Файл: Социальнопсихологическая характеристика личности и процесса её социализации.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально-психологическая характеристика личности и процесса её социализации
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности:
Направленность личности проявляется:
Адаптивная концепция социализации
Ролевая концепция социализации
Критическая концепция социализации
Когнитивная концепция социализации
Психоаналитическая концепция социализации
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность
Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности.
Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в последней.
Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.
И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные занятия с маленькими детьми, даже если малыши не обнаруживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня
(С.Л. Рубинштейн)
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность.
Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности
Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П. И. Чайковского.
Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И, несмотря на это, он стал гениальным композитором
Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность
Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики.
Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка
У многих выдающихся людей высокие способности проявлялись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям.
Например, Аристотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.
Вот что писала о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой и бесплодной.
В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»
Различают способности общие, которые проявляются или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области
Достаточно высокий уровень развития общих способностей- особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр.
позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе.
Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления.
Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка
Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте - подростковом.
Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет
В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило, после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.
Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества
Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы
Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Гениальность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и одаренности является устойчивое внимание, эмоциональность, страстность, сильная воля.
Все гениальные люди отличались горячей любовью и страстностью к своему делу. Страстное отношение к делу способствует концентрирование всех познавательных, творческих, эмоциональных и волевых сил
В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знаменитых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намеченной цели, неустанно искать пути ее достижения
Воспитание творческих способностей у детей, школьников, студентов в значительной степени связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках
Высокая академическая успеваемость не всегда сочетается с высоким уровнем творческих способностей. Ученым удалось выявить зависимость между академическими достижениями, уровнем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога
Социализация
Основные концепции социализации
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду
(Г.М. Андреева)
Адаптивная концепция социализации
Теоретическая система Джона Дьюи (1859-1952).
Считал школу «лабораторией буржуазной демократии» и утверждал, что она может стать мощным средством изменения социальной среды, отношений между людьми.
«Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества»
Ролевая концепция социализации
В начале 70-х гг. XX в. как ответ на такие запросы получила распространение ролевая концепция социализации (Р.Дарендорф, Ф.Тенбрук, К.Лэнгтон и др.).
Они рассматривают социализацию как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через интериоризацию норм своей референтной группы
Критическая концепция социализации
В конце 70-х — начале 80-х гг. на первый план выходит критическая концепция социализации
Теоретики этого направления выдвигают задачу формирования осознанного и даже критического отношения личности к существующим общественным порядкам, развития стремлений к самоутверждению в обществе
В рядах главных теоретиков критической концепции не случайно оказались сторонники «гуманистического воспитания».
Они утверждают, что поведение человека всегда следует рассматривать как внешнее проявление его целостного внутреннего мира, как самоопределение личности в ее системе ценностей, убеждений, надежд, устремлений и отношений.
Поэтому для теоретиков критической концепции человек — активный субъект социализации.
На первый план в их работах выступает идея о том, что индивид в процессе социализации (по мере личностного развития и взросления) не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам, сколько стремится к самореализации и самоутверждению
Когнитивная концепция социализации
Представители этого направления теории социализации особо подчеркивают значение когнитивных процессов как главной возможности освоения тех или иных социальных действий личности.
В своих исследованиях эти теоретики исходят из психологической теории развития основателя Женевской школы генетической психологии Жана Пиаже (1896-1980).
Согласно его теории, личностное развитие — это прежде всего развитие мышления. По Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит три больших периода:
1. «Сенсомоторный интеллект» (от рождения до 24 месяца).
2. «Репрезентативный интеллект и конкретные операции» (с 2 до12 лет).
3. «Репрезентативный интеллект и формальные операции» (с 12 до 14 лет)
Психоаналитическая концепция социализации
3.Фрейд выдвинул концепцию: кроме сферы сознания, человек обладает не менее значимой сферой психической жизни — бессознательным.
Отвергнутые сознанием импульсы, желания, порывы подавляются по этическим и социальным соображениям и «опускаются» в область бессознательного.
Если человек подавляет свои желания в глубинах сознания, специально сдерживая и блокируя свое поведение, он, как считает 3.Фрейд, обрекает себя на невроз.
Если человек, напротив, не сдерживает силы инстинктов своим рассудком, он обрекает себя на серьезные социальные трудности: он окажется в позиции аутсайдера или крайнего радикала