Файл: Методические рекомендации по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка заключение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Курсовая работа
Работа по предупреждению орфографических ошибок

у младших школьников на уроках русского языка


Специальность:

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Выполнила:

студентка 3 курса, группы В,

очной формы обучения,

Ковалёва Вероника Алексеевна
Руководитель:

Заворотынская С.В., преподаватель

филологических дисциплин


Светлоград, 2022

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты работы по предупреждению

орфографических ошибок у младших школьников на уроках

русского языка………………………………………………………...7

1.1. Работа над орфографическими ошибками как один из

приемов развития орфографической зоркости………….……….7

1.2. Классификация орфографических ошибок и их

предупреждение……….………………………………..….........11
ГЛАВА 2 Методико-практические аспекты работы по предупреждению

орфографических ошибок на уроках русского языка в

начальной школе…………………………………………………...12

2.1. Методы и приемы работы над орфографическими ошибками

у младших школьников………………………………………….18

2.2. Методические рекомендации по предупреждению

орфографических ошибок у младших школьников

на уроках русского языка ………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..42

ВВЕДЕНИЕ
Орфографические ошибки в письменной речи школьников – закономерное явление процесса обучения. Они объясняются, главным образом, незнанием норм правописания к моменту письменной работы или недостаточным уровнем овладения навыком употребления изученного правила. Систематический контроль должен не только выявить уровень подготовленности учащихся, но и своевременно предупредить пробелы в их знаниях, установить причины ошибок, наметить пути их ликвидации.


Отдельные методические подходы и приемы предупреждения орфографических ошибок и анализа причин их возникновения, значимые для построения коррекционные работы, содержатся в трудах Н.Н. Алгазиной, М.Р. Львова, Г.Н. Приступы, М.М. Разумовской, Н.С. Рождественского, Л.И. Ушаковой и других авторов [27], [23], [28], [29], [26], [30]. Однако изучение практики работы в школе показало, что традиционные методы контроля оценивают конечный результат, не устанавливая причины успехов и неудач школьников. Такое положение можно объяснить недостаточной разработанностью методики педагогической диагностики, обеспечивающей выявление уровня орфографической грамотности учащихся, пробелов в их знаниях, установления причин ошибок учащихся для повышения их орфографической грамотности и отсутствием методических средств решения данной задачи.

Общеизвестно, что орфографическая грамотность в начальной школе играет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Этот факт подтверждает и Примерная основная образовательная программа начального общего образования, в которой акцент делается на овладение орфографической стороной письма, способствующей усвоению родного языка в письменной форме: «Выпускник на этапе начального образования сможет применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное»[31].

Языковая культура является показателем образованности человека вот уже несколько столетий. И не последнее место в общей языковой культуре занимает грамотность. В последнее время грамотность людей вызывает особую тревогу. Главной причиной допущения ошибок является отсутствие орфографической зоркости, то есть способности быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Развитие орфографической зоркости зависит от уровня сформированности орфографического самоконтроля у учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретную задачу научить школьников осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила пунктуации при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное[32].



Для получения результатов в формировании прочных орфографических навыков, необходима непрерывная работа. В первую очередь, надо научить учеников слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать согласные и гласные, ударные и безударные. Зачастую случается так, что ученик знает правило, однако допускает ошибки при письме, так как фонетически глух. Второй этап в этой работе – это формирование орфографической зоркости. Педагог должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется только в деятельности и является результатом многократных действий. И третье, научить детей самоконтролю, то есть ученик должен научиться контролировать себя во время проверки своей работы.

Таким образом, звуковой анализ, то есть сопоставление звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки безошибочного письма.

Одним из безусловных достижений педагогической науки является абсолютное признание утверждения, в соответствии с которым наилучшие условия для обучения грамотности создаются только тогда, когда вначале это действие формируется как полностью осознаваемое. Данное положение было обосновано психологами Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленским, и С.Н. Рождественским и другими [33], [6], [26].

Актуальность темы «Работа по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка» заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Целью исследования является изучение методов и приёмов работы по предупреждению орфографических ошибок в начальных классах.

Объект исследования – процесс предупреждения орфографических ошибок у младших школьников.

Предмет исследования – орфографические ошибки и способы их предупреждения.

Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

1.Изучить приемы работы над орфографическими ошибками как один из приемов развития орфографической зоркости.


2.Изучить классификацию орфографических ошибок.

3.Рассмотреть методы и приемы работы над орфографическими ошибками у младших школьников.

4.Рассмотреть методические рекомендации по работе по предупреждению орфографических ошибок у младших школьников на уроках русского языка.

Решение вышеуказанных задач предусматривает использование следующих методовпедагогического исследования: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование, анализ методической, дидактической и психологической литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Работа над орфографическими ошибками как один

из приемов орфографической зоркости

Работа над ошибками неотъемлемая часть системы обучения русского языка, одна из важнейших видов работ в формировании орфографической грамотности.

Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

Часто встречается такая ситуация, когда после изучения правил ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в диктанте, изложении, в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно именно осознано решить орфографическую задачу.

Среди причин, порождающих ошибки учащихся, нужно назвать следующие:

слабое развитие познавательных способностей;

не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);

орфограмму видит, но ошибочно её определяет;

допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;

работает медленно, не успевает применить свои знания.


Правильно сделанная работа над ошибками возвращает ребёнка к ступеням формирования орфографического навыка:

учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.

поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.

выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану, то есть поэтапно.

повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму, в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

появление автоматизма безошибочного письма.

Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон: с одной – вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодоления ошибок, с другой – вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ. Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Это различные упражнения, использование таблиц, карточек, перфокарт и подобные.

Опыт показывает необходимость проведения отдельных уроков для работы над ошибками. Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида: работа над типичными ошибками, которая проводилась в классе после выполнения проведенной работы и работа над индивидуальными ошибками, которая проводилась как в классе, так и дома.

Проводя работу над орфографическими ошибками на специальном уроке, учитель воспроизводит знания детей по отдельным правилам орфографии, на которые ими были допущены ошибки. Он дает образцы объяснения ошибок, закрепляя орфографические навыки, а так же готовит учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Кроме того, учитель указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо её исправить, и почему исправить таким образом.

Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с анализа орфограмм, которые являются основой в данной работе. Проверив письменные работы детей, учитель отмечает те группы ошибок, которые являются типичными. В данном случае для всех детей, и над которыми надо основательно поработать в классе коллективно. Здесь отрабатываются типичные ошибки учеников, а дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками. Для работы над каждым из отобранных видов орфограмм нужно предусмотреть такие виды работ: