Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

1.1. Понятие и сущность стресса

1.2. Физиологические проявления стресса

1.3. Познавательные процессы при стрессе

1.4. Основные отличия биологического и социального стресса

1.5. Особенности экзаменационного стресса

Выводы по главе 1:

Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов

2.1. Организация исследования

2.2. Методологический инструментарий

2.3. Математико-статистическая обработка данных

2.4. Анализ результатов и их обсуждение

Выводы по главе 2:

Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса

Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний:

Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»

Индивидуально-коррекционная программа

Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»

Выводы по главе 3:

Заключение

Список литературы

Приложение

Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”

Приложение 2.

Общая схема - модель переживания стресса

Упражнение «Внутренний луч».


Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность – внешность спокойного и удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал(а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!».

Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях.

Упражнение «Мой враг – мой друг».


После конфликта с кем-либо чаще всего вы оцениваете этого человека сугубо отрицательно. Вы настроены критиковать его: выделяете его недостатки и в определенной мере зацикливаетесь на них. Вы переложили всю вину на данного человека и тем самым «закрыли» для себя возможность конструктивного подхода в решении проблема.

Объективное представление предполагает видение не только негативных сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и имеющихся позитивных характеристик. Более того, недостатки являются следствием достоинств и, наоборот, достоинства перерастают в недостатки.

Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить его на две половины – правую и левую. В левой части листа запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение.

Например, в левой части вы записали:

  1. Отсутствие достаточного жизненного опыта.

  2. Резкость в общении.

  3. Излишняя поспешность в принятии решений.

Продолжая отмеченные качества в сторону позитива, в правой части листа можно написать следующее:

  1. Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему.

  2. Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.

Упражнение «Ситуация».


У вас произошел конфликт. После него вы видите только отрицательные последствия произошедшего. Поэтому напряжение, которое возникло у вас в конфликте, вы переживаете долго, и не можете от него избавиться. Как «сбросить» это напряжение и быстро успокоиться?

Возьмите чистый лист бумаги и в левой части листа перечислите отрицательные последствия данного конфликта. Затем отмеченные вами характеристики ситуации переведите в позитив в правой части листа.

Например, в левой части страницы вы отметили:

  1. Проблема осталась нерешенной.

  2. Вы испытываете чувство вины, вам кажется, что вы могли бы вести себя более конструктивно.

  3. Как только вы видите человека, с которым произошел конфликт, вы испытываете сильное раздражение

В правой части вы можете написать:

  1. Проблема осталась нерешенной, поэтому вы имеете возможность найти действительно конструктивное решение. У вас было время для поиска дополнительной информации для принятия конструктивного решения.

  2. Если вы вините самого себя, следовательно, вы не утратили способность видеть свои недостатки. А значит, вы можете совершенствоваться, подниматься вверх по пути повышения и при построении своего социального статуса.

  3. Вы – живой человек. Можете быть естественным и испытывать живые, непосредственные эмоции.

Ведение «Дневника стресса» и «Календаря радостей»


«Дневник стрессов» представляет собой регулярное ведение записей об особенностях своего стрессового состояния, анализируя свои ощущения на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Особенности ведения «Дневника стрессов» рассмотрены в третьей главе настоящего пособия. Желательно систематически вести записи, анализируя причины (факторы) своего стрессового состояния в свободной форме. Возможно использовать различные варианты записей.

«Календарь радостей» представляет собой методику, актуализирующую положительные эмоциональные состояния, успехи, достижения в различных сферах жизнедеятельности. Записи также необходимо вести систематически (желательно ежедневно) по следующей инструкции.

Инструкция


В данном календаре Вы должны ежедневно записывать все радости, успехи, достижения, которые вы пережили за день. Записывайте все, даже самые незначительные положительные события. Желаем вам успеха в заполнении данного календаря.



«Календарь радостей» возможно сочетать с методикой «Цветопись» Лутошкина.

Информация о развитии навыков психопрофилактики дистресса в условиях неожиданного влияния различных стресс-факторов («острый» стресс), а также умений составления индивидуальных графиков развития стресса в различных ситуациях представлена в главе 3.

Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»


Цель:

Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий в группе.

Задачи:

  1. Овладение навыками различных релаксационных техник.

  2. Получение базовых знаний о факторах, механизмах развития психологического стресса различного типа.

  3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».

  4. Овладение навыками позитивного конструктивного мышления в проблемных ситуациях.

  5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных ситуациях, работа с индивидуальными моделями стресса.

Критерии эффективности:

  1. Понижение высокого уровня личностной тревожности, напряженности.

  2. Увеличение актуально переживаемых позитивных эмоциональных состояний, улучшение настроения.

  3. Повышение работоспособности и социальной активности.

  4. Улучшение общего самочувствия.

  5. Повышение заниженной самооценки, коррекция неадекватной самооценки.

  6. Формирование интернального локуса контроля, необходимого для преодоления деструктивных проявлений стресса.

Возможно использование следующих психодиагностических методов для отслеживания результатов действия тренинговой программы:

  1. Включенное внешнее наблюдение.

  2. Устный опрос, письменный опрос (анкетирование, тестирование).

  3. Анализ письменных и устных самонаблюдений участника программы.

В качестве тестовых методик рекомендуется применить.

Ситуативные тесты.


  1. «Н.П.Н» Немчина.

  2. «РТ» Спилбергера.

  3. САН (самочувствие, активность, настоение).

  4. «Цветопись» Лукошкина.

Личностные тестовые методики.


  1. «Общая самооценка» Казанцевой, «Кто я в этом мире» Новикова (школа самооценки).

  2. «Шкала общей интернальности» («УСК» - уровень субъективного контроля).

  3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Личностная агрессивность» Басса-Дарки.

  4. «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, Факторы эмоционально волевых особенностей (факторы C, G, J, O, Q3, Q4) – 16 PF опросника Кеттелла.

По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2.5 до 3.5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый.


Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:

  1. Телесно-ориентированные психотехники.

  2. Танцевально-двигательные психотехники.

  3. Арт-технологии.

  4. Релаксационные технологии.

Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.

Первый этап: активационный.

На данном этапе осуществляется разминка, «разогрев» участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец», «Зеркальный танец», «Змейка» и т.п. (К. Рудестам «Групповая психотерапия», Кряжева «Развитие эмоционального мира ребенка», Н.В. Самоукина «Коррекционные и психотехнические игры и упражнения» и т.п.). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие развитию стрессоустойчивости.

Второй этап: основная часть.

Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Например, тема очередного занятия «Мир наших эмоций и стрессовые состояния». Тренер (ведущий) в диалогической форме работает с группой, раскрывая в доступной, научно-популярной форме особенности, природу эмоций и роль эмоций в возникновении и развитии стрессового состояния, особенности эмоциональных проявлений в стрессах различного типа. Участники группы при этом могут задавать различные вопросы, выполнять задания тренера с целью осмысления данной темы. При этом задействованной оказывается сознательная, рефлексивная сфера личности.

Третий этап: интеграционный.

Третий этап является заключительным, завершающим тренинг. Достаточно удачной формой для третьего этапа является:

  1. релаксационный процесс (глубокая длительная, кратковременная релаксация с использованием различных вариантов релаксационных техник, возможно техник с элементами медитации);

  2. проговор всех участников тренинговой группы

  • «Мои ощущения»;

  • «Мои чувства»;

  • «Мое состояние»;

  • «Что было трудно выполнить в течении тренинга»;

  • «Что было легко выполнить в течении тренинга».