Файл: Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятия «метод», «методы принятия управленческих решений», их характеристика и особенности.
Краткая характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики. Экономико- математические методы, методы моделирования, методы выработки решений в диалоговом режиме, количественные и качественные экспертные методы, алгоритмический, статистический, эвристический методы, методы сценариев и метод «дерева решения», топологические методы.
Целевая ориентация управленческих решений. Постановка цели и формулировка ограничений для принятия решений. Взаимосвязь целей и решений. Осознание необходимости принятия управленческого решения. Идентификационные проблемы: предупреждающие сигналы и источники возникновения трудностей при идентификации проблемы.
Условия неопределенности и риска. Проблемы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Порядок применения методов оценки факторов внутренней бизнес-среды организации.
Практические занятия 3.
Вопросы к устному опросу:
1. В чем заключаются преимущества современных методов анализа внешней среды.
2. Какие, с вашей точки зрения, положительные и отрицательные моменты привлечения российских и зарубежных консультантов при принятии управленческого решения.
3. Насколько эффективно привлекать внешних по отношению к организации консультантов.
4. Перечислите методы, используемые для определения альтернатив, дайте им краткую характеристику.
5. Назовите методы экспертных оценок
6. Укажите роль прогнозирования в процессе принятия управленческих решений
7. Перечислите способы контроля за реализацией управленческих решений
Кейс:
Предприятие решает вопрос о том, какую назначить цену на свой товар: 40 руб. или 50 руб.
Если будет установлена цена 40 руб., то возможны следующие варианты объема продаж:
40*00 руб. с вероятностью 0,2; 350*0 руб. с вероятностью 0,3 и 3*000 руб. с вероятностью 0,5.
Если будет установлена цена 50 руб., то возможны следующие варианты объема продаж:
3600* руб. с вероятностью 0,1; 330*0 руб. с вероятностью 0,5 и 31*00 руб. с вероятностью 0,4.
Все расчеты выражены в текущих ценах и не должны дисконтироваться. Нарисовать дерево решений. Какова ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения?
При выполнении задания необходимо сформировать систему показателей, соответствующую определенному варианту решения задачи. Для этого следует вместо значка «*» указывать свой порядковый номер по списку группы. Например, порядковый номер по списку имеет значение 4, следовательно, показатель объема продаж при цене 40 руб. составит 40400 рублей, и т.д.
Решение следует обосновать.
Тема 3. Методы принятия управленческих решений
Лекционные занятия 1.
Характеристика элементов внешней среды организации. Основные параметры процесса анализа внешней среды для принятия и реализации управленческого решения. Свойства объектов и субъектов принятия управленческого решения. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.
Методы анализа внешней среды. Личные наблюдения, опыт, аналогия. Деловая беседа, целевая анкета. Правила составления деловой анкеты. Учетинтересов опрашиваемого лица.
Преимущества и недостатки использования деловой анкеты. Внешний аудит и консалтинг.
Преимущества и недостатки привлечения российских и зарубежных консультантов.
Эффективность привлечения внешних по отношению к организации консультантов. Правила выбора консультантов.
Платежная матрица. Порядок построения «Дерева решения».
Сущность, содержание и порядок применения экспертных оценок и методов прогнозирования при принятии управленческих решений. Метод Дельфи. Метод Монте-Карло.
Метод сценариев. Мозговая атака.
Использование экспертных оценок в аналитической деятельности. Экспертные системы.
Методы прогнозирования в процессе принятия управленческих решений. Виды прогнозов.
Неформальные методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования.
Практические занятия 3.
Вопросы к устному опросу:
1. Перечислите известные Вам методы принятия управленческих решений в процессе диагностики проблем в деятельности организации
2. В чем заключаются основные проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.
3. Назовите количественные и качественные показатели оценки эффективности деятельности организации
4. Порядок применения статистических методов исследования в процессе принятия и обоснования управленческих решений.
5. Сравнение как метод при принятии и обосновании решений.
6. Порядок применения индексного метода, метода балансовых сопоставлений и цепных подстановок в процессе принятия и обоснования управленческих решений.
7. Применение различных методов исследования для анализа альтернатив принятия решений.
8. Охарактеризуйте среду принятия решений, ее основные особенности.
9. Перечислите внутренние факторы, влияющие на принятие управленческих решений.
4. Перечислите внешние факторы, влияющие на принятие управленческих решений.
10. Дайте характеристику внешним факторам прямого воздействия.
11. Охарактеризуйте факторы косвенного воздействия на процесс принятия решений.
12. Дать определение риска в управленческих решениях.
13. Перечислите основные методы ограничения риска.
14. Личные наблюдения, опыт, аналогия.
15. Метод «дерево решения», порядок применения.
16. Методы анализа внешней и внутренней среды организации.
17. Обоснуйте роль прогнозирования в процессе принятия и обоснования управленческих решений.
18. Перечислите основные методы прогнозирования.
19. Охарактеризуйте порядок применения неформальных методов прогнозирования.
20. Охарактеризуйте порядок применения количественных методов прогнозирования.
21. Укажите особенности экспертного моделирования в менеджменте.
22. Перечислите основные методы экспертных оценок
23. Сущность метода Дельфи
24. Метод Монте-Карло, его особенности.
25. Метод сценариев и порядок его применения.
26. Положительные и отрицательные стороны метода «Мозговая атака».
Кейс 1, 2, 3 находятся в Приложении 2.
Кейс 4.
Предприятие решает вопрос о том, стоит ли вкладывать 3000000 рублей в проект, годовой доход от которого будет не меньше 10%, если планируется через три года получить доход от этой инвестиции 5000000 рублей. Определите целесообразность данной инвестиции на основе метода дисконтирования денежных поступлений.
Тема 4. Методы оценки результатов принятых управленческих решений
Лекционные занятия 1.
Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.
Контроль реализации управленческих решений. Значение, функции и виды контроля.
Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения. Методы контроля и оценки исполнения решений. Управленческие решения и ответственность.
Решения как инструмент реализации изменений в функционировании и развитии предприятий. Эффективность решений.
Особенности оценки эффективности управленческого решения, составляющие эффективности. Методологические подходы к оценке эффективности решений. Суть и содержание понятий «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения». Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения. Понятие «супероптимальное решение». Место супероптимальных решений среди качественных и эффективных. Приемы и методы принятия супероптимальных решений.
Практические занятия 4.
Вопросы к дискуссии:
1. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.
2. Контроль реализации управленческих решений.
3. Социально – психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения.
4. Почему необходима и в чем заключается ответственность за выполнение управленческих решений.
5. Почему решения можно рассматривать как инструмент реализации изменений в функционировании и развития организаций.
6. Эффективность решений.
7. «Супероптимальное решение».
8. Роль синергического эффекта в формировании «супероптимальных решений».
Кейсы 5 и 6 приведены в Приложении 2.
5.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Виды и организация самостоятельной работы обучающихся
Успешное освоение теоретического материала по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений» требует самостоятельной работы, нацеленной на усвоение лекционного теоретического материала, расширение и конкретизацию знаний по разнообразным вопросам разработки и принятия управленческих решений. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие виды:
1. Аудиторная самостоятельная работа студентов – выполнение на семинарских занятиях заданий, закрепляющих полученные теоретические знания либо расширяющие их, а также выполнение разнообразных контрольных заданий индивидуального или группового характера
(подготовка устных докладов или сообщений о результатах выполнения заданий, выполнение самостоятельных проверочных работ по итогам изучения отдельных вопросов и тем дисциплины);
2. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – подготовка к лекционным и практическим занятиям, повторение и закрепление ранее изученного теоретического материала, конспектирование учебных пособий и периодических изданий, изучение проблем, не выносимых на лекции, написание тематических рефератов, эссе, подготовка к деловой игре, выполнение практических заданий, подготовка к тестированию по дисциплине.
Большое значение в преподавании дисциплины отводится самостоятельному поиску студентами информации по отдельным теоретическим и практическим вопросам и проблемам, поскольку необходимо развивать практические профессиональные навыки стратегического мышления будущего специалиста.
При планировании и организации времени для изучения дисциплины необходимо руководствоваться п. 4.1.1 или 4.1.2 рабочей программы дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» и обеспечить последовательное освоение теоретического материала по отдельным вопросам и темам.
Наиболее целесообразен следующий порядок изучения теоретических вопросов по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений»:
1. Изучение справочников (словарей, энциклопедий) с целью уяснения значения основных терминов, понятий, определений;
2. Изучение учебно-методических материалов для лекционных и практических занятий;
3. Изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы и электронных информационных источников;
4. Изучение дополнительной литературы и электронных информационных источников, определенных в результате самостоятельного поиска информации;
5. Самостоятельная проверка степени усвоения знаний по контрольным вопросам и/или заданиям;
6. Повторное и дополнительное (углубленное) изучение рассмотренного вопроса (при необходимости).
В процессе самостоятельной работы над учебным материалом рекомендуется составить конспект, где кратко записать основные положения изучаемой темы, относящиеся к ней различного рода графики, схемы и чертежи. Переходить к следующему разделу можно после того, когда предшествующий материал понят и усвоен. В затруднительных случаях, встречающихся при изучении курса, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
При изучении дисциплины не рекомендуется использовать материалы, подготовленные неизвестными авторами, размещенные на неофициальных сайтах неделового содержания.
Желательно, чтобы используемые библиографические источники были изданы в последние 3-5 лет.
Студенты при выполнении самостоятельной работы могут воспользоваться учебно- методическими материалами по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений», представленными в электронной библиотеке института, и предназначенными для
подготовки к лекционным и практическим занятиям.
Перечень основных учебно-методических материалов для лекционных и практических занятий представлен в п. 7 рабочей программы дисциплины.
Контроль аудиторной самостоятельной работы осуществляется в форме дискуссии и круглых столов, собеседования. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в форме устного или письменного опроса.
Промежуточный контроль знаний в форме зачета осуществляется посредством письменного тестирования, включающего вопросы и задания для
Тема, раздел
Всего часов
Задания для самостоятельной работы
Форма контроля
1.
Сущность и природа управленческих решений.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
15
- изучение проблем, не выносимых на лекции;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
2. Понятие и классификация методов разработки и принятия решений.
15
- изучение проблем, не выносимых на лекции;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
3.
Методы принятия управленческих решений
30
- изучение и конспектирование учебных пособий и периодических изданий;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
Перечень основных учебно-методических материалов для лекционных и практических занятий представлен в п. 7 рабочей программы дисциплины.
Контроль аудиторной самостоятельной работы осуществляется в форме дискуссии и круглых столов, собеседования. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в форме устного или письменного опроса.
Промежуточный контроль знаний в форме зачета осуществляется посредством письменного тестирования, включающего вопросы и задания для
Тема, раздел
Всего часов
Задания для самостоятельной работы
Форма контроля
1.
Сущность и природа управленческих решений.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
15
- изучение проблем, не выносимых на лекции;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
2. Понятие и классификация методов разработки и принятия решений.
15
- изучение проблем, не выносимых на лекции;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
3.
Методы принятия управленческих решений
30
- изучение и конспектирование учебных пособий и периодических изданий;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
4. Методы оценки результатов принятых управленческих решений
30
- изучение и конспектирование учебных пособий и периодических изданий;
- подготовка к практическому занятию;
- написание тематических письменных заданий;
- подготовка к выполнению практического задания (кейса);
- подготовка к тестированию.
- беседы и круглые столы;
- проведение практического занятия;
- проверка письменных работ;
- проверка практических заданий (кейсов);
- проведение тестирования.
ИТОГО
90
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся отражено в п.7 рабочей программы дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений».