Файл: Особенности профессиональной деятельности и психологическое здоровье (направленность (профиль) специализация) Практическое задание 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.04.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
«Особенности профессиональной деятельности и психологическое здоровье» |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №3
по учебному курс
« Особенности профессиональной деятельности и психологическое»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | В.А.ФРОЛОВ | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХмвд-2204а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 3
Тема 4.1. Особенности профессиональной деятельности и психологическое здоровье.
Цель занятия: изучить особенности профессиональной деятельности и приемы сохранения психологического здоровья в профессии.
Формулировка задания. Напишите письменную работу на одну произвольно выбранную из предложенного списка тему. Письменная работа должна соответствовать следующим требованиям:
соответствие содержания заявленной тематике;
отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок;
четкая композиция и структура, наличие содержания;
логичность и последовательность в изложении материала;
представленный в полном объеме список использованной литературы;
корректно оформленный список использованной литературы;
наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада;
способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;
обоснованность выводов;
самостоятельность изучения материала и анализа;
отсутствие фактов плагиата;
объемом 3–5 печатных страниц;
письменная работа должна быть дополнена примером.
Темы для работ:
Понятие стресса и признаки его проявления. Приведите пример.
Стадии развития стресса. Приведите пример к каждой стадии стресса.
Факторы, влияющие на возникновение стрессового состояния личности. Приведите пример.
Соотнесите понятия жизнестойкости и уязвимости личности. Приведите пример.
Какие профессии наиболее подвержены возникновению стрессового состояния личности и почему? Приведите примеры трех профессий.
Проективные диагностические методики для определения стрессоустойчивости личности. Приведите пример применения проективного метода.
Приемы и методы, направленные на предотвращение и ослабление стрессового состояния личности. Приведите примеры трех приемов и методов.
Опишите типы темпераментов. Приведите пример к каждому типу.
Дайте характеристику и опишите причины фрустрации. Приведите пример.
Существует ли взаимосвязь личностных особенностей и ВНД? Поясните и приведите пример.
Популярные техники, применяемые для снятия психоэмоционального напряжения. Какие, на Ваш взгляд, техники являются более эффективными и почему? Приведите пример.
Опишите популярные психодиагностические методы, направленные на выявление психоэмоциональной напряженности личности. Приведите пример особенностей проведения психологической диагностики с учетом возраста.
Долголетие как показатель психологического здоровья. Приведите пример.
Дайте определение понятию «релаксация». Опишите, какие физиологические механизмы «лежат» в основе релаксации. Приведите пример.
Раскройте тему «Виды релаксации». Приведите пример.
Дайте характеристику и опишите различия физической релаксации и психологической релаксации. Приведите пример.
Рекомендации к выполнению задания 3. Ознакомьтесь с научной литературой по изучаемой теме, расположенной в свободных источниках и учебниках «Психология здоровья 1», «Психология здоровья 2». Определитесь с выбором темы из предложенного списка, подробно исследуйте выбранную Вами тему.
Вопрос №1.
1.Понятие стресса и признаки его проявления. Приведите пример.
Ответ:
Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».
Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».
По своей сути стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.
Стрессы можно подразделить на:
Положительные и отрицательные – по степени эмоциональной окраски.
Кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) – по продолжительности.
Физиологические и психологические – последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.
Источники стресса могут быть:
Внешние - переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.
Внутренние – пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.
Причины и факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:
перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
любая сильная эмоция;
усталость;
физическая травма, операция, заболевание;
шум;
резкие изменения температуры и т.д.
Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.
Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма
.
Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора
.
Третья стадия - стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.
СИМПТОМЫ СТРЕССА И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ НЕГО
Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.
Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.
К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.
Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача. С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).
СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.
Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.
К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:
Отвлечение от стрессовой ситуации - если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс - пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
Умение расслабляться - стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности.