Файл: Конспект проведения занятия с должностными лицами фгбу 27 отряд фпс гпс по Приморскому краю (договорной) по служебной подготовке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю Начальник ФГБУ «27 отряд ФПС ГПС по Приморскому краю (договорной)» И.В. Толченицын «___» _____________ 2021 года. |
ПЛАН - КОНСПЕКТ
проведения занятия с должностными лицами ФГБУ «27 отряд ФПС ГПС
по Приморскому краю (договорной)» по служебной подготовке
на 24 февраля 2021 года.
Тема№1: Организация и проведение выборов в Российской Федерации.
Вид занятия: лекция Отводимое время: 1 час.
Цель занятия: Изучение понятия избирательного процесса, избирательный процесс до назначения выборов, стадии избирательного процесса в период избирательной кампании.
Литература, используемая при проведении занятия:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 года № 26-П// Собрание законодательства РФ, 1998, № 48, ст. 5969.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 года № 15-П// Собрание законодательства РФ, 2011, № 29, ст. 4557.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 года № 15-П// Собрание законодательства РФ, 2011, № 29, ст. 4557.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 года № 20-П// Собрание законодательства РФ, 2013, № 43, ст. 5622.
1. Избирательный процесс: понятие, содержание
Понятие «избирательный процесс» в избирательном праве используется в широком и узком значении. В широком значении содержание понятия «избирательный процесс» выходит за рамки избирательной кампании, под которой согласно подпункту 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Таким образом,
избирательный процесс в широком его понимании охватывает не только действия и процедуры, совершаемые (реализующиеся) в период избирательной кампании, но и:
- деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по разработке и принятию законодательства о выборах;
- деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции Российской Федерации, направленную на проверку соответствия положениям Конституции Российской Федерации норм избирательного законодательства;
- деятельность избирательных комиссий, осуществляемую в рамках реализации программ направленных на популяризацию избирательного права, повышение правовой культуры избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов;
- образование избирательных округов и избирательных участков;
- формирование избирательных комиссий, резерва участковых избирательных комиссий;
- регистрация (учет) избирателей;
- избирательные споры, возникающие в межвыборный период.
В узком же смысле под избирательным процессом понимается установленная законодательством о выборах совокупность стадий организации и проведения выборов, выстроенных в определенной последовательности.
Стадии избирательного процесса – это основные этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законодательством о выборах действия и избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при избрании депутатов представительных органов, а также выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
Можно выделить следующие стадии избирательного процесса в период избирательной кампании:
- назначение выборов;
- финансирование деятельности избирательных комиссий;
- информирование избирателей;
- формирование окружных избирательных комиссий;
- выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);
- формирование и расходование средств избирательных фондов;
- предвыборная агитация;
- составление и уточнение списков избирателей;
- образование избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, а также в труднодоступных и отдаленных местностях;
- формирование участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, а также в труднодоступных и отдаленных местностях;
- голосование на выборах;
- установление итогов голосования и определение результатов выборов;
- рассмотрение избирательных споров.
2. Избирательный процесс до назначения выборов
2.1. Разработка и принятие законодательства о выборах
Избирательный процесс реализуется в сроки, в рамках, а также в соответствии с правилам и процедурами, установленными законодательством о выборах.
Правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации не является стабильным. Законодательство о выборах динамично изменяется перед началом и по окончании избирательных кампаний регионального уровня (с 2007 года голосование на этих выборах проводится в единые дни голосования), а также в преддверии и по завершении каждого федерального электорального цикла (1993 год, 1996 год, 1999-2000 годы, 2003-2004 годы, 2007-2008 годы, 2011-2012 годы).
За прошедший 21 год лет с момента принятия Конституции Российской Федерации правовое регулирование избирательного процесса претерпевало многочисленные существенные изменения к числу наиболее значимых из которых относятся, на наш взгляд, следующие:
- четырежды изменялись вид и параметры избирательной системы используемой при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- неоднократно менялся (от избрания по результатам выборов до специфики назначения) порядок формирования такого представительного органа государственной власти Российской Федерации, как Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- в 2004 году отменен, а в 2012 году возвращен институт выборности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;
- постоянно изменяются виды и основные параметры избирательных систем, применяемых при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
- существенно расширился перечень ограничений пассивного избирательного права.
2.2. Проверка норм избирательного законодательства на предмет соответствия их положениям Конституции Российской Федерации, законам, имеющим высшую юридическую силу
Конституционный Суд Российской Федерации, а также и суды общей юрисдикции Российской Федерации оказывали и оказывают в настоящее время достаточно ощутимое воздействие на формирование избирательного законодательства, принимая к производству и рассматривая по существу избирательные споры, связанные с предполагаемым заявителями несоответствием законодательства о выборах положениям Конституции Российской Федерации, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответственно. Особенна велика в этом отношении роль Конституционного Суда Российской Федерации. Именно Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующими Основному закону вид и параметры избирательной системы, установленные применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[1], переход от выборов к фактическому назначению Президентом Российской Федерации высших должностных лиц субъектов Российской Федерации[2]. В 2011 году Конституционный Суд Российской Федерации указал федеральному законодателю на необходимость установления критерия допустимости использования пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы муниципальных образований поселений[3]. 10 октября 2013 года Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации установленное Федеральным законом от 02.05.2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении граждан Российской Федерации, осуждавшихся когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, пожизненное ограничение пассивного избирательного права[4].
2.3. Формирование избирательных комиссий, резерва составов участковых избирательных комиссий
В Российской Федерации на постоянной основе действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Срок их полномочий составляет 5 лет. Члены указанных комиссий с правом решающего голоса назначаются в состав избирательных комиссий по решению уполномоченных законодательством о выборах органов. В связи с тем обстоятельством, что избирательные комиссии сформированы не одномоментно, деятельность по отбору кандидатур на назначение в их состав, деятельность по формированию избирательных комиссий, по назначению членов комиссий с правом решающего голоса взамен выбывших осуществляется в Российской Федерации постоянно, как в период избирательных кампаний, так и в межвыборный период.
Особый порядок формирования и назначения членов комиссий с правом решающего голоса установлен в отношении участковых избирательных комиссий – с 2012 года. Первичное назначение членов этих комиссий с правом решающего голоса осуществляется в обычном порядке, а вот назначение новых членов этих комиссий, взамен выбывших, возможно только из резерва составов участковых избирательных комиссий. Формирование резерва составов участковых избирательных комиссий, его ведение и пополнение относится к компетенции избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
2.4. Регистрация (учет) избирателей
В целях обеспечения подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации организована Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума, являющаяся составной частью Государственной автоматизированной системы «Выборы». Получаемые с помощью данной системы сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и их численности используются для образования избирательных округов, избирательных участков, совершения иных действий, предусмотренных избирательным законодательством.
Основные правила регистрации (учета) избирателей, участников референдума закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и утвержденном постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года №N 134/973-II Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения учет избирателей представляет собой включение граждан в число избирателей на соответствующей территории, исключение их из этого числа, внесение изменений в сведения об избирателях по основаниям, установленным Федеральным законом и Положением. Регистрация избирателей согласно указанному пункту Положения - это формирование сведений об избирателях в порядке, установленном Положением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона регистрации (учету) подлежат все избиратели. Таким образом, в Российской Федерации применяется так называемый императивный метод регистрации избирателей (регистрация избирателя осуществляется помимо его воли и желания).