Файл: Способы записи алгоритмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект урока по теме «Способы записи алгоритмов»

Дата: 10.03.2023 г.

Подготовила: студент ФМФ, группа 240520, Холопица Виктория

Тема урока: «Способы записи алгоритмов»

Класс: 6

Цели:

образовательная: выполнение практических заданий по теме «Способы записи алгоритмов»; изучение способов записи алгоритмов; создание блок-схем.

развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

воспитательная: вызвать у учащихся познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.Оборудование и источники информации:

1. Н. П. Макарова, А. И. Лапо, Е. Н. Войтехович. Информатика: учеб. пособие для 6-го кл.– Минск: Нар. асвета, 2018. – 169 с.
Структура урока:

1. Организационный момент 1 мин

2. Актуализация опорных знаний. 3 мин

3. Изучение нового материала 14 мин

4. Физкультминутка 3 мин

5. Этап контроля знаний и умений. 20мин

6. Подведение итогов урока 1 мин

7. Информация о домашнем задании 1 мин

8. Рефлексия. 2 мин

Содержание урока

1. Организационный момент

Доброе утро! Отметим отсутствующих на уроке. Староста, кто отсутствует и по какой причине? Можем начинать!

2.Актуализация опорных знаний.

На прошлых занятиях вы узнали, что такое алгоритм, познакомились с исполнителем алгоритма. Сейчас мы с вами закрепим полученные ранее знания и навыки. Для этого давайте ответим на вопросы.

Что называется алгоритмом?

- Понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи, называется алгоритмом.

Что называется командой в алгоритме?

Команда в алгоритме — указание на выполнение конкретного действия.

Что такое исполнитель алгоритма?

Исполнитель алгоритма — человек, группа людей или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнять.

3.Изучение нового материала.

Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.


Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Молодцы, верно!

Сегодня на уроке мы познакомимся с видами алгоритмов и научимся их графически изображать.

Итак, тема нашего урока “Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов” 

Издавна человек стремился записывать нужные действия в краткой и понятной форме. Так в различных сферах жизни появились разнообразные инструкции: правила игры, кулинарные рецепты, методы решения математических задач, схемы вязания и т. д. 

Многие из таких записей можно считать алгоритмами, так как они записаны в виде точных и понятных команд и приводят к решению задач. 

Существуют следующие способы записи алгоритмов:

  • словесное описание;

  • графический (блок-схема);

  • программный.

Словесный способ записи алгоритма — запись алгоритма на естественном языке общения. (Рассмотрите примеры 17.1 и 17.2, в которых представлено словесное описание алгоритмов.)

Пример 17.2. Алгоритм приготовления белорусских драников.

  1. Очистить картофель.

  2. Натереть картофель на мелкой терке.

  3. Натереть луковицу на мелкой терке.

  4. Добавить лук в картофель.

  5. Добавить яйцо, муку, соль и специи.

  6. Хорошо все размешать.

  7. Жарить на разогретой сковороде.

Графический способ записи алгоритма — запись алгоритма с помощью геометрических фигур (блоков), соответствующих командам алгоритма, и линий для соединения блоков. 

В информатике для графического способа записи aлгоритма используются блок-схемы, в которых каждый блок изображается в виде некоторой геометрической фигуры и имеет свое назначение.

Блоки начала и окончания алгоритма:  .

Блок для записи выполняемых команд алгоритма:  .

Блоки для ввода исходных данных

 и вывода полученных результатов:  .

Запись алгоритма в виде программы называется программным способом записи алгоритма.

Записывать aлгоритмы программным способом вы научитесь на следующих уроках. 

Рассмотрим такой пример. Пусть в квартире планируется проведение ремонта. Предполагается покрыть пол на кухне кафельной плиткой. Необходимо записать aлгоритм определения минимального количества плиток, необходимых для ремонта.

Словесное описание и блок-схема aлгоритма, позволяющего определить необходимое количество плиток для ремонта, представлены в примере 17.3 . 

Пример 17.3. Ремонт на кухне.

С помощью рулетки определим размеры кухни и плитки и выполним aлгоритм.

  1. Размеры кухни: а = 4,4 (м), b = 3,2 (м).

  2. Sкухни = 4,4 · 3,2 = 14,08 (м2).

  3. Размеры плитки: c = 0,33 (м), d = 0,33 (м).

  4. Sплитки = 0,33 ·  0,33 = 0,1089 (м2).

  5. k ≈ 14,08/0,1089 ≈ 129,29 (пл.)

Ответ: минимальное количество плиток для ремонта кухни — 130.

Словесное описание алгоритма:

  1. С помощью рулетки измерить размеры кухни (длину а, ширину b).

  2. Вычислить площадь кухни
    Sкухни = ab.

  3. С помощью рулетки определить размеры одной кафельной плитки (длину c, ширину d).

  4. Вычислить площадь плитки
    Sплитки = cd.

  5. Определить минимальное количество плиток
    k = Sкухни / Sплитк.

Результатом выполнения алгоритма является значение k.

Запись алгоритма определения количества плиток для ремонта кухни в виде блок-схемы:



В примере 17.4 показана блок-схема алгоритма копирования текстового фрагмента из одной части документа в другую. В aлгoритме предполагается, что исполнитель понимает и умеет правильно выполнять все команды. В противном случае необходимо более подробное описание отдельных команд (например, как скопировать выделенный тeкстовый фрaгмент в буфер обмена).

4. Физкультминутка.

­­Сейчас давайте все вместе поднимемся и сделаем небольшую зарядку, чтобы с новыми силами приступить к самостоятельному выполнению упражнений.

Дети выполняют указанные движения

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


  1. Этап контроля знаний и умений.

1. Запишите алгоритм перемещения текстового фрагмента из одной части документа в другую.

1)выделить текст

2) нажать копировать

3)открыть нужный файл

4) нажать вставить

2. Приведите графическую запись алгоритмов решения примеров 17.1 и 17.2.

3. Запишите алгоритм сложения двух чисел графическим способом.



6. Подведения итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с правилами построения алгоритмов с условиями.

С чем мы сегодня с вами познакомились?

Какие формы записи алгоритмов вы знаете?

Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы?

Что у вас получилось лучше всего?

7. Информация о домашнем задании. §17, ответить на вопросы.

8. Рефлексия.

В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";