Файл: Основная характеристика пенсионного обеспечения 5 1Сущность и понятие пенсии 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.ва, инвали.дов и пожи.лых гражда.н, развиваетс.я система со.циальных с.лужб, уста.навливаютс.я государст.венные пенс.ии, пособи.я и иные г.арантии со.циальной защиты.

Как мы вид.им, Конститу.ция провозглашает основные пр.инципы госу.дарственно.го управле.ния и госу.дарственно.й политики Росс.ийской Федер.ации, в то.м числе и в области соци.ального обес.печения насе.ления.

Она устана.вливает основное пр.аво граждан РФ на пенс.ионное обес.печение и социальную з.ащиту. В частности ст.39 Конст.итуции РФ г.ласит:

Каждому гар.антируется социальное обес.печение по возрасту, в случае болез.ни, инвали.дности, потер.и кормильц.а, для воспитания дете.й и в иных случаях установленных законом.

Государственные пе.нсии и социальные пособ.ия устанавливаются законом.

Поощряется добровольное со.циальное стр.ахование, соз.дание допо.лнительных фор.м социально.го обеспечения и благотворительность.

Таким образо.м, Конститу.ция гарантирует социальную з.ащиту граж.дан Российской Фе.дерации и провозглашает основные н.аправления государственной в.нутренней по.литики касающейс.я пенсионно.го обеспече.ния.

Термин «Социальное обеспечение» по.нимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социа.льное стра.хование, пре.дусматрива.ющее предоставление р.азличных выплат за счет стр.аховых взносов, а так же, социальну.ю защиту (.помощь), осу.ществляему.ю за счет госу.дарственны.х и бюджет.ных средст.в. Социаль.ное страхо.вание, в с.вою очеред
.ь, охватыв.ает государст.венное (об.язательное) со.циальное стр.ахование и добро.вольное (до.полнительное) со.циальное страхо.вание.

Для конкрет.изации данных вопросо.в в Конституции имеются ссылки на фе.деральные законы, о которых пойдет реч.ь в дальнейшем.

Основополагающая идея росси.йского пенсионного закона состо.яла в том, что бы в стране укоре.нилась подлинная система обязательного пе.нсионного стр.ахования, обес.печивающая досто.йный урове.нь жизни л.юдей, выбы.вающих из орб.иты общест.венного про.изводства в с.илу естест.венных прич.ин, и преж.де всего н.аступление ст.арости. Сут.ь такой систе.мы проста и з.аключается в с.ледующем:

каждый гражданин, р.аботающий по н.айму (по тру.довому дого.вору), под.лежит обяз.ательному со.циальному пе.нсионному стр.ахованию нез.ависимо от во.ли и желан.ия его лич.но и работо.дателя, бу.дь последн.ий частным, а.кционерным и.ли государст.венным пре.дприятием. Дру.гими слова.ми, это систе.ма принудите.льная. При.нуждение осу.ществляетс.я государст.вом в связ.и, с чем в не.которых стр.анах, в то.м числе и Росс.ии, подобн.ая система н.азывается государственной; все ус.ловия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, т.ак же как условия и нормы пенсионного обес.печения, о.пределяются государст.вом. Они не мо.гут быть из.менены по со.глашению сторо.н трудового до.говора, по ре.шению през.идента и правительства.

В чем же заключаетс.я экономическая и социальная су.щность обяз.ательного социального страхования?

Экономическая су.щность коре

.нится в про.изводствен.ных отноше.ниях, реал.ьной стоимост.и рабочей с.илы. Стоимост.ь рабочей с.илы не может о.пределятьс.я и уже да.вно не опре.деляется в р.азвитых стр.анах ценно.й «живого» тру.да в перио.д её функц.ионировани.я непосредст.венно в про.цессе произ.водства он.а включает в себ.я и другие о.плачиваемые пер.иод, прежде все.го пенсион.ный период в ж.изни челове.ка, когда е.му выплачи.вается зар.аботанная и.м пенсия. И.ногда эконо.мическую су.щность сво.дят к уплате стр.аховых взносо.в, поскольку та.кие взносы сост.авляют осно.ву фонда. Эт.и взносы, естест.венно, отр.ажают стои.мость рабоче.й силы, яв.ляются одним из её э.лементов. О.днако надо и.меть ввиду, что р.аспределен.ие платеже.й между работ.ником и работо.дателем не и.меет существенного з.начения.
2.2 Общая характеристика основных источников пенсионного обеспечения в РФ
В данной г.лаве уже можно определить кру.г законов, котор.ые будут н.ас интересо.вать при р.ассмотрени.и данного во.проса. Как у.поминалось р.анее, зако.нодательст.во Российс.кой Федера.ции по вопрос.ам пенсион.ного обеспече.ния населе.ния не явл.яется совер.шенным, од.нако в Росс.ийской Федер.ации имеетс.я довольно т.аки сложная и р.азветвленн.ая система нор.мативных а.ктов регламентирующих д.анный вопрос. К.ак нам извест.но, эта систе.ма имеет до.вольно сло.жную структуру.

Так, во гл.
аве Российского законодательства сто.ит Конституция РФ, котора.я закрепляет ос.новные пра.ва и свободы гражданина Росс.ийской Федерации, к которым относится так же и право на социаль.ное обеспече.ние. Немно.го ниже по свое.й юридической силе стоят Конституционные Фе.деральные з.аконы. Есл.и мы спуст.имся на од.ну ступень.ку, то нем.ного ниже и.дут Федера.льные зако.ны, а уж з.атем Конст.итуции субъе.ктов федер.ации и их з.аконы, и нор.мативные акт.ы.

Источники пе.нсионного обеспечения можно разделить на три группы:

Первую гру.ппу источн.иков права со.циального обес.печения сост.авляют международные до.говоры и ко.нвенции Ме.ждународно.й организа.ции труда (.МОТ).

В соответст.вии с п. 4 ст. 15 Ко.нституции РФ общеприз.нанные при.нципы и нормы международного пр.ава и международные договоры Росс.ийской Федер.ации являютс.я составно.й частью ее пр.авовой систе.мы. Если ме.ждународны.м договоро.м РФ устано.влены иные пр.авила, чем пре.дусмотренн.ые законом, то пр.именяются пр.авила между.народного до.говора.

Вторую группу источ.ников прав.а социального обеспечения сост.авляют зако.ны Российс.кой Федера.ции. Среди н.их особое место, к.ак ранее б.ыло сказано, з.анимает Ко.нституция Росс.ийской Федер.ации. В де.йствующей Ко.нституции з.акреплен пр.авовой статус гр.аждан в об.ласти соци.ального обес.печения. Характер.изуя Конст.итуцию РФ к.ак основно.й источник пр.ава социал.ьного обес.печения, следует по
.дробно рас.крыть содер.жание ст. 7, 18, 3.3, 38, 39, 41, 45, 46 и 5.3.

Важное место отводится Основам законодательства РФ « Об охране здоро.вья гражда.н», утверж.денным 22 и.юля 1993 г., котор.ые введены в де.йствие с 1 се.нтября 199.3 г. Этот нор.мативный а.кт закрепл.яет право гр.аждан на о.храну здоро.вья различ.ных категор.ий субъекто.в, а именно: се.мьи, несовершеннолетних, по.жилых, инв.алидов, бере.менных жен.щин, а так.же женщин-.матерей. С.ледует подчер.кнуть, что Ос.новы закре.пляют гара.нтии обеспече.ния этого пр.ава, среди котор.ых— право н.а бесплатное по.лучение различных видо.в медико-со.циальной по.мощи.

Третью группу сост.авляют подз.аконные нормативные акты, сред.и которых особое место занимают У.казы Президента РФ в сфере соци.ального обес.печения. О.ни имеют нор.мативный х.арактер и вос.полняют пробе.лы федерал.ьных законо.в ( например, Указ През.идента РФ « О пер.воочередны.х мерах по обес.печению вы.платы ежемес.ячного пособ.ия на ребе.нка» от 8 а.вгуста 1998 г.;

Указ Прези.дента РФ « О до.плате к госу.дарственно.й пенсии л.ицам, заме.щавшим дол.жности в ор.ганах госу.дарственно.й власти и у.правления Со.юза ССР и РСФС.Р» от 1 апре.ля 1996 г.) и.ли Указ През.идента РФ «О по.вышении раз.мера компе.нсационной в.ыплаты отде.льным кате.гориям пенс.ионеров» от 1 а.вгуста 2000 г.

Четвертую гру.ппу среди подзаконных актов занимают пост.ановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения нор.м законов по отдельн.ым видам социального обеспечения ( пенсии, пособия, ко