Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке
1.1. Понятие и сущность стресса
1.2. Физиологические проявления стресса
1.3. Познавательные процессы при стрессе
1.4. Основные отличия биологического и социального стресса
1.5. Особенности экзаменационного стресса
Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов
2.2. Методологический инструментарий
2.3. Математико-статистическая обработка данных
2.4. Анализ результатов и их обсуждение
Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса
Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»
Индивидуально-коррекционная программа
Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»
Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”
3 - отчасти характерно, отчасти не характерно.
2 - довольно не характерно для меня - скорее нет, чем да.
1 - совсем не характерно для меня, описание не верно.
Ключ:
1. Определите сумму баллов для вопросов №№ 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29.
2. Определите сумму баллов для вопросов №№ 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30.
3. Прибавьте к первой сумме число 72 и вычтите вторую сумму.
0-24: очень неуверен в себе;
25-48: скорее не уверен, чем уверен;
49-72: среднее значение уверенности;
73-96: уверен в себе;
97-120: слишком самоуверен.
2.3. Математико-статистическая обработка данных
Математическая обработка – это оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании. Такие индивидуальные результаты называют также «наблюдениями», «наблюдаемыми значениями», «вариантами», «датами», «индивидуальными показателями» и др. В психологии чаще всего используются термины «наблюдение» или «наблюдаемое значение».
Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархии) признаков.
Описание метода:
Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:
-
два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых; -
две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р.Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.); -
две групповые иерархии признаков; -
индивидуальная и групповая иерархия признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Если два признака связаны положительно, то испытуемые, имеющие низкие ранги по одному из них, будут иметь низкие ранги и по другому, а испытуемые, имеющие высокие ранги по одному из признаков, будут иметь по другому признаку также высокие ранги. Для подсчета Rs необходимо определить разности (d) между рангами, полученными данным испытуемым по обоим признакам. Затем эти показатели d определенным образом преобразуются и вычитаются из 1. Чем меньше разности между рангами, тем больше будет Rs, тем ближе он будет к + 1.
Если корреляция отсутствует, то все ранги будут перемешаны и между ними не будет никакого соответствия. Формула составлена так, что в этом случае Rs окажется близким к 0.
В случае отрицательной корреляции низким рангам испытуемых по одному признаку будут соответствовать высокие ранги по другому признаку, и наоборот.
Чем больше несовпадение между рангами испытуемых по двум переменным, тем ближе Rs к – 1.
2.4. Анализ результатов и их обсуждение
На первом этапе исследования школьникам был предложен опросник, направленный на выявление степени выраженности экзаменационного стресса. Полученные данные были занесены в сводную таблицу.
Таблица 1.
Сводная таблица данных по методике «Подверженность экзаменационному стрессу» (n = 40)
№ | Степень выраженности экзаменационного стресса | |
Ученики 9 класса | Ученики 11 класса | |
1 | 4 | 6 |
2 | 5 | 5 |
3 | 3 | 7 |
4 | 4 | 5 |
5 | 8 | 9 |
6 | 6 | 11 |
7 | 4 | 5 |
8 | 9 | 4 |
9 | 7 | 4 |
10 | 4 | 7 |
11 | 5 | 9 |
12 | 4 | 5 |
13 | 6 | 8 |
14 | 10 | 7 |
15 | 8 | 3 |
16 | 5 | 9 |
17 | 4 | 5 |
18 | 4 | 5 |
18 | 5 | 7 |
19 | 4 | 4 |
20 | 6 | 9 |
С.з. | 5,75 | 6,7 |
Обратимся к интерпретации полученных данных. Как видно из таблицы 1 экзаменационному стрессу учащиеся подвержены не в одинаковой степени. В частности, большая выраженность стрессовых симптомов обнаружена среди учащихся 11 класса. Данный факт может быть обусловлен тем обстоятельством, что в 11 классе более серьезные и ответственные экзамены, от которых зависит успешность среднего образования и перспектива поступления в престижный ВУЗ. По этой причине учащиеся 11 класса испытывают большее напряжение по сравнению с учащимися 9 класса.
Кроме того, из таблицы 1 можно видеть, что экзаменационный стресс остро выражен у 10 % учащихся 9 класса и у 35 % учащихся 11 класса. Средняя выраженность стресса отмечается у 45 % учащихся 9 класса и столько же у учащихся 11 класса.
Представим полученные результаты в графическом виде (рис.1 и рис.2).
Рисунок 1. Степень выраженности экзаменационного стресса среди учащихся 9 класса
Рисунок 2. Степень выраженности экзаменационного стресса среди учащихся
11 класса
Далее обратимся к результатам диагностики индивидуальных особенностей учащихся. Рассмотрим уровень тревожности учащихся в период экзаменационных испытаний.
Таблица 3.
Сводная таблица данных по методике «Шкалы тревоги и тревожности» Спилбергера (n = 40)
№ | Учащиеся 9 класса | Учащиеся 11 класса | ||
ЛТ | СТ | ЛТ | СТ | |
1. | 32 | 31 | 44 | 49 |
2. | 35 | 39 | 38 | 40 |
3. | 41 | 43 | 49 | 45 |
4. | 36 | 31 | 49 | 49 |
5. | 31 | 35 | 40 | 42 |
6. | 31 | 44 | 38 | 39 |
7. | 33 | 39 | 49 | 50 |
8. | 39 | 40 | 48 | 54 |
9. | 33 | 32 | 46 | 40 |
10. | 42 | 31 | 39 | 43 |
11 | 32 | 31 | 44 | 49 |
12 | 35 | 39 | 38 | 40 |
13 | 35 | 39 | 38 | 40 |
14 | 41 | 43 | 49 | 45 |
15 | 31 | 44 | 38 | 39 |
16 | 33 | 39 | 49 | 40 |
17 | 33 | 39 | 49 | 50 |
18 | 39 | 40 | 48 | 44 |
19 | 32 | 31 | 44 | 49 |
20 | 35 | 39 | 38 | 40 |
С.з. | 34,9 | 37,4 | 43,7 | 45,3 |
Обозначения: ЛТ – личностная тревожность; СТ – ситуативная тревожность; С.з. – среднее значение по выборке.
Как видно из таблицы 3, ни один школьник не набрал того количества баллов, которое соответствует низкому уровню тревожности. Однако 9 испытуемых имеют высокий уровень личностной тревожности и столько же – высокий уровень ситуативной тревожности. Таблица наглядно демонстрирует, что это учащиеся 11 класса. Во время тестирования они проявляли беспокойство, нервозность. Их интересовало, что записывает психолог, не узнаю ли о результатах теста родители или учителя, как отвечают другие одноклассники и правильно ли отвечают они сами. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных учащихся можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например, у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и/или шеи. Уже в ходе исследования встречались дети, которые активно или пассивно отказывались от диагностики.
По результатам исследования у 15 детей был выявлен средний уровень личностной тревожности и у стольких же испытуемых – средний уровень ситуативной тревожности. Такие дети в процессе тестирования либо вообще не проявляли признаков, свойственных высокотревожным школьникам, либо проявляли некоторые из них в слабой степени.
Более наглядно полученные данные можно представить в графическом виде:
Рисунок 3. Сравнение уровня тревожности среди учащихся 9 и 11 классов
Полученные данные говорят о том, что довольно большое количество детей имеют высокий уровень тревожности, в нашем случае – это учащиеся из 11 класса. То есть фактически у каждого второго школьника уровень тревожности превышает средний, и, следовательно, ребенок нуждается в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.
Далее рассмотрим результаты тестирования уверенности в себе и уровня самооценки учащихся.
Таблица 4.
Сводная таблица данных диагностики уверенности в себе и уровня самооценки учащихся 9 – 11 классов
№ | Самооценка личности | Уверенность в себе | |
Учащиеся 9 класса | 1 | 0,5 | 56 |
2 | 1 | 60 | |
3 | 0,2 | 47 | |
4 | 0,3 | 60 | |
5 | - 0,6 | 23 | |
6 | 0,4 | 66 | |
7 | - 0,6 | 24 | |
8 | 0,5 | 89 | |
9 | 0,6 | 55 | |
10 | 0,2 | 40 | |
11 | - 0,8 | 20 | |
12 | 0,1 | 25 | |
13 | 0,4 | 69 | |
14 | 0,9 | 87 | |
15 | 1 | 97 | |
16 | -1 | 15 | |
17 | 0,5 | 50 | |
18 | 0,4 | 78 | |
19 | 0,2 | 56 | |
20 | -0,6 | 24 | |
Учащиеся 11 класса | 21 | 0,3 | 41 |
22 | 0,8 | 47 | |
23 | 0,7 | 56 | |
24 | 0,4 | 44 | |
25 | 0,1 | 64 | |
26 | 0,5 | 59 | |
27 | 0,4 | 48 | |
28 | 0,6 | 86 | |
29 | 0,1 | 29 | |
30 | 0,2 | 40 | |
31 | - 0,8 | 20 | |
32 | 0,5 | 59 | |
33 | 0,4 | 48 | |
34 | 0,6 | 86 | |
35 | 0,4 | 48 | |
36 | - 0,8 | 20 | |
37 | -0,6 | 24 | |
38 | 0,3 | 41 | |
39 | 0,8 | 47 | |
40 | -0,6 | 24 |