Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 337
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке
1.1. Понятие и сущность стресса
1.2. Физиологические проявления стресса
1.3. Познавательные процессы при стрессе
1.4. Основные отличия биологического и социального стресса
1.5. Особенности экзаменационного стресса
Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов
2.2. Методологический инструментарий
2.3. Математико-статистическая обработка данных
2.4. Анализ результатов и их обсуждение
Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса
Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»
Индивидуально-коррекционная программа
Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»
Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”
Упражнение «Внутренний луч».
Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность – внешность спокойного и удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал(а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!».
Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях.
Упражнение «Мой враг – мой друг».
После конфликта с кем-либо чаще всего вы оцениваете этого человека сугубо отрицательно. Вы настроены критиковать его: выделяете его недостатки и в определенной мере зацикливаетесь на них. Вы переложили всю вину на данного человека и тем самым «закрыли» для себя возможность конструктивного подхода в решении проблема.
Объективное представление предполагает видение не только негативных сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и имеющихся позитивных характеристик. Более того, недостатки являются следствием достоинств и, наоборот, достоинства перерастают в недостатки.
Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить его на две половины – правую и левую. В левой части листа запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение.
Например, в левой части вы записали:
-
Отсутствие достаточного жизненного опыта. -
Резкость в общении. -
Излишняя поспешность в принятии решений.
Продолжая отмеченные качества в сторону позитива, в правой части листа можно написать следующее:
-
Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему. -
Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.
Упражнение «Ситуация».
У вас произошел конфликт. После него вы видите только отрицательные последствия произошедшего. Поэтому напряжение, которое возникло у вас в конфликте, вы переживаете долго, и не можете от него избавиться. Как «сбросить» это напряжение и быстро успокоиться?
Возьмите чистый лист бумаги и в левой части листа перечислите отрицательные последствия данного конфликта. Затем отмеченные вами характеристики ситуации переведите в позитив в правой части листа.
Например, в левой части страницы вы отметили:
-
Проблема осталась нерешенной. -
Вы испытываете чувство вины, вам кажется, что вы могли бы вести себя более конструктивно. -
Как только вы видите человека, с которым произошел конфликт, вы испытываете сильное раздражение
В правой части вы можете написать:
-
Проблема осталась нерешенной, поэтому вы имеете возможность найти действительно конструктивное решение. У вас было время для поиска дополнительной информации для принятия конструктивного решения. -
Если вы вините самого себя, следовательно, вы не утратили способность видеть свои недостатки. А значит, вы можете совершенствоваться, подниматься вверх по пути повышения и при построении своего социального статуса. -
Вы – живой человек. Можете быть естественным и испытывать живые, непосредственные эмоции.
Ведение «Дневника стресса» и «Календаря радостей»
«Дневник стрессов» представляет собой регулярное ведение записей об особенностях своего стрессового состояния, анализируя свои ощущения на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Особенности ведения «Дневника стрессов» рассмотрены в третьей главе настоящего пособия. Желательно систематически вести записи, анализируя причины (факторы) своего стрессового состояния в свободной форме. Возможно использовать различные варианты записей.
«Календарь радостей» представляет собой методику, актуализирующую положительные эмоциональные состояния, успехи, достижения в различных сферах жизнедеятельности. Записи также необходимо вести систематически (желательно ежедневно) по следующей инструкции.
Инструкция
В данном календаре Вы должны ежедневно записывать все радости, успехи, достижения, которые вы пережили за день. Записывайте все, даже самые незначительные положительные события. Желаем вам успеха в заполнении данного календаря.
«Календарь радостей» возможно сочетать с методикой «Цветопись» Лутошкина.
Информация о развитии навыков психопрофилактики дистресса в условиях неожиданного влияния различных стресс-факторов («острый» стресс), а также умений составления индивидуальных графиков развития стресса в различных ситуациях представлена в главе 3.
Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»
Цель:
Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий в группе.
Задачи:
-
Овладение навыками различных релаксационных техник. -
Получение базовых знаний о факторах, механизмах развития психологического стресса различного типа. -
Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей». -
Овладение навыками позитивного конструктивного мышления в проблемных ситуациях. -
Составление индивидуального графика развития стресса в различных ситуациях, работа с индивидуальными моделями стресса.
Критерии эффективности:
-
Понижение высокого уровня личностной тревожности, напряженности. -
Увеличение актуально переживаемых позитивных эмоциональных состояний, улучшение настроения. -
Повышение работоспособности и социальной активности. -
Улучшение общего самочувствия. -
Повышение заниженной самооценки, коррекция неадекватной самооценки. -
Формирование интернального локуса контроля, необходимого для преодоления деструктивных проявлений стресса.
Возможно использование следующих психодиагностических методов для отслеживания результатов действия тренинговой программы:
-
Включенное внешнее наблюдение. -
Устный опрос, письменный опрос (анкетирование, тестирование). -
Анализ письменных и устных самонаблюдений участника программы.
В качестве тестовых методик рекомендуется применить.
Ситуативные тесты.
-
«Н.П.Н» Немчина. -
«РТ» Спилбергера. -
САН (самочувствие, активность, настоение). -
«Цветопись» Лукошкина.
Личностные тестовые методики.
-
«Общая самооценка» Казанцевой, «Кто я в этом мире» Новикова (школа самооценки). -
«Шкала общей интернальности» («УСК» - уровень субъективного контроля). -
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Личностная агрессивность» Басса-Дарки. -
«Шкала личностной тревожности» Спилбергера, Факторы эмоционально волевых особенностей (факторы C, G, J, O, Q3, Q4) – 16 PF опросника Кеттелла.
По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2.5 до 3.5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый.
Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:
-
Телесно-ориентированные психотехники. -
Танцевально-двигательные психотехники. -
Арт-технологии. -
Релаксационные технологии.
Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.
Первый этап: активационный.
На данном этапе осуществляется разминка, «разогрев» участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец», «Зеркальный танец», «Змейка» и т.п. (К. Рудестам «Групповая психотерапия», Кряжева «Развитие эмоционального мира ребенка», Н.В. Самоукина «Коррекционные и психотехнические игры и упражнения» и т.п.). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие развитию стрессоустойчивости.
Второй этап: основная часть.
Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Например, тема очередного занятия «Мир наших эмоций и стрессовые состояния». Тренер (ведущий) в диалогической форме работает с группой, раскрывая в доступной, научно-популярной форме особенности, природу эмоций и роль эмоций в возникновении и развитии стрессового состояния, особенности эмоциональных проявлений в стрессах различного типа. Участники группы при этом могут задавать различные вопросы, выполнять задания тренера с целью осмысления данной темы. При этом задействованной оказывается сознательная, рефлексивная сфера личности.
Третий этап: интеграционный.
Третий этап является заключительным, завершающим тренинг. Достаточно удачной формой для третьего этапа является:
-
релаксационный процесс (глубокая длительная, кратковременная релаксация с использованием различных вариантов релаксационных техник, возможно техник с элементами медитации); -
проговор всех участников тренинговой группы
-
«Мои ощущения»; -
«Мои чувства»; -
«Мое состояние»; -
«Что было трудно выполнить в течении тренинга»; -
«Что было легко выполнить в течении тренинга».