Файл: Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. КОМПЛЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы
Освоение дисциплины направлено на формирование:
универсальных компетенций
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
общепрофессиональных компетенций
ОПК-1 Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
ОПК-3 Способен самостоятельно принимать обоснованные организационно- управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс- культурной) и динамичной среды
Данные компетенции формируются в процессе изучения дисциплины на двух этапах: этап 1 – текущий контроль; этап 2 – промежуточная аттестация.
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
Оценка компетенций на различных этапах их формирования осуществляется в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации, Положением о балльной и рейтинговой системах оценивания и технологической картой дисциплины (Приложение 1), принятыми в Институте.
6.2.1. Показатели и критерии оценивания
компетенций на этапе текущего контроля
№ п/п Показатели оценивания
Критерии оценивания
Шкала
оценивания
1
Посещение и работа на лекционных и практических занятиях (собеседование, контрольная работа, круглый стол и дискуссия)
1. Посещение занятий: а) посещение лекционных и практических занятий, б) соблюдение дисциплины.
2. Работа на лекционных занятиях: а) ведение конспекта лекций, б) уровень освоения теоретического материала, в) активность на лекции, умение формулировать вопросы лектору.
3. Работа на практических занятиях: а) уровень знания учебно-программного материала, б) умение выполнять задания, предусмотренные программой курса, в) практические навыки работы с освоенным материалом.
0-35
2
Письменное задание
1. Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей
(межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
2. Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме письменного задания; б) соответствие содержания теме и плану письменного задания; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
3. Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения
(в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму письменного задания.
0-25
3
Практическое задание
1. Анализ проблемы: а) умение верно, комплексно и в соответствии с действительностью выделить причины возникновения проблемы, описанной в практическом задании.
2. Структурирование проблем: а) насколько четко, логично, последовательно были изложены проблемы, участники проблемы, последствия проблемы, риски для объекта.
3.
Предложение стратегических альтернатив: а) количество вариантов решения проблемы, б) умение связать теорию с практикой при решении проблем.
4. Обоснование решения: а) насколько аргументирована позиция относительно предложенного решения практического задания; б) уровень владения профессиональной терминологией.
5. Логичность изложения материала: а) насколько соблюдены общепринятые нормы логики в предложенном решении, б) насколько предложенный план может быть реализован в текущих условиях.
0-50
6.2.2. Показатели и критерии оценивания
компетенций на этапе промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачёта в виде выполнения тестирования и/или итоговой работы.
Итоговые задания разрабатываются по основным вопросам теоретического материала и позволяют осуществлять промежуточный контроль знаний и степени усвоения материала.
При проведении промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений» могут формироваться варианты тестов, относящихся ко всем темам дисциплины.
Оценка знаний студентов осуществляется в соответствии с Положением о балльной и рейтинговой системах оценивания, принятой в Институте, и технологической картой дисциплины
№
п/п
Показатели оценивания
Критерии оценивания
Шкала
оценивания
1 Итоговая работа
Количество баллов за тест пропорционально количеству правильных ответов на тестовые задания.
После прохождения теста суммируются результаты выполнения всех заданий для выставления общей оценки за тест.
0-25
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
6.3.1. Типовые контрольные задания или иные материалы
на этапе текущего контроля
Посещение и работа на лекционных и практических занятиях (собеседование, контрольная
работа, круглый стол и дискуссия)
При преподавании дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» применяются разнообразные образовательные технологии в зависимости от вида и целей учебных занятий.
Теоретический материал излагается на лекционных занятиях в следующих формах:
- проблемные лекции по вопросам: «Общая методология и принципы разработки управленческих решений», «Анализ проблем учета риска и неопределенности при принятии управленческих решений в органах власти и управления» в теме «Методы и технологии принятия и исполнения управленческих решений в условиях неопределенности и риска»;
- лекция-беседа по вопросам: «Методы календарного планирования и управления при разработке управленческих решений» в теме «Сущность и содержание процесса планирования при разработке и исполнении управленческих решений» и «Сущность и содержание процесса разработки стратегических решений в организации» в теме «Методы и технологии принятия и исполнения управленческих решений в условиях неопределенности и риска»;
- лекции с разбором практических ситуаций по вопросам: «Мониторинг и контроль исполнения управленческих решений» и «Технологии оценки качества и эффективности исполнения управленческих решений» в теме «Контроль, качество и эффективность исполнения управленческих решений», а также по теме «Социально-психологические основы подготовки, делегирования и исполнения управленческих решений».
Практические занятия по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений» ориентированы на закрепление теоретического материала, изложенного на лекционных занятиях, а также на приобретение дополнительных знаний, умений и практических навыков осуществления профессиональной деятельности посредством активизации и усиления самостоятельной деятельности обучающихся.
Большинство практических занятий проводятся с применением активных форм обучения, к которым относятся:
1) устный опрос студентов с элементами беседы и дискуссии по вопросам, выносимым на практические занятия;
2) групповая работа студентов, предполагающая совместное обсуждение какой-либо проблемы (вопроса) и выработку единого мнения (позиции) по ней (метод группового обсуждения, круглый стол);
3) контрольная работа по отдельным вопросам, целью которой является проверка знаний студентов и уровень подготовленности для усвоения нового материала по дисциплине.
На практических занятиях оцениваются и учитываются все виды активности студентов: устные ответы, дополнения к ответам других студентов, участие в дискуссиях, работа в группах, инициативный обзор проблемного вопроса, письменная работа.
Более подробно с содержанием лекционных занятий и формами практических занятий можно ознакомиться в п. 4.2 рабочей программы дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений».
Письменное задание
Формируемые компетенции УК-1, ОПК-1, ОПК-3.
Цели и задачи реферата.
Целью работы является обобщение и систематизация теоретического материала в рамках исследуемой проблемы.
В процессе выполнения работы решаются следующие задачи:
1. Формирование информационной базы:
• анализ точек зрений зарубежных и отечественных специалистов в области дисциплины;
• конспектирование и реферирование первоисточников в качестве базы для сравнения, противопоставления, обобщения;
• анализ и обоснование степени изученности исследуемой проблемы;
• подготовка библиографического списка исследования.
2. Формулировка актуальности темы:
• отражение степени важности исследуемой проблемы в современной теории и
практике;
• выявление соответствия задачам теории и практики, решаемым в настоящее время;
• определение места выбранной для исследования проблемы в дисциплине.
3. Формулировка цели и задач работы:
• изложение того, какой конечный результат предполагается получить при проведении теоретического исследования;
• четкая формулировка цели и разделение процесса ее достижения на этапы;
• выявление особенностей решения задач (задачи - это те действия, которые необходимо предпринять для достижения поставленной в работе цели).
В результате написания реферата обучающийся изучает и анализирует информационную базу с целью установления теоретических зависимостей, формулирует понятийный аппарат, определяет актуальность, цель и задачи работы.
Обязательными составляющими элементами реферата являются:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основное содержание, разделенное на разделы (параграфы, пункты, подпункты), расположенные и поименованные согласно плану; в них аргументировано и логично раскрывается избранная тема в соответствии с поставленной целью; обзор литературы; описание применяемых методов, инструментов, методик, процедур в рамках темы исследования; анализ примеров российского и зарубежного опыта, отражающих тему исследования и т.д..
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Требования к оформлению письменных работ представлены в Методических указаниях к содержанию, оформлению и критериям оценивания письменных, практических и курсовых работ, утвержденных решением Научно-методического совета (протокол №8 от 07.06.2018 г.).
Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице в Приложении 3.
• выявление соответствия задачам теории и практики, решаемым в настоящее время;
• определение места выбранной для исследования проблемы в дисциплине.
3. Формулировка цели и задач работы:
• изложение того, какой конечный результат предполагается получить при проведении теоретического исследования;
• четкая формулировка цели и разделение процесса ее достижения на этапы;
• выявление особенностей решения задач (задачи - это те действия, которые необходимо предпринять для достижения поставленной в работе цели).
В результате написания реферата обучающийся изучает и анализирует информационную базу с целью установления теоретических зависимостей, формулирует понятийный аппарат, определяет актуальность, цель и задачи работы.
Обязательными составляющими элементами реферата являются:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основное содержание, разделенное на разделы (параграфы, пункты, подпункты), расположенные и поименованные согласно плану; в них аргументировано и логично раскрывается избранная тема в соответствии с поставленной целью; обзор литературы; описание применяемых методов, инструментов, методик, процедур в рамках темы исследования; анализ примеров российского и зарубежного опыта, отражающих тему исследования и т.д..
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Требования к оформлению письменных работ представлены в Методических указаниях к содержанию, оформлению и критериям оценивания письменных, практических и курсовых работ, утвержденных решением Научно-методического совета (протокол №8 от 07.06.2018 г.).
Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице в Приложении 3.
1 2 3 4 5
Практическое задание
Формируемые компетенции УК-1, ОПК-1, ОПК-3.
Кейс - описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Цель кейса - научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую.
В процессе выполнения кейса решаются следующие задачи:
• Формирование и развитие информационной компетентности;
• Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
• Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
• Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию.
Обязательными составляющими элементами кейса являются:
- титульный лист;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения
Требования к оформлению практических работ представлены в Методических
указаниях к содержанию, оформлению и критериям оценивания письменных, практических и курсовых работ, утвержденных решением Научно-методического совета (протокол №8 от
07.06.2018 г.).
Кейс содержит ситуацию, требующую решения на основе использования теоретических аспектов и положений дисциплины.
При решении ситуации кейса обучающиеся должны:
A
. проанализировать предложенную ситуацию, выделить значимые моменты, влияющие на её решение и дать им оценку;
B
. используя материалы кейса, выделить технологии, необходимые для решения ситуации;
C
. сформулировать и предложить возможные решения ситуации, выбрать лучшее из них.
Письменное решение ситуации кейса должно состоять из ответов на вопросы к кейсу.
Требования к работе: объем работы 3-5 страниц, Шрифт Times New Roman, 14, «одинарный» интервал. Критерии оценки: использование материалов кейса, логичность изложения материала, самостоятельность работы. кейс представлен в Приложении 4.
6.3.2. Типовые контрольные задания или иные материалы
на этапе промежуточной аттестации
Формируемые компетенции УК-1, ОПК-1, ОПК-3.
Вопросы к зачету:
1 Процесс принятия управленческого решения: сущность, необходимость, общественная обусловленность.
2 Общие сведения о процессе принятия решений, его элементы.
3 Понятие «управленческая проблема», «управленческое решение».
4 Основные свойства управленческих решений.
5 Характеристика различных групп лиц, участвующих в разработке и принятии управленческих решений.
6 Экономическая основа принятия управленческого решения.
7 Структура управленческого решения.
8 Социальная основа управленческого решения.
9 Правовая сущность управленческого решения.
10
Организационная сущность управленческих решений.
11 Технологическая основа принятия управленческого решения.
12 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
13 Классификационные признаки управленческих решений.
14 Классификация управленческих решений.
15 Краткая характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики
16 Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческого решения.
17 Применение экспертных методов в процессе принятия решений.
18 Понятие «качество управленческой деятельности» и «качество управленческого решения».
19 Методы прогнозирования в процессе принятия управленческих решений.
20 Неформальные методы прогнозирования.
21 Характеристика внутренней системы информации в организации.
22 Информационная структура управленческого решения.
23 Характеристика основных этапов процесса принятия управленческого решения.
24 Этап идентификации (диагностики) проблемы.
25 Характеристика методов диагностики проблем в принятии решений
2 6 Содержание методов декомпозиции проблем
27 Сущность методов сравнительного анализа
28 Содержание методов факторного анализа в процессе принятия решений
29 Сущность методов ситуационного анализа
07.06.2018 г.).
Кейс содержит ситуацию, требующую решения на основе использования теоретических аспектов и положений дисциплины.
При решении ситуации кейса обучающиеся должны:
A
. проанализировать предложенную ситуацию, выделить значимые моменты, влияющие на её решение и дать им оценку;
B
. используя материалы кейса, выделить технологии, необходимые для решения ситуации;
C
. сформулировать и предложить возможные решения ситуации, выбрать лучшее из них.
Письменное решение ситуации кейса должно состоять из ответов на вопросы к кейсу.
Требования к работе: объем работы 3-5 страниц, Шрифт Times New Roman, 14, «одинарный» интервал. Критерии оценки: использование материалов кейса, логичность изложения материала, самостоятельность работы. кейс представлен в Приложении 4.
6.3.2. Типовые контрольные задания или иные материалы
на этапе промежуточной аттестации
Формируемые компетенции УК-1, ОПК-1, ОПК-3.
Вопросы к зачету:
1 Процесс принятия управленческого решения: сущность, необходимость, общественная обусловленность.
2 Общие сведения о процессе принятия решений, его элементы.
3 Понятие «управленческая проблема», «управленческое решение».
4 Основные свойства управленческих решений.
5 Характеристика различных групп лиц, участвующих в разработке и принятии управленческих решений.
6 Экономическая основа принятия управленческого решения.
7 Структура управленческого решения.
8 Социальная основа управленческого решения.
9 Правовая сущность управленческого решения.
10
Организационная сущность управленческих решений.
11 Технологическая основа принятия управленческого решения.
12 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
13 Классификационные признаки управленческих решений.
14 Классификация управленческих решений.
15 Краткая характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики
16 Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческого решения.
17 Применение экспертных методов в процессе принятия решений.
18 Понятие «качество управленческой деятельности» и «качество управленческого решения».
19 Методы прогнозирования в процессе принятия управленческих решений.
20 Неформальные методы прогнозирования.
21 Характеристика внутренней системы информации в организации.
22 Информационная структура управленческого решения.
23 Характеристика основных этапов процесса принятия управленческого решения.
24 Этап идентификации (диагностики) проблемы.
25 Характеристика методов диагностики проблем в принятии решений
2 6 Содержание методов декомпозиции проблем
27 Сущность методов сравнительного анализа
28 Содержание методов факторного анализа в процессе принятия решений
29 Сущность методов ситуационного анализа