ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока по теме «Способы записи алгоритмов»
Дата: 10.03.2023 г.
Подготовила: студент ФМФ, группа 240520, Холопица Виктория
Тема урока: «Способы записи алгоритмов»
Класс: 6
Цели:
образовательная: выполнение практических заданий по теме «Способы записи алгоритмов»; изучение способов записи алгоритмов; создание блок-схем.
развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
воспитательная: вызвать у учащихся познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.Оборудование и источники информации:
1. Н. П. Макарова, А. И. Лапо, Е. Н. Войтехович. Информатика: учеб. пособие для 6-го кл.– Минск: Нар. асвета, 2018. – 169 с.
Структура урока:
1. Организационный момент 1 мин
2. Актуализация опорных знаний. 3 мин
3. Изучение нового материала 14 мин
4. Физкультминутка 3 мин
5. Этап контроля знаний и умений. 20мин
6. Подведение итогов урока 1 мин
7. Информация о домашнем задании 1 мин
8. Рефлексия. 2 мин
Содержание урока
1. Организационный момент
Доброе утро! Отметим отсутствующих на уроке. Староста, кто отсутствует и по какой причине? Можем начинать!
2.Актуализация опорных знаний.
На прошлых занятиях вы узнали, что такое алгоритм, познакомились с исполнителем алгоритма. Сейчас мы с вами закрепим полученные ранее знания и навыки. Для этого давайте ответим на вопросы.
Что называется алгоритмом?
- Понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи, называется алгоритмом.
Что называется командой в алгоритме?
Команда в алгоритме — указание на выполнение конкретного действия.
Что такое исполнитель алгоритма?
Исполнитель алгоритма — человек, группа людей или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнять.
3.Изучение нового материала.
Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.
Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Молодцы, верно!
Сегодня на уроке мы познакомимся с видами алгоритмов и научимся их графически изображать.
Итак, тема нашего урока “Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов”
Издавна человек стремился записывать нужные действия в краткой и понятной форме. Так в различных сферах жизни появились разнообразные инструкции: правила игры, кулинарные рецепты, методы решения математических задач, схемы вязания и т. д.
Многие из таких записей можно считать алгоритмами, так как они записаны в виде точных и понятных команд и приводят к решению задач.
Существуют следующие способы записи алгоритмов:
-
словесное описание; -
графический (блок-схема); -
программный.
Словесный способ записи алгоритма — запись алгоритма на естественном языке общения. (Рассмотрите примеры 17.1 и 17.2, в которых представлено словесное описание алгоритмов.)
Пример 17.2. Алгоритм приготовления белорусских драников.
-
Очистить картофель. -
Натереть картофель на мелкой терке. -
Натереть луковицу на мелкой терке. -
Добавить лук в картофель. -
Добавить яйцо, муку, соль и специи. -
Хорошо все размешать. -
Жарить на разогретой сковороде.
Графический способ записи алгоритма — запись алгоритма с помощью геометрических фигур (блоков), соответствующих командам алгоритма, и линий для соединения блоков.
В информатике для графического способа записи aлгоритма используются блок-схемы, в которых каждый блок изображается в виде некоторой геометрической фигуры и имеет свое назначение.
Блоки начала и окончания алгоритма: , .
Блок для записи выполняемых команд алгоритма: .
Блоки для ввода исходных данных
и вывода полученных результатов: .
Запись алгоритма в виде программы называется программным способом записи алгоритма.
Записывать aлгоритмы программным способом вы научитесь на следующих уроках.
Рассмотрим такой пример. Пусть в квартире планируется проведение ремонта. Предполагается покрыть пол на кухне кафельной плиткой. Необходимо записать aлгоритм определения минимального количества плиток, необходимых для ремонта.
Словесное описание и блок-схема aлгоритма, позволяющего определить необходимое количество плиток для ремонта, представлены в примере 17.3 .
Пример 17.3. Ремонт на кухне.
С помощью рулетки определим размеры кухни и плитки и выполним aлгоритм.
-
Размеры кухни: а = 4,4 (м), b = 3,2 (м). -
Sкухни = 4,4 · 3,2 = 14,08 (м2). -
Размеры плитки: c = 0,33 (м), d = 0,33 (м). -
Sплитки = 0,33 · 0,33 = 0,1089 (м2). -
k ≈ 14,08/0,1089 ≈ 129,29 (пл.)
Ответ: минимальное количество плиток для ремонта кухни — 130.
Словесное описание алгоритма:
-
С помощью рулетки измерить размеры кухни (длину а, ширину b). -
Вычислить площадь кухни
Sкухни = ab. -
С помощью рулетки определить размеры одной кафельной плитки (длину c, ширину d). -
Вычислить площадь плитки
Sплитки = cd. -
Определить минимальное количество плиток
k = Sкухни / Sплитк.
Результатом выполнения алгоритма является значение k.
Запись алгоритма определения количества плиток для ремонта кухни в виде блок-схемы:
В примере 17.4 показана блок-схема алгоритма копирования текстового фрагмента из одной части документа в другую. В aлгoритме предполагается, что исполнитель понимает и умеет правильно выполнять все команды. В противном случае необходимо более подробное описание отдельных команд (например, как скопировать выделенный тeкстовый фрaгмент в буфер обмена).
4. Физкультминутка.
Сейчас давайте все вместе поднимемся и сделаем небольшую зарядку, чтобы с новыми силами приступить к самостоятельному выполнению упражнений.
Дети выполняют указанные движения
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
-
Этап контроля знаний и умений.
1. Запишите алгоритм перемещения текстового фрагмента из одной части документа в другую.
1)выделить текст
2) нажать копировать
3)открыть нужный файл
4) нажать вставить
2. Приведите графическую запись алгоритмов решения примеров 17.1 и 17.2.
3. Запишите алгоритм сложения двух чисел графическим способом.
6. Подведения итогов урока.
Сегодня мы с вами познакомились с правилами построения алгоритмов с условиями.
С чем мы сегодня с вами познакомились?
Какие формы записи алгоритмов вы знаете?
Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы?
Что у вас получилось лучше всего?
7. Информация о домашнем задании. §17, ответить на вопросы.
8. Рефлексия.
В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Сегодня мне удалось…";