Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке
1.1. Понятие и сущность стресса
1.2. Физиологические проявления стресса
1.3. Познавательные процессы при стрессе
1.4. Основные отличия биологического и социального стресса
1.5. Особенности экзаменационного стресса
Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов
2.2. Методологический инструментарий
2.3. Математико-статистическая обработка данных
2.4. Анализ результатов и их обсуждение
Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса
Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»
Индивидуально-коррекционная программа
Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»
Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”
1) В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы». Не нужно принимать важных решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание.
2) Если стресс застает в помещении, следующими действиями становятся:
-
Покидание того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному. -
Использование влажных салфеток для того, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках. -
Обследование того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов. -
Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите в данный момент. -
Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.
3) Если стресс застигает вне помещения нужно:
-
Осмотреться по сторонам, постараться взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их. -
Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду. -
Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут. -
Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.
Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний:
Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»
1) Организационное обеспечение программы
1 этап
Сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов (диагностическая, психотерапевтическая беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ситуационные тесты на стресс).
2 этап
Коррекционные занятия – индивидуальные в тренинговой группе (работа практического психолога), психотерапевтические консультации, занятия (работа психотерапевта).
2) Условия проведения программы
-
Возрастной состав: молодежь от 14 до 17 лет -
Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм:
-
Индивидуальная психокоррекционная программа. -
Тренинговая программа (групповой формат проведения).
-
Период проведения программы: в течение учебного года, продолжительность консультаций, диагностики, занятий – от 1 академического часа до 3.5 академических часов. -
Материально-техническое обеспечение: аудиомагнитофон, музыкальный центр, компакт-диски, аудиокассеты с функциональной музыкой, ватман, цветные карандаши, фломастеры. -
База реализации программы – Центр социального здоровья (возможна площадка центра практической психологии, социально-психологической помощи, молодежного центра и т.п.), учебно-образовательные учреждения (вузы, средние учебные заведения).
Достаточно полно организационные аспекты отражены на примере алгоритма-схемы реализации программы «Психопрофилактика деструктивного стресса» (приложение 1).
3) Концептуальное обеспечение программы
Программа сформирована на авторской концептуальной модели, отражающей наличие деструктивного влияния различных стресс-факторов на психическое, личностное развитие учащихся. Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь молодому человеку в решении проблем, связанных с переживанием экзаменационного стресса.
Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса различного типа, преобладающих поведенческих моделей поведения во время переживания стресса.
4) Цель программы:
Формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции учащегося на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов, формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса.
5) Задачи:
-
Понимание причин в возникновении и развитии психологических стрессов различного типа. -
Овладение базовыми теоретическими знаниями, касающихся факторов, стрессовых ситуаций, реакций, динамики острого и хронического стресса. -
Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового интегрального качества личности. -
Снижение невротизации психической, эмоциональной сферы. -
Усвоение умений и навыков преодоления деструктивного стресса.
6) Содержательное обеспечение программы
Содержание программы подразделяется на три блока:
1 блок – психологическое консультирование;
2 блок – психодиагностический;
3 блок – психокоррекционный.
Рассмотрим поподробнее вышеуказанные блоки программы по профилактике деструктивного стресса.
1 блок – Психологическое консультирование
Методы:
Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью.
1 ступень. Первичная психологическая консультация.
2 ступень. Плановая психологическая консультация.
3 ступень. Специализированная психологическая консультация.
2 блок – Психодиагностический
Методы:
Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование.
Психодиагностика подразумевает:
-
Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа является модель-схема психологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, «Самооценка» С.А. Будаси, «Самооценка» Г.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна, «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Уровень субъективного контроля» В.Д. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.Н. Эткинда.
Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.)
-
Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным программам.
Методы:
-
Наблюдение. -
Интервьюирование, беседа. -
Анкетирование. -
Тестирование. -
Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного анализа своих состояний: «Дневник стрессов», «Календарь радостей», а также вербального самоанализа, например, в течении тренинга, индивидуального занятия).
3 блок – Психокоррекционный
Данный блок представлен тремя программами.
Индивидуально-коррекционная программа
Основа программы:
Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый сценарий».
Цель:
Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных психокоррекционных занятий.
Задачи:
-
Овладение навыками различных релаксационных психотехник. -
Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития «острого стресса» различного типа. -
Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей». -
Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуация. -
Составление индивидуального графика развития стресса в различных стрессовых ситуациях.
Профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что индивидуальная психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей программе.
Следует представить некоторые основные упражнения, психотехники, позволяющие реализовать цель и задачи программы.
Релаксационные упражнения.
Условия проведения: выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15 минут. Возможно под спокойную, функциональную музыку. Желательно 1-2 раза в неделю.
Психопрофилактика деструктивного стресса (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)
-
Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений. -
Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд. -
Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. -
Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит». -
Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла». -
Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».