Файл: Особенности профессиональной деятельности и психологическое здоровье (направленность (профиль) специализация) Практическое задание 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.04.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

«Особенности профессиональной деятельности и психологическое здоровье»

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №3
по учебному курс

« Особенности профессиональной деятельности и психологическое»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.А.ФРОЛОВ







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХмвд-2204а













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022
Практическое задание 3
Тема 4.1. Особенности профессиональной деятельности и психологическое здоровье.

Цель занятия: изучить особенности профессиональной деятельности и приемы сохранения психологического здоровья в профессии.


Формулировка задания. Напишите письменную работу на одну произвольно выбранную из предложенного списка тему. Письменная работа должна соответствовать следующим требованиям:

соответствие содержания заявленной тематике;

отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок;

четкая композиция и структура, наличие содержания;

логичность и последовательность в изложении материала;

представленный в полном объеме список использованной литературы;

корректно оформленный список использованной литературы;

наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада;

способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

обоснованность выводов;

самостоятельность изучения материала и анализа;

отсутствие фактов плагиата;

объемом 3–5 печатных страниц;

письменная работа должна быть дополнена примером.

Темы для работ:

Понятие стресса и признаки его проявления. Приведите пример.

Стадии развития стресса. Приведите пример к каждой стадии стресса.

Факторы, влияющие на возникновение стрессового состояния личности. Приведите пример.

Соотнесите понятия жизнестойкости и уязвимости личности. Приведите пример.

Какие профессии наиболее подвержены возникновению стрессового состояния личности и почему? Приведите примеры трех профессий.

Проективные диагностические методики для определения стрессоустойчивости личности. Приведите пример применения проективного метода.

Приемы и методы, направленные на предотвращение и ослабление стрессового состояния личности. Приведите примеры трех приемов и методов.

Опишите типы темпераментов. Приведите пример к каждому типу.

Дайте характеристику и опишите причины фрустрации. Приведите пример.

Существует ли взаимосвязь личностных особенностей и ВНД? Поясните и приведите пример.

Популярные техники, применяемые для снятия психоэмоционального напряжения. Какие, на Ваш взгляд, техники являются более эффективными и почему? Приведите пример.

Опишите популярные психодиагностические методы, направленные на выявление психоэмоциональной напряженности личности. Приведите пример особенностей проведения психологической диагностики с учетом возраста.



Долголетие как показатель психологического здоровья. Приведите пример.

Дайте определение понятию «релаксация». Опишите, какие физиологические механизмы «лежат» в основе релаксации. Приведите пример.

Раскройте тему «Виды релаксации». Приведите пример.

Дайте характеристику и опишите различия физической релаксации и психологической релаксации. Приведите пример.

Рекомендации к выполнению задания 3. Ознакомьтесь с научной литературой по изучаемой теме, расположенной в свободных источниках и учебниках «Психология здоровья 1», «Психология здоровья 2». Определитесь с выбором темы из предложенного списка, подробно исследуйте выбранную Вами тему.
Вопрос №1.
1.Понятие стресса и признаки его проявления. Приведите пример.
Ответ:

Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».

Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».

По своей сути стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции.  Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.

Стрессы можно подразделить на:

Положительные и отрицательные – по степени эмоциональной окраски.

Кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) – по продолжительности.

Физиологические и психологические – последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.
Источники стресса могут быть:
Внешние - переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.


Внутренние – пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.

Причины и факторы,  вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:

перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);

любая сильная эмоция;

усталость;

физическая травма, операция, заболевание;

шум;

резкие изменения температуры и т.д.

Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма

.

Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора

.

Третья стадия - стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.

 
СИМПТОМЫ СТРЕССА И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ НЕГО
Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы  тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно.  К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.


Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.

К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.

Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача. С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).

 

СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.

Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.

К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:

Отвлечение от стрессовой ситуации - если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).

Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс - пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».

Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.

Умение расслабляться - стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности.