Файл: Социальнопсихологическая характеристика личности и процесса её социализации.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-психологическая характеристика личности и процесса её социализации


В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность
Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид»
Реальный индивид — это живой, действующий человек, носитель общих свойств психики.
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека.
Индивид обладает неповторимым своеобразием физиологических и психологических особенностей
(конституция тела, тип нервной системы, темперамент и т.п.)


Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, являются:
прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.
Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами


Ребенок появляется на свет как индивид. Строение его тела предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д.


Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью.
Главным в характеристике личности является ее общественная сущность

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности:


Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы.
Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе


Формирование личности происходит в процессе деятельности и общения.
В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, вырабатываются конкретные способы выполнения действий и поведения, формируются определенные типы отношений к окружающему.

В итоге у нее формируется способность к самостоятельному сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный, неповторимый характер

Индивидуальность


Индивидуальность
каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других психических свойств.
Понимание ее природы тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека


В определении сущности этого вопроса — о соотношении биологического и социального — имеются различные подходы.
Например, сторонники биогенетического подхода считают, что ведущую роль в развитии личности играют биологические процессы созревания организма, что основные психические ее свойства заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу


Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом.
Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.


В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма,
социогенетические теории стараются объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Например, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.


Другой концепцией этого ряда служит теория научения.
Согласно ей, жизнь личности, ее отношения с окружающими есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Согласно теории ролей, общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом.
Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми


Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.


Современная психология считает, что личность биосоциальна.


Вся ее психическая деятельность определяется единством обоих факторов, взаимодополняющих и опосредующих друг друга.
Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и пр.), устанавливают некоторую предрасположенность к чему-либо.
Но они не определяют потолка развития личности.
Известно, что при наличии одного и того же врожденного свойства нервной системы в разных условиях могут быть сформированы различные личностные свойства


Огромное влияние на личность оказывает социальная среда.
Важное значение имеет передача от поколения к поколению социального опыта.
Поэтому биологическое в структуре личности надо рассматривать как социально обусловленное.
Наряду с биологическими и социальными факторами принципиальное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и ее деятельность


Ключевыми признаками личности считаются:
эмоциональность — совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний;
активность — характеристика личности, определяющая интенсивность взаимодействия с окружающей средой;
саморегуляция — системная характеристика, отражающая способности личности к устойчивому функционированию в разных условиях, стремление реализовать свой потенциал


Направленность человека и ее психологические проявления


В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.
С.Л. Рубинштейн выделяет следующие компоненты структуры личности:


Направленность проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах деятельности и поведения;
Знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни, в познавательной деятельности;
Индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях


Психологи сходятся в том, что направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, ее отношение к себе и окружающим


Направленность личности проявляется:


в особенностях интересов — выявлении ведущих, степени их устойчивости, широте проявления;
в особенностях целей, которые ставит перед собой лич­ность;
в потребностях;
в установках личности и пр.


Направленность сказывается в разнообразии мотивов, в степени их осознанности и может быть стойким личностным образованием, а может носить временный, ситуативный характер
Формирование личности происходит в процессе деятельности и общения.
В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, вырабатываются конкретные способы выполнения действий и поведения, формируются определенные типы отношений к окружающему.
В итоге у нее формируется способность к самостоятельному сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный, неповторимый характер


Важным регулятором поведения личности является Я-концепция, которая способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя


Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я»


Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента:
познавательныйзнание себя, представление о своих качествах и свойствах;
эмоциональныйоценка этих качеств и связанные с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства;
поведенческий, т.е. практическое отношение к себе.
С возрастом происходит значительное изменение «образа-Я»


Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является самооценка.
Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
С ее помощью происходит регуляция поведения личности.
Самооценка определяет, доволен человек собой или нет


Оценка окружающих — важный источник формирования оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль снижается.
И все большее значение в поведении человека начинают приобретать собственные оценки результатов деятельности.
Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).


Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные поведенческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности.
«Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

СПОСОБНОСТИ


Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности


Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.


Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому, что они не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности


В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков


Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения


Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.


Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения