Файл: Урок изучения нового материала Целевая установка урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
География 5 класс
"Движение земной коры"
Тип учебного занятия | Урок изучения нового материала | |
Целевая установка урока | формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях и вулканизме. | |
Задачи | Образовательные: | способствовать представлению и пониманию стихийных явлений литосферы; |
Развивающие: | продолжить работу над развитием устной монологической и диалогической речи; создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры; | |
Воспитательные: | способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе); способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения. | |
УУД | Личностные | аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России |
Регулятивные | определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. | |
Коммуникативные | излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; | |
Познавательные | находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. | |
Планируемые результаты | Предметные: Знать Уметь | Знать причины и следствия движения земной коры; Знать действия внутренних сил на формирование рельефа; Уметь находить районы землетрясений и вулканизма на физической карте полушарий. |
Личностные | Учебно–познавательный интерес к географии | |
Метапредметные | Выявлять причинно-следственные связи; Умение вести диалог, вырабатывая общее решение |
Ход урока
I. Организация класса.
II. Мотивация.
Сегодня на уроке мы продолжаем с вами изучать большой раздел. Какой? (Литосфера). Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, где залегают и как используются человеком в хозяйственной деятельности.
Вспомните:
-
Какие горные породы называют полезными ископаемыми? (горные породы и минералы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми) -
На какие группы делятся полезные ископаемые? ( в зависимости от характера использования выделяют топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые). -
Каковы основные закономерности размещения полезных ископаемых? (полезные ископаемые осадочного происхождения чаще всего добывают на равнинах, а магматического и метаморфического происхождения – в невысоких горах).
III. Определение темы урока.
Вспомните, в прошлом году мы говорили о викингах? Жили викинги на самом севере Европы, на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Возвращаясь из своего плавания, они подплывали к почти отвесным берегам и крепили свои корабли, (драккары) на толстые кольца почти на уровне воды. Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, и драккары не пугают жителей на берегах Европы. Но причальные кольца сохранились. Только есть одна странность. Теперь они находятся на высоте почти 9 метров.
Как оказались кольца вбитые викингами на уровне моря на высоте почти третьего этажа? (вертикальные движения Земли)
Да, сегодня мы с вами будем говорить о движении Земли.
Откройте тетради и запишите тему урока
IV. Объяснение нового материала.
Медленные, или вековые, движения земной коры – это вертикальные движения поверхности Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов протекающих в её недрах.
В результате медленного опускания земной поверхности огромные территории могут быть затоплены морем. Длительное поднятие может привести к противоположному результату: дно моря станет сушей.
Территория, на которой мы живем, тоже была затоплена, поэтому мы с вами очень часто находим свернутые в тугую спираль окаменевшие раковины.
Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные).
Прослушайте отрывок из книги «Дети капитана Гранта»
«Занимавшийся день осветил ужасное зрелище. Очертание гор внезапно изменили форму. Вершины качались и потом с диким треском куда-то провалились, словно в раскрытый люк. Целый участок хребта шириной в несколько миль сорвался с места и скользил по направлению к равнине. – Это землетрясение! – крикнул Паганель. Ученый-географ не ошибся. Это было, действительно землетрясение, частое явление в горах Чили, а особенно в том месте, где сейчас находились путешественники. Здесь за 14 лет город Конионо – был разрушен дважды, а город Сантьяго – четырежды».
Беседа:
-
Что такое землетрясение? Дайте определение (можно использовать учебник).
Землетрясения – подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.
Запишите в тетради определение. -
Почему они часто бывают в Чили? -
Какие разрушения производят землетрясения?
Откройте рабочую тетрадь на стр.44. прочитайте отрывок М. Горького.
-
Что произошло в Мессине утром 28 декабря 1908 г.?
Откройте учебник на стр. 77-78 «Шкала силы землетрясений» внимательно изучите таблицу. -
На основании описания оцените силу землетрясения в баллах. Ответ обоснуйте. -
В тексте присутствует описание не одного, а двух связанных друг с другом стихийных бедствий. Назовите их и скажите, какая между ними существует связь.
А сейчас прошу вас послушать стихотворение и найти элементы землетрясения на рисунке:
1
(рисунок раздается на каждую парту)
«На глубине земных пластов – смещение,
Взрыв произошел: очаг землетрясение.
И от его сейсмические волны
Распространились с быстротой огромной.
Над очагом отмечен эпицентр -
Волна смела здесь все в один момент.
Разрушены дороги и строения,
Погибли люди от землетрясения».
Запишите в тетрадь следующие определения:
Место разлома и перемещения горных пород называется
очагом землетрясения (его глубина от 60-700 км).
Участок земли, расположенный над очагом землетрясения, называется эпицентром землетрясения.
С помощью современных, специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах земли. Данные наблюдений сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия землетрясений. Люди, которые занимаются изучением землетрясений, называются сейсмологи.
2
Сейсмограф
А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровьесберегающий элемент урока) – где-то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).
О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)
При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.
Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).
На земле насчитывается около 2,5 тысяч вулканов, 800 из них действующие (есть свидетельства их извержения).
Работа с учебником:
-
По карте в учебнике стр. 77, рис. 50 найдите зоны распространения вулканов. -
В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия)
-
Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками). -
Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская) -
На карте полушарий и физической карте мира найдите условное обозначение вулкана? (дети называют «звездочку», сокращение «влк.» и высоту)
Найдите и назовите несколько крупных вулканов (работа с атласами.)
Так что же такое вулкан?
(Учащиеся работают со схемой и планом на доске; записывают в тетрадь новые слова и определения).
3
Извержение вулкана сопровождается гулом, грохотом, если вершины вулкана покрыты снегом, снег тает, и с гор сходят грязевые потоки (от селей больше жертв, чем от лавы). Интенсивность и мощность вулканов неодинакова.
(Рассказ о подводных вулканах)
Пример: В начале XVII века в результате извержения вулкана образовался вулканический остров в Средиземном море. Итальянцы называли его Юлия, англичане Грехем, а испанцы Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 г он снова появился, но через некоторое время опять исчез.
Учитель: (о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах)
« Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь!..
4
(вулканолог у кратера вулкана)
Наука, изучающая вулканы – вулканология. У подножия Ключевской Сопки, в посёлке Ключи, находится наблюдательная станция вулканологов – филиал Института вулканологии АН РФ.
V. Практическая работа.
-
Найти по координатам вулканы, записать их названия и абсолютную высоту.
-
19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м) -
2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м) -
4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м) -
55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м) -
6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).
Отметить на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун и вулканы найденные по координатам.
ГЕЙЗЕРЫ:
Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунешься поток
Водичка, словно кипяток.
(остров Исландия)
Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды.
Название пришло из Исландии от Большого Гейзера. В 1918 г. деятельность этого гейзера прекратилась, превратившись в нарицательное – в переводе гейзер – «горячий».
-
Йеллоустонский национальный парк и Калифорния -
Новая Зеландия -
Исландия -
Небольшие гейзеры действуют в Японии и Китае (в Тибете) -
И самый экзотический уголок Земли – Долина Гейзеров на Камчатке. Здесь известно до 20 крупных гейзеров – самый большой – Великан. «Жемчужный» – по цвету отложений. «Сахарный» – окружённый красивым светло – розовым цветом