Файл: Отчет о прохождении практики преддипломная практика. 37. 04. 01 Психология (Профиль Организационная психология) Богатырёв Кирилл Алексеевич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.

Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный.

тест Юнга.

Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира - и - Лопеца.

Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.

Таким образом, мы видим, что существует различное количество методик по разным психическим свойств личности, и разные виды для определения определенной свойств личности как тестирования его ценностей, характера, темперамента и т. д. Так же на определения нескольких свойств личности или общее состояние на данный момент. Применение всех этих методик для рационального применения зависит от каждого отдельного случая в зависимости от задач и объекта исследования.

И даже на определенный и конкретный возраст испытуемого тоже зависит подбор методик. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Также применение психодиагностики достаточно широк и необъятен, он применяется в различных областях практики как в оказании помощи, консультации (семейной, профессиональной, психологической), в анализе в состоянии межличностных отношений, влияния окружающей среды.

И главная цель психодиагностики является помощь людям в их эмоциональным неблагополучным состоянием напряжения, принятие правильного решение с наименьшими потерями для своей нервной системы.

Основные направления деятельности практического психолога у ИП:

1) психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысла психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в
детском учебно-воспитательном учреждении;

2) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений про­цесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т.п. Рядом исследователей психопросвещение выделяется в самостоятельное направление;

3) психодиагностика, важнейшей целью которой яв­ляется добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конк­ретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»;

4) психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;

5) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой пси­хологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоле­ния жизненных трудностей и продуктивного суще­ствования в конкретных обстоятельствах.

Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизи­рованным является психологическое консультирование, поскольку оно предполагает простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.

Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов.

Еще одним распространенным видом деятельности психологов является обучение людей психологическим знаниям. С начала XX века научная, практическая и преподавательская деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Большинство известных российских психологов работали в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили ис­следования, писали научные труды и передавали полученные зна­ния, идеи, теории студентам. Университетские и институтские кафедры были центрами психологической мысли, научной психологии. Профессора руководили научно-психологическими исследованиями, а преподавательская деятельность была направлена на изложение своих концепций и психологических взглядов. Цель преподавания заключалась в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых.



Такая взаимосвязь научной и преподавательской деятельности сохранялась как в российских, так и в зарубежных университетах в течение всего XX века. Педагогические способности профессора высоко ценились, однако главной для него была все же научная квалификация.

По мере развития практической психологии разрабатывались формы и методы обучения практическим психологическим знаниям и умениям. Эти знания и умения изучались как студентами, желаю­щими стать практическими психологами, так и людьми, желающи­ми повысить свою практическую психологическую компетентность. В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам.

В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Чтобы быть успешным, он должен соответствовать следующим критериям:

1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;

2) фундаментально знать преподаваемый предмет;

3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способнос­тями;

5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;

6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением по­нять студента;

7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного ма­териала;

8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;

9) владеть педагогическим тактом

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально провести психолого-педагогическую профилактику эмоционального выгорания менеджеров среднего звена. Объект исследования - эмоциональное выгорание менеджеров среднего звена. Предмет исследования–психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена. Гипотеза исследования: Эмоциональное выгорание менеджеров среднего звена изменится, если провести психолого-педагогическую профилактику эмоционального выгорания.


Задачи исследования:

1. Изучить понятие эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности эмоционального выгорания менеджеров среднего звена.

3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания менеджеров среднего звена.

4. Определить и описать этапы, методы, методики исследования.

5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты.

6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания менеджеров среднего звена.

7. Проанализировать результаты исследования эмоционального выгорания менеджеров после проведения психолого-педагогической профилактики.

8. Составить рекомендации по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгорания менеджеров среднего звена, разработать и внедрить технологическую карту.

Методы исследования:

1. Теоретический метод–анализ, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация, целеполагание, моделирование.

2. Эмпирический метод - анкетирование, тестирование, методы математико-статистического анализа: статистический критерий Т-Вилкоксона, качественный анализ результатов, констатирующее и контрольное исследование, формирующий эксперимент.

Методики исследования: 1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В.Бойко;

2. Методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

Эмпирическая база и выборка исследования:

Исследование особенностей эмоционального выгорания менеджеров среднего звена было проведено в естественных условиях рабочего процесса, с параллельным участием в реализации программы психолого-педагогической профилактики.

В исследовании участвовали 20 человек - менеджеров среднего звена, осуществляющих свою деятельность в системе продаж рекламных услуг. Научная новизна исследования состоит в следующем:

- Выявлены особенности эмоционального выгорания менеджеров среднего звена;

 Определены структурные компоненты программы психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания: когнитивный, рефлексивный, поведенческий и эмоциональный;

 С учетом структурных компонентов разработана модель психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена;


 С учетом четырех компонентов модели создана и апробирована психолого-педагогическая программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания, включающая в себя: информационный блок, аналитический и практический блоки;

 Разработана и внедрена психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена, разработана программа психологопедагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена, разработаны рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания менеджеров среднего звена, разработана технологическая карта внедрения программы психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

 Обоснованы компоненты программы психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания: когнитивный, рефлексивный и поведенческий, эмоциональный. Построено дерево целей и модель психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания менеджеров среднего звена;

 Определены и систематизированы особенности эмоционального выгорания менеджеров среднего звена.

Этапы исследования:  Поисково-подготовительный. Проведено изучение и анализ социологических трудов и психолого-педагогической литературы, по проблеме профилактики эмоционального выгорания менеджеров среднего звена.

Уточнена тема, сформулирована гипотеза, осуществлен выбор объекта и предмета исследования. Определены задачи, методы исследования. Осуществлен выбор психодиагностического инструментария.

 Опытно-экспериментальный. Разработана и реализована модель профилактики эмоционального выгорания менеджеров среднего звена. Разработана программа наблюдения за динамикой компонентов эмоционального выгорания.

Определена выборка. Проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Реализована психолого-педагогическая программа профилактики эмоционального выгорания менеджеров среднего звена.  Контрольно-обобщающий. Осуществлен анализ полученных результатов. Проведена статистическая обработка полученных данных, их теоретическое обоснование. Осуществлено обобщение, систематизация и описание теоретических, экспериментальных выводов исследования.