Диаграмма рис. 1.16 означает, что под действиями UOB с именем P объект из состояния А может перейти в одно или сразу несколько состояний из множества возможных: B1, В2, …, Вn. Если бы в качестве логической функции использовалась функция ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, то это говорило бы, что возможен переход только в одно из возможных состояний B1, В2, …, Вn. Использование же функции И в перекрестке отображало бы переход объекта из состояния А сразу во все состояния B1, В2, …, Вn.

На рисунке 3.17 представлено отображение процесса окраски с точки зрения OSTN диаграммы.



Рисунок 3.17 - Пример OSTN диаграммы
BPwin имеет возможность преобразования диаграмм IDEF3 в имитационную модель популярной системы моделирования Arena..
Контрольные вопросы

  1. Дайте определение IDEF0-модели.

  2. Что называется декомпозицией в методологии IDEF0?

  3. Дайте определение IDEF3-модели.

  4. Что отражает DFD-диаграмма?

  5. Назовите различия между контекстными диаграммами при IDEF0- и DFD-моделировании?

4 Проектирование программного обеспечения при объектном подходе
Задачи проектирования включают в себя две составляющие: логическое и физическое проектирование программных продуктов. Логическое проектирование заключается в разработке классов для реализации их экземпляров — объектов. Для этого требуется подробное описание полей и методов классов, а также связей между ними. Для этого используются статические диаграммы классов и объектов, динамические — последовательностей состояний и кооперации. Физическое проектирование предполагает построение программных компонентов из ранее определенных классов и объектов и размещение их на конкретных вычислительных устройствах. Разрабатываемые на этом этапе диаграммы — компонентов и развертывания.
4.1 Разработка структуры программного обеспечения при объектном подходе. Основы унифицированного языка моделирования UML
На этапе проектирования уточняются поля и методы классов, а также отношения между классами. Все это находит отражение на диаграмме классов.


Для уточнения содержания некоторых классов на диаграмме используют следующие обозначения:

  • управляющий класс (control class) отвечает за координацию действий других классов и контролирует последовательность выполнения действий варианта использования для данного ПО. На каждой диаграмме классов должен быть хотя бы один управляющий класс (рисунок 4.1, а).

  • класс-сущность (entity class) — пассивный класс, информация о котором должна храниться постоянно. Как правило, этот класс соответствует отдельной таблице базы данных. В этом случае его атрибуты являются полями таблицы, а операции — присоединенными или хранимыми процедура ми рисунок 4.1, 6);

  • граничный класс (boundary class) располагается на границе системы с внешней средой. К этому типу относят как классы, реализующие пользовательские интерфейсы, так и классы, обеспечивающие интерфейс с аппаратными средствами или программными системами (рисунок 4.1, в).



Рисунок 4.1 – Графическое изображение классов моделирования программного обеспечения