ВУЗ: Казанский национальный исследовательский технический университет
Категория: Задание
Дисциплина: Философия
Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 1780
Скачиваний: 10
Августин Аврелий (354-430 гг.) был основателем платонизма в христианской философии. Бог является высшей сущностью, все остальное существует благодаря божественной воле. Основой духовной жизни является воля, а не разум. Сущность каждой вещи проявляется в её активности, а не в пассивности.
Ибн-Рушд (1126-1198) подвел итог всей предшествующей арабской философии. Ибн-Рушд говорит о мировом разуме, о неком мировом порядоке. Между живой и косной материей нет непроходимой грани; мертвой материи вообще не существует. Ибн-Рушд развивает основные идеи аристотелевского учения о душе. Индивидуальная душа связана с телесным организмом. Только всеобщий разум бессмертен, смертен каждый человек, а род человеческий вечен. Ибн-Рушд отвергает возможность непосредственного общения с Богом. Только научное познание ведет к цели.
Главная особенность данной эпохи – это возрождение антропоцентризма и рационализма античной культуры, а также отказ от теоцентризма средневековья.
9. Философия и наука эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Н. Коперник.
Философия Эпохи Возрождения (Ренессанс) – направление в европейской философии XIV-XVI веков, возрождение античной культуры, а также новые представления о человеке и мироздании.
Философия Эпохи Возрождения антропоцентрична. Человек – высшая ценность. Мыслителей интересует природа человека и его самостоятельность в мире. Огромную значимость приобретает искусство (Альберти, Ботичелли, Тициан, Рафаэль и др). Для эпохи характерен гуманизм, провозглашающий ценность человека как личности.
Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном, математик. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира. Он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Это утверждение полностью противоречило господствовавшей в то время геоцентрической системе.
Николай Кузанский. В философии средних веков тема человека рассматривалась с религиозных позиций. Человек – главный персонаж философии эпохи Возрождения, главный принцип этой философии – антропоцентризм. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Антропоцентри́зм — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
В XV в. Николай Кузанский своим трудом «Об ученом незнании» возродил свободного критического мышления. В результате научно-философское знание стало приобретать свободу от теологии так же, как и в ранней античности – от мифологии.
10. Философия Нового времени. Проблема метода: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).
Новое время (XVII-XIX вв., строго – до I-й Мировой войны) отличается общей установкой на рассудочный, или рациональный путь познания мира.
Философию Нового времени XVII-XIX вв. называют классической, и она делится на три периода:
1. XVII век – в этот период главной проблемой становится проблема метода познания.
2. XVIII век, или век Просвещения – получил свое название за стремление представить научное познание в качестве решения всех проблем.
3. XIX век – характеризуется переходом от классической философии к неклассической.
Основатель эмпиризма Ф. Бэкон отмечал, что человеческие знания полны заблуждений. Образно он их называет «идолами». Их всего четыре: идолы рода (от человеческой натуры, которая склонна не видеть истину), идолы пещеры (от индивидуальности человека, проявляющего таланты к разным вещам), идолы площади (от неправильного использования языка, полного двусмысленности), идолы театра (от склонности людей верить в авторитеты и общественное мнение). Метод Бэкона заключается в индукции – переходе от частных случаев к общим положениям. Бэкон полагал, что опыт должен проистекать из эксперимента.
Представитель рационализма Р.Декарт разрабатывает методологию научного познания, согласно которой вначале следует осмыслить проблему, проанализировать ее, а затем обратиться к опыту с проверкой положений. Такой порядок действий – от общих положений к частным – дедукция. Правильное размышление возможно только тогда, когда человек пробует сомневаться абсолютно в любом своем знании.
Декарт разработал четыре правила дедукции:
• Не принимать на веру ничего, что не проверено сомнением;
• Разделять каждую проблему на составляющие;
• После разделения проблемы, ее следует синтезировать, чтобы углубляться в познание предмета;
• Все виды частных случаев должны быть в идеале учтены.
Спор рационалистов и эмпириков был завершен в философии И. Канта, признавшего за обоими источниками знания – разумом и органами чувств – неотъемлемый элемент человеческого познания.
11. Механистический материализм и проблема субстанции: монизм, дуализм и плюрализм (Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц).
Субстрат (от лат. основа) – объективная реальность в аспекте элементарных образований. Субстратный подход метафизический и не решает проблемы, т.к. не снимает вопроса происхождения первовещи.
Согласно механистическим представлениям, формой существования материи является вещество (материя, имеющая массу покоя и неделимую структуру). В Новое время возник субстанциональный подход в решении проблемы первоначала в философии Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, Дж.Локка, Б.Спинозы, французских материалистов. Новый подход связан с представлением о первоначале, которое обусловлено не сверхъестественной силой, а его полной самообусловленностью. В качестве начала было предложено представление о «движущемся первоначале», субстанции. Субстанция (от лат. сущность) – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее движения.
Декарт утверждал, что в мире существуют две субстанции: протяженность (все тела, объекты) и мышление (душа человека, Бог). Декарт признавал Бога как высшую субстанцию, соединяющую материальную и духовную субстанции.
По утверждению Спинозы, субстанция есть причина и следствие самой себя, не нуждается в чем-либо другом для объяснения своего существования. То, что существует в себе и благодаря себе, является неуничтожимым основанием действительности, источником ее внутренней активности и саморазвития.
Монизм (от греч. один, единственный) утверждает, что в основе всего существующего лежит одно начало. Плюрализм исходит из признания нескольких или множества самостоятельных, несводимых друг к другу начал бытия. Классическим представителем плюрализма является Г.Лейбниц, считавший основой мира множество психических субстанций.
Дуализм – форма плюрализма, постулирующая независимое существование материальной и идеальной субстанций. Известные представители: классики дуализма Р.Декарт и И.Кант, К.Поппер, Ж.Сартр
12. Эпоха Просвещения и ее видные представители.
Просвещение
зародилось во Франции в первой половине
18 века. Представителями Просвещения
были Ф. Вольтер,
Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро.
Во Франции Просвещение приняло форму
материализма. Просветители решали не
только философские и научные проблемы.
Они пытались
просветить народ,
видя прогресс
в распространении знания и науки.
Франсуа
Мари Вольтер
был
сторонником механики и физики Ньютона
и признавал Бога как начало,
приводящее всё в движение. Бог
– это принцип действия. Сознание
– это свойство материи
живых
тел. Бог наделил материю способностью
мыслить. Источником знания считал
наблюдение и опыт. Он развивал сенсуализм
Джона Локка.
Жан-Жак
Руссо был
первым, кто указал на противоречие
общественного
прогресса,
культура
создает искусственные потребности и
отдаляет от природы.
Развитие
наук и искусств может принять антигуманный
характер. Руссо критиковал феодализм
и деспотический режим, высказывался за
буржуазную демократию и равенство
людей. Придерживался
сенсуализма. Материю и дух считал двумя
вечно существующими началами и признавал
бессмертие души.
Монтескьё
был против
монархизма и клерикализма. Он считал
ложными все религии, но при этом признавал
существование Бога. Монтескьё создал
3 вида власти: законодательная,
исполнительная, судебная.
Дени
Дидро был
представителем французского материализма.
Началом была идея о всеобщей чувствительности
материи, которая проявляется в способностях
человека в виде ощущений. Дидро создал
материалистическую теорию психических
функций, по
которой люди
также как и животные наделены памятью
и ощущением. Дидро отверг представления
идеалистов о спонтанности мышления.Все
умозаключения коренятся в природе, и
человек только находит известные ему
из опыта явления.
Гольбах
Поль Анри был
представителем французского материализма.
Его основное сочинение «Система природы»
является систематизацией материалистических
и атеистических идей эпохи Просвещения.
По мнению Гольбаха, материя – это всё
то, что воздействует каким-нибудь образом
на наши чувства. Человек – это часть
природы подчинённая её законам.
Гольбах придерживался сенсуализма и
выступал против агностицизма.
13. Немецкая классическая философия. «Чистый» и «практический разум» в философии И. Канта, система и метод Г. Гегеля.
Постулаты «практического разума».
Немецкая классическая философия является частью классического периода европейской философии Нового времени. К немецкой классической философии относят И. Канта (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинга (1775-1854), Г. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872). В рамках философских систем этих мыслителей пересмотрена проблема соотношения субъекта и метода познания, соотношения «духа» и «материи».
Кант начинает с рассуждения в сторону субъекта. Кант заявляет: наше познание объекта таково, каковы мы сами. По Канту, источников познания два: опыт и разум. Опыт - чувственные данные без системы. Разум - общие абстрактные схемы.
Познавательные способности делятся на три составляющие: чувства, рассудок и разум. В каждой есть некое начало, появляющееся вместе с человеком (априорно). В чувственном познании априорные начала - пространство и время. В рассудке – 12 категорий, в которые наше сознание «укладывает» всю информацию, он способен на выстраивание причинно-следственных связей. В рассудке априорны три идеи: идея души, бога и мира в целом. Выше рассудка разум, способный преодолевать причинно-следственную связь и мыслить шире.
Мыслящему субъекту остаётся познание своего внутреннего мира, априорных категорий. В качестве примера - моральный закон, который априори в нас содержится.
«Практический разум» задается главным этическим вопросом: как следует поступать человеку? – В качестве ответа Кант формулирует «категорический императив»: поступай всегда так, чтобы твой поступок мог быть законом для всех.
Г. Гегель провозглашает принцип тождества субъекта и объекта, совпадения законов развития объекта, с законами познания субъектом объекта – законы диалектики.
Были даны следующие принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей и развитие через 46 диалектическое отрицание. Наглядно это можно представить в трехфазном развитии: 1) тезис; 2) антитезис; 3) синтез.
Постепенно сознание отражает все больше черт объекта, что приводит к полноте познания. Такой метод был назван методом восхождения от абстрактного к конкретному.
Диалектическому методу соответствуют фазы развития самого мира. Абсолютный Дух проходит три стадии:
1) пребывание «в себе»;
2) переход в «инобытие»,;
3) пребывание «в себе и для себя».
Систему Гегеля называют последовательным идеализмом, поскольку все вопросы развития вытекают из идеи «Абсолютный Дух».
14. Неклассическая западная философия 19–н. 20 вв.: философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.
Неклассическая западная философия – это основа философских доктрин XX века: фрейдизма, нео- и постфрейдизма,экзистенциализма, неомарксизма, постмодернизма. Чертами неклассической философии стали: иррационализм, кризис идеи человека-субъекта и кризис культуры, идеи критики и недовольства существующей культурой.
Если основной чертой классической философии была опора на рациональность, то знаком неклассической философской мысли выступает кризис рационализма. Неклассическая философия демонстрирует кризис субъекта. Субъект использовалась в значении «индивидуальное сознание», которое противопоставляется объекту – окружающей действительности.
Экзистенциали́зм — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Основателем считается Кьеркегор. Экзистенциализм изучает человека, его существование в окружающем мире. Внутри экзистенциализма существует два основных направления - атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю) и религиозное (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).
Фрейдизм — психологическое учение З. Фрейда, раскрывающее концептуальные представления о природе человека. Это философское течение базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений.
Бессознательное состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных: страсти, желания. эмоции, ощущения.
Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека.
-
Высшая инстанция - «Сверх-Я» (супер-Эго) – запреты, мораль, внутренний цензор.
-
Сфера сознательного - «Я» (Эго) - посредник между «Сверх-Я» и «Оно», руководствуется требованиями реальности.
-
Сфера бессознательного – «Оно» (Ид) – неосознаваемые влечения и инстинкты.
15. Неклассическая западная философия 19–н. 20 вв.: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
Позитивизм - основано в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857).
В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.
Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.
Для позитивизма характерна вера в прогресс.
Неопозитивизм. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».