Файл: Тема 12. Управление качеством проекта 12 Понятие качества и его применение в проектах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, влияющую на качество проекта, должны быть четко установлены и закреплены документально в рамках специальной программы обеспечения качества проекта. Программа должна предусматривать:
- организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться;
- четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы.
Суть работы менеджера проекта в рамках системы управления качеством состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным. Информацию для такого анализа дает учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества.
Для обеспечения качества обычно применяются те же инструменты и методы, которые используются при планировании качества. Прежде всего, это выбранные на предыдущем этапе индикаторы качества. В качестве методов используются:
• проведение экспериментов (испытания, контрольные тесты);
• контрольные списки, разработанные на этапе планирования качества;
• бенчмаркинг - сравнение проверяемой продукции или процедур проекта с лучшими аналогами с целью определения направления улучшений.
Важную роль играют также аудиты качества - проверки соответствия исполнения проекта выбранным на этапе планирования организационным и проектным политикам, процессам и процедурам. Аудит является независимой экспертной оценкой, направленной на выявление неэффективных и экономически неоправданных процедур и процессов в ходе реализации проекта. Аудиты могут быть плановыми, осуществляемыми по заранее утвержденному расписанию, и внеплановыми.
Результатом деятельности по обеспечению качества проекта являются запросы на изменения процедур и процессов проекта. Эти изменения должны быть связаны с повышением экономической эффективности и отвечают интересам всех участников и стейкхолдеров проекта.
12.4. Контроль качества проекта
Контроль качества - комплекс технических и технологических мероприятий по проверке соответствия продукции, процедур и процессов проекта требованиям качества, анализу отклонений и внесению необходимых корректирующих воздействий.
Виды и методы контроля качества представлены на рисунке 12.3.
Как правило, для обеспечения качества проекта используют следующие мероприятия:
- контроль разработки проекта (проектирования) - должен быть направлен на то, чтобы в проектной документации были отражены требования законодательства, промышленные стандарты, экологические нормативы, а также учтены требования потребителя;
- контроль документации - должен гарантировать, что документы и вносимые в них изменения проверены на соответствие, переданы туда, где они необходимы, и используются по назначению;
- контроль поставки оборудования и материалов - должен обеспечить соответствие оборудования, материалов и услуг проектной документации;
- идентификация и контроль материалов, деталей, узлов - должен не позволять использовать ошибочные или дефектные материалы и детали. Это особенно важно, так как проекты часто требуют применения новых уникальных ресурсов, и поэтому недостаточный входной контроль может создать угрозу реализации проектам;
Рис. 12.3. Виды и методы контроля качества
- проверка готовности к испытаниям - должна гарантировать, что при проведении испытаний будут соблюдены все необходимые требования, а сами испытания материалов, приборов, оборудования и т.п. будут проведены в соответствующих условиях;
- проверка контрольно-измерительной аппаратуры - должна гарантировать необходимый уровень точности и аккуратности при проведении испытаний;
- проверка системы управления запасами - должна обеспечивать поддержание необходимого уровня запасов, их защиту, условия хранения и т.п.;
- контроль проведения испытаний и приемки;
- корректирующие воздействия - должны гарантировать обнаружение и ликвидацию ситуаций, негативно влияющих на качество проекта, а также предотвращение повторения таких ситуаций в будущем;
- регистрация мер по обеспечению качества - позволяет определить эффективность программы.
Для контроля качества используются инструменты, облегчающие визуализацию результатов, прежде всего, различные диаграммы.
1. Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы), которую также называют диаграммой «рыбьего скелета», применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции (Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы. См.: Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ. / под ред. А. В. Гличева. - М.: Экономика, 1988). Она иллюстрирует связь различных факторов с возможными проблемами или эффектами. Диаграмма позволяет систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
На рисунке 12.5 показан пример диаграммы причинно-следственных связей.
Рис. 12.4. Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы)
2. Контрольные диаграммы предназначены для определения, насколько стабильно протекает тот или иной процесс и насколько предсказуемо его развитие. Контрольные диаграммы могут использоваться в качестве инструмента по сбору данных для отображения случаев, когда в процессе возникают различные изменения, вызванные особыми причинами, способные создать условия, не поддающиеся контролю. Контрольные диаграммы также дают наглядное представление о развитии процесса во времени.
На рисунке 12.5 приведен пример контрольной диаграммы исполнения расписания проекта. На оси х всех контрольных диаграмм приводятся значения, использованные в примере (обычно значения времени).
На всех контрольных диаграммах есть три базовые линии:
1) центральная линия, обозначенная на рисунке 12.5 «ẋ», которая показывает среднее значение (х) данных процесса;
2) верхняя линия, обозначающая верхний предел контроля, отстоящий от центральной линии на установленное значение. Этот предел соответствует верхней границе диапазона приемлемых данных
3) нижняя линия, обозначающая нижний предел контроля, соответствующий нижней границе диапазона приемлемых данных. Точки, находящиеся за границами верхнего и нижнего пределов, показывают, что процесс вышел из-под контроля и (или) нестабилен.
Рис. 12.5. Пример контрольной диаграммы исполнения расписания проекта
3. Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий разделить факторы, влияющие на возникшую проблему, на важные и несущественные для распределения усилий по ее решению. В основе диаграммы Парето лежит «принцип Парето» (80/20), согласно которому 20% причин приводят к 80% проблем, поэтому целью построения диаграммы является выявление этих причин для концентрации усилий по их устранению.
Диаграммы Парето логически связаны с законом Парето (Закон, или принцип, Парето назван в честь итальянского инженера, социолога и экономиста В. Парето, который в одной из своих работ вывел закономерность, что 20% итальянских домохозяйство получают 80% всех доходов. (См.: Компендиум по общей социологии. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007). Для использования же в менеджменте «принцип Парето» предложил известный специалист в области качества Дж. Джуран в 1941 г., который заключается в том, что относительно малое число причин обычно приводит к большинству проблем или дефектов.
4. Схема прогноза отображает историю и модель изменений. Схема прогноза представляет собой линейный график, отображающий точки ввода данных, расположенные на графике в порядке их возникновения. Схема прогноза дает представление о трендах процесса во времени, колебаниях во времени, а также о позитивных и негативных изменениях процесса во времени. При помощи схем прогноза также проводится анализ тенденций. Анализ тенденций включает в себя использование математических методов для прогнозирования будущих результатов на основании результатов предыдущего опыта. Анализ тенденций часто используется для наблюдения за следующими показателями:
- техническое исполнение - сколько ошибок или дефектов выявлено и сколько еще не исправлено;
- исполнением расписания и стоимости - какое количество операций, имеющих значительные отклонения, выполнено в каждый период времени.
- организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться;
- четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы.
Суть работы менеджера проекта в рамках системы управления качеством состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным. Информацию для такого анализа дает учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества.
Для обеспечения качества обычно применяются те же инструменты и методы, которые используются при планировании качества. Прежде всего, это выбранные на предыдущем этапе индикаторы качества. В качестве методов используются:
• проведение экспериментов (испытания, контрольные тесты);
• контрольные списки, разработанные на этапе планирования качества;
• бенчмаркинг - сравнение проверяемой продукции или процедур проекта с лучшими аналогами с целью определения направления улучшений.
Важную роль играют также аудиты качества - проверки соответствия исполнения проекта выбранным на этапе планирования организационным и проектным политикам, процессам и процедурам. Аудит является независимой экспертной оценкой, направленной на выявление неэффективных и экономически неоправданных процедур и процессов в ходе реализации проекта. Аудиты могут быть плановыми, осуществляемыми по заранее утвержденному расписанию, и внеплановыми.
Результатом деятельности по обеспечению качества проекта являются запросы на изменения процедур и процессов проекта. Эти изменения должны быть связаны с повышением экономической эффективности и отвечают интересам всех участников и стейкхолдеров проекта.
12.4. Контроль качества проекта
Контроль качества - комплекс технических и технологических мероприятий по проверке соответствия продукции, процедур и процессов проекта требованиям качества, анализу отклонений и внесению необходимых корректирующих воздействий.
Виды и методы контроля качества представлены на рисунке 12.3.
Как правило, для обеспечения качества проекта используют следующие мероприятия:
- контроль разработки проекта (проектирования) - должен быть направлен на то, чтобы в проектной документации были отражены требования законодательства, промышленные стандарты, экологические нормативы, а также учтены требования потребителя;
- контроль документации - должен гарантировать, что документы и вносимые в них изменения проверены на соответствие, переданы туда, где они необходимы, и используются по назначению;
- контроль поставки оборудования и материалов - должен обеспечить соответствие оборудования, материалов и услуг проектной документации;
- идентификация и контроль материалов, деталей, узлов - должен не позволять использовать ошибочные или дефектные материалы и детали. Это особенно важно, так как проекты часто требуют применения новых уникальных ресурсов, и поэтому недостаточный входной контроль может создать угрозу реализации проектам;
Рис. 12.3. Виды и методы контроля качества
- проверка готовности к испытаниям - должна гарантировать, что при проведении испытаний будут соблюдены все необходимые требования, а сами испытания материалов, приборов, оборудования и т.п. будут проведены в соответствующих условиях;
- проверка контрольно-измерительной аппаратуры - должна гарантировать необходимый уровень точности и аккуратности при проведении испытаний;
- проверка системы управления запасами - должна обеспечивать поддержание необходимого уровня запасов, их защиту, условия хранения и т.п.;
- контроль проведения испытаний и приемки;
- корректирующие воздействия - должны гарантировать обнаружение и ликвидацию ситуаций, негативно влияющих на качество проекта, а также предотвращение повторения таких ситуаций в будущем;
- регистрация мер по обеспечению качества - позволяет определить эффективность программы.
Для контроля качества используются инструменты, облегчающие визуализацию результатов, прежде всего, различные диаграммы.
1. Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы), которую также называют диаграммой «рыбьего скелета», применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции (Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы. См.: Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ. / под ред. А. В. Гличева. - М.: Экономика, 1988). Она иллюстрирует связь различных факторов с возможными проблемами или эффектами. Диаграмма позволяет систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
На рисунке 12.5 показан пример диаграммы причинно-следственных связей.
Рис. 12.4. Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы)
2. Контрольные диаграммы предназначены для определения, насколько стабильно протекает тот или иной процесс и насколько предсказуемо его развитие. Контрольные диаграммы могут использоваться в качестве инструмента по сбору данных для отображения случаев, когда в процессе возникают различные изменения, вызванные особыми причинами, способные создать условия, не поддающиеся контролю. Контрольные диаграммы также дают наглядное представление о развитии процесса во времени.
На рисунке 12.5 приведен пример контрольной диаграммы исполнения расписания проекта. На оси х всех контрольных диаграмм приводятся значения, использованные в примере (обычно значения времени).
На всех контрольных диаграммах есть три базовые линии:
1) центральная линия, обозначенная на рисунке 12.5 «ẋ», которая показывает среднее значение (х) данных процесса;
2) верхняя линия, обозначающая верхний предел контроля, отстоящий от центральной линии на установленное значение. Этот предел соответствует верхней границе диапазона приемлемых данных
3) нижняя линия, обозначающая нижний предел контроля, соответствующий нижней границе диапазона приемлемых данных. Точки, находящиеся за границами верхнего и нижнего пределов, показывают, что процесс вышел из-под контроля и (или) нестабилен.
Рис. 12.5. Пример контрольной диаграммы исполнения расписания проекта
3. Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий разделить факторы, влияющие на возникшую проблему, на важные и несущественные для распределения усилий по ее решению. В основе диаграммы Парето лежит «принцип Парето» (80/20), согласно которому 20% причин приводят к 80% проблем, поэтому целью построения диаграммы является выявление этих причин для концентрации усилий по их устранению.
Диаграммы Парето логически связаны с законом Парето (Закон, или принцип, Парето назван в честь итальянского инженера, социолога и экономиста В. Парето, который в одной из своих работ вывел закономерность, что 20% итальянских домохозяйство получают 80% всех доходов. (См.: Компендиум по общей социологии. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007). Для использования же в менеджменте «принцип Парето» предложил известный специалист в области качества Дж. Джуран в 1941 г., который заключается в том, что относительно малое число причин обычно приводит к большинству проблем или дефектов.
4. Схема прогноза отображает историю и модель изменений. Схема прогноза представляет собой линейный график, отображающий точки ввода данных, расположенные на графике в порядке их возникновения. Схема прогноза дает представление о трендах процесса во времени, колебаниях во времени, а также о позитивных и негативных изменениях процесса во времени. При помощи схем прогноза также проводится анализ тенденций. Анализ тенденций включает в себя использование математических методов для прогнозирования будущих результатов на основании результатов предыдущего опыта. Анализ тенденций часто используется для наблюдения за следующими показателями:
- техническое исполнение - сколько ошибок или дефектов выявлено и сколько еще не исправлено;
- исполнением расписания и стоимости - какое количество операций, имеющих значительные отклонения, выполнено в каждый период времени.